Человеческое общество состоит из множества организаций, которые можно назвать объединениями людей, преследующих определенные цели. Они имеют ряд отличий. Однако у всех у них есть ряд общих характерных черт. Сущность и понятие организации будут рассмотрены далее.
Определение организации
Рассматривая сущность и понятие организации, стоит отметить, что у нее есть множество определений. Об основных из них стоит узнать подробнее. Организация представляет собой форму кооперации людей, которые действуют совместно в рамках единой структуры. Это система, которая призвана выполнять определенные функции.
Под организацией также понимается внутреннее взаимодействие и упорядоченность, согласованность автономных или достаточно дифференцированных отделов, частей единого целого. Это определение обусловлено особым строением.
Рассматривая сущность и понятие организации, стоит отметить еще одно определение. Это общая сумма всех процессов и действий, которые ведут к образованию частей единого целого и совершенствованию их взаимосвязей.
Это также объединение людей, которые вместе стремятся достигнуть поставленной цели, реализовать определенную программу. Они действуют на основе определенных правил, регламентированных процедур.
Также под организацией подразумевают социальное образование, которое координируется сознательно и при этом имеет соответствующие границы. Оно работает на постоянной основе, стремясь к достижению общих целей. Со временем установленные ранее границы могут меняться. Каждый участник организации вносит определенный вклад в общее дело. Требуется проведение неформальной координации взаимодействия всех участников образования.
Структура
Основные структуры организации обладают определенными характеристиками. Они определяют, как должны быть распределены задачи, чтобы совместная деятельность была успешной. Формирование структуры организации должно быть выполнено так, чтобы все ее компоненты свободно взаимодействовали друг с другом, поэтому ей присущи следующие характеристики:
- Комплексность. Это степень распределения обязанностей, дифференциация в рамках объединения. Такое понятие включает в себя степень специализации, а также количество иерархических уровней. Комплексность определяет степень распределения структурных элементов по территории.
- Формализация. Это правила, которые были разработаны заранее с целью упорядочения поведения участников, регламентирующие приемлемые действия всех составных элементов группы.
- Соотношение децентрализации и централизации. Эта характеристика системы определяется уровнями, на которых происходит выработка и принятие решений.
Стоит отметить, что независимо от структуры, формы и типа любая организация имеет миссию, которая объединяет людей для достижения высшей цели.
Теоретические познания
Теория организации включает в себя несколько разных точек зрения и подходов к определению подобного социального образования:
- Бюрократическая теория Вебера. Ее предложил немецкий социолог, экономист, который сформулировал понятие бюрократии. Это, по его мнению, организация, которая имеет характерные свойства. Сегодня под понятием бюрократии понимается нелепость правил, волокита и даже некоторая жестокость. Однако в теории организации такие негативные проявления бюрократии лишь потенциальны. Такое качество объединяет в себе универсальность, производительность и предсказуемость. Такую систему можно организовать, если известны общие цели организации, а работа может делиться на отдельные компоненты. Также конечный результат, к которому стремится бюрократическая организация, должен быть простым. Это позволит выполнять централизованное планирование.
- Теория А. Файоля. Это представитель административной школы. Классическая организационная теория в этом случае рассматривает объединение как машину, которая представляет собой безликую систему. Она построена из формальных связей, целей и имеет многоуровневую иерархию. Организация представляется в этом случае в качестве инструмента для решения поставленных задач. Человек в ней абстрактен. А. Файоль разделил процедуру управления на пять этапов: организация, планирование, подбор кадров и их расстановка, контроль и мотивация.
- Научное управление Ф. В. Тейлора. Это представитель школы научного управления. Он разработал несколько методик организации труда, которые были основаны на применении хронометража при изучении движений рабочих. Орудия и приемы труда в этом случае стандартизировались.
- Естественная теория Т. Парсонса и Р. Мертона. Предполагается, что организация функционирует как самостоятельно совершающийся процесс. В нем присутствует субъективное начало, однако оно в общей массе не преобладает. При этом организованность системы является состоянием, которое позволяет ей самостоятельно настраиваться при внешних или внутренних воздействиях. Целью является только один из возможных результатов работы. При этом отклонение от поставленной задачи рассматривается не как ошибка, а как естественное качество всей системы. Это происходит из-за действия ряда факторов, которые не просчитали заранее.
Системность
Рассматривая основы построения организаций, стоит отметить, что в этом процессе применяется принцип системности. Это позволяет упорядочить взаимоотношения между всеми разрозненными элементами. Система позволяет очертить некоторую целостность, которая построена из взаимозависимых компонентов. Каждый из них вносит определенный вклад в общее целое.
Любая организация является системой. Они могут быть самыми разными. Так, например, машина, бытовая техника и т. д. являются системами. Они состоят из определенных компонентов, совместная работа которых обеспечивает функционирование всей общности. Вся наша жизнь зависит от взаимодействия определенных элементов, которые влияют на ее ход.
Так как люди являются составными элементами социума, в сочетании с техникой они выполняют самые разные задачи. Их функции можно сравнить с работой организма. Отдельные части взаимодействуют, обеспечивая работу системы.
Среди требований к организации основным является системный подход. Исследуемый объект должен рассматриваться как целостный. При этом в организации решение частных проблем подчиняется общим принципам, которые характерны для всей системы.
При изучении системы анализ не должен ограничиваться лишь механизмом функционирования, он может дополняться внутренними закономерностями развития. Стоит учесть, что некоторые элементы системы, которые в одних условиях считаются второстепенными при исследовании, могут стать основными в других условиях.
Изучая типологию и классификацию организаций, стоит отметить, что существуют системы открытые и закрытые. Этот признак определяет, насколько объект исследования реагирует на внешнее воздействие. Системными качествами организации являются:
- целостность;
- эмерджентность;
- гомеостазис.
Обязательные компоненты и признаки
Сущность и понятие организации следует рассмотреть с позиции ее обязательных компонентов. Так, она имеет несколько обязательных составляющих:
- Технический компонент. Это общность материальных компонентов. К таковым относятся здания, оборудование, условия труда, особые технологии и прочее. Именно эта совокупность признаков определяет состав участников организации, ее сотрудников.
- Социальный компонент. Это общность участников, а также их формальные и неформальные объединения. Также к этой составляющей относятся связи, которые возникают между всеми участниками, нормы взаимодействия и поведения, сферы влияния.
- Социально-технический компонент. Это совокупность рабочих мест или количество участников организации.
Признаки
Организация обладает рядом признаков:
- Целостность. Система формируется из множества отдельных элементов, которые друг с другом взаимодействуют.
- Четкая форма. Связь всех элементов должна быть упорядоченной.
- Общая цель. Все элементы работают для достижения единого результата.
Разновидности
Изучая определение организации, виды организаций стоит отметить, что они различаются по ряду признаков. Выделяют две основные разновидности:
- Неформальная организация. Это группа людей, которая возникла спонтанно. Они регулярно контактируют друг с другом, так как у них есть общие интересы.
- Формальная организация. Это юридическое лицо, цели деятельности которого закреплены в учредительной документации. Функционирование такого объединения оговаривается в нормативных положениях, актах и т. д. Они регламентируют ответственность каждого участника, а также их права.
Стоит отметить, что формальные организации разделяются на коммерческие и некоммерческие виды. В первом случае это компания, которая занята систематическим получением прибыли в ходе осуществления своей основной деятельности. При этом коммерческая организация пользуется определенным имуществом, продает товары или оказывает услуги.
Некоммерческая организация не имеет целью получение прибыли. Ее доход не распределяется между участниками.
Другие классификации
Организации могут отличаться по целому перечню характеристик, поэтому их существует великое множество. В первую очередь они различаются формой собственности организации. Известны следующие формы:
- государственная;
- частная;
- общественная;
- муниципальная.
Кроме формы собственности, организации могут иметь разные характеристики. По целевому назначению различают компании, которые занимаются производством продукции, оказанием услуг, выполнением определенных работ.
По широте профиля производства компании могут быть специализированными или диверсифицированными. В первом случае организация занимается выпуском продукции одного профиля. Компании второго вида, желая снизить степень риска, выпускают сразу несколько различных товаров.
Также выделяют предприятия научные, производственные и научно-производственные. Число производственных стадий также может отличаться. По этому критерию различают одно- и многостадийные организации. По расположению компании могут быть:
- в одной географической точке;
- на одной территории;
- на разных географических точках.
Жизненный цикл
Стоит уделить внимание понятию и этапам жизненного цикла организации. У каждого объединения определяются соответствующие стадии развития. Жизненным циклом называется совокупность этапов, которые проходит в течение своего жизненного цикла любая организация. Всего существует 5 этапов такого цикла:
- Этап предпринимательства. Это создание компании, ее рождение. В этот период цели еще нечеткие. Для продвижения к следующему этапу применяется творческий процесс со стороны управленцев. При этом требуется стабильность в поступлении ресурсов.
- Этап коллективности. Происходит рост благосостояния компании, ее развитие. При этом правила формализуются, появляются высокие обязательства. На этом этапе компания формирует миссию, занимается развитием инновационных процессов.
- Этап управления. Это период зрелости компании. Ее структура стабилизируется, а роль руководства многократно возрастает. Делается упор на эффективность развития компании.
- Этап выработки структуры. Происходит спад, что требует усложнения структуры организации. Происходит децентрализация и диверсификация на рынке.
- Этап ухода с рынка. Возникает высокая текучесть кадров, внутри коллектива и с партнерами возникают конфликты.
Стадии развития
Развитие организации проходит также несколько стадий.
Они несколько отличаются от поэтапного жизненного цикла и могут быть следующими:
- Рождение. На этой стадии целью компании является выживание. Она должна суметь выйти на рынок. В этом случае выбирается метод управления посредством принятия решений одним человеком. Требуется добиться максимизации прибыли.
- Детство. Прибыль в течение этой стадии краткосрочная. Компания обеспечивает собственное существование малой группой руководителей (единомышленников). Организационной моделью является оптимизация прибыли.
- Отрочество. Целью компании на этом этапе является ускоренный рост. Она стремится завоевать большую долю на рынке. Метод управления на этой стадии предполагает делегирование полномочий управленцев руководителям среднего звена. Прибыль в этом случае становится плановой.
- Ранняя зрелость. Организация нуждается в систематическом росте, однако он может стать многосторонним, что является проблемой. Происходит децентрализация власти. Компания занимает хорошее положение на рынке.
- Расцвет сил. Требуется сбалансированный рост, для чего выбирается централизованный метод управления. Компания нуждается в автономности, принимает на себя социальную ответственность.
- Полная зрелость. Целью компании на этой стадии развития является уникальность, но при этом важно соблюдать равновесие интересов. Управление происходит коллегиальным методом. Компания приобретает черты социального института.
- Старение. Организации нужна стабильность, поэтому она усиливает обслуживание. Руководство в своей деятельности опирается на традиции, нарастает бюрократия.
- Обновление. Компания стремится к омоложению, восстановлению прежних позиций. Выбирается состязательный метод управления. Компания возрождается, подобно Фениксу.