С отзывами о фильме "Меланхолия" будет интересно познакомиться всем поклонникам творчества культового датского режиссера Ларса фон Триера. Это фантастическая драма, которая вышла на экраны в 2011 году. Лента принимала участие в основной программе Каннского фестиваля. В этой статье представлен сюжет картины, актеры и режиссер, которые участвовали в ее создании.
Съемки
В отзывах о фильме "Меланхолия" многие зрители с интересом рассуждают о символах и потайных смыслах, ради которых Ларс фон Триер снимал это кино.
Как признался сам режиссер, идея к нему пришла во время сеанса психотерапии, когда он боролся с депрессией. Врач рассказал ему удивительную вещь о том, что люди с этим заболеванием в стрессовой ситуации действуют более спокойно и рационально, так как изначально ожидают и раньше ожидали только плохих вещей. Триер начал развивать эту идею в полноценный фильм.
Причем изначально у него не было идеи правдоподобно с астрономической точки зрения изобразить апокалипсис. В первую очередь, его интересовало исследование того, как ведет себя человеческая психика на фоне надвигающейся катастрофы.
Развивая эту идею, режиссер увлекся планетарными столкновениями. Начал изучать сайты и теории, посвященные подобным происшествиям. Интересно, что изначально он решил убрать какую-либо неопределенность относительно финала картины, чтобы зрителя ничего не отвлекало от изучения иррационального поведения персонажей. В этом и состоял основной смысл фильма "Меланхолия".
К съемкам Триер приступил с собственным сценарием, который писался под Пенелопу Крус. Актриса давно мечтала поработать с датчанином. Концепция отношений между двумя сестрами была разработана как раз в ходе их переписки. Но в итоге Крус отказалась от роли, отдав предпочтение четвертой части "Пиратов Карибского моря".
Считается, что образ Джастин преимущественно основан на личности самого Триера. Ее имя режиссер взял из романа маркиза де Сада "Жюстина", над экранизацией которого долго думал.
Картину снимали около двух месяцев в Швеции. Было решено, что поместье, в котором будут развиваться основные события, должно напоминать место действия знаменитой драмы Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде".
Повествование
Фильм "Меланхолия" состоит из двух повествовательных частей, а также 8-минутного пролога, отсылающего зрителя к "Космической одиссее" Стэнли Кубрика. В последнем зрители наблюдают за гибелью планеты Земля, которая происходит в результате столкновения с мифической планетой Меланхолия.
В этом прологе критики усмотрели множество отсылок к другим важным произведениям культуры. В том числе к картинам Питера Брейгеля-старшего "Охотники на снегу" и Джона Эверетта Милле "Офелия". На протяжении пролога за кадром звучит увертюра из оперы "Тристан и Изольда" Рихарда Вагнера.
О чем картина?
По сюжету фильма "Меланхолия" события разворачиваются в дни, которые предшествуют самой катастрофе. Картина состоит из двух частей.
В первой демонстрируется свадьба Джастин. Одна из главных героинь достаточно быстро становится безразлична к торжеству, из-за чего между ней и многочисленными гостями возникает недопонимание.
Во второй части появляется сестра Джастин, которую зовут Клэр. Она начинает ухаживать за женщиной, находящейся в состоянии клинической депрессии. Параллельно ее страшат все новые сообщения о приближении к Земле таинственной планеты Меланхолия.
По мере развития сюжета сестры меняются ролями. Теперь уже Клэр впадает в депрессию и начинает паниковать, а Джастин ухаживает за ней, во всем поддерживает. Клэр в отчаянии в финале фильма: вместе с сестрой и своим сыном она готовится принять неизбежное.
Премьера
Впервые картина была показана на Каннском кинофестивале. Однако на самом форуме о содержании фильма "Меланхолия" забыли, когда начали обсуждать поведение режиссера Ларса фон Триера после премьеры.
Он затмил свою ленту, заявив на пресс-конференции, что понимает мотивы действий Гитлера. К этой теме он перешел, когда начал рассуждать о необходимости и закономерности уничтожения жизни на Земле. Более того, фон Триер в шутку назвал себя нацистом.
Разразился громкий скандал. Датчанин официально был объявлен персоной нон грата на Каннском фестивале. При этом картине все-таки отдали должное. Она была принята положительно.
Награды и номинации
На Каннском фестивале фильм номинировали на Золотую пальмовую ветвь, но награда в итоге досталась драме Терренса Малика "Древо жизни". Зато актриса Кирстен Данст получила приз за лучшую женскую роль.
Сразу шести номинаций лента была удостоена на ежегодной континентальной премии Европейской академии кино. Жюри вручило ей приз за лучший фильм. Также награды получили художник-постановщик Молли Мален Стенсгор и оператор Мануэль Альберто Кларо.
Кирстен Данст
Работа актеров в фильме "Меланхолия" многими была высоко оценена. Роль главной героини Джастин исполнила американская актриса немецкого происхождения Кирстен Данст.
Она родилась в штате Нью-Джерси в 1982 году. В кино дебютировала в 7 лет, исполнив эпизодическую роль в комедийной мелодраме "Нью-йоркские истории" (она появляется в новелле, снятой Вуди Алленом).
Уже в 12-летнем возрасте к актрисе пришла популярность. Это случилось после появления в образе Клодии в драматическом фэнтези Нила Джордана "Интервью с вампиром". За эту работу она была номинирована на "Золотой глобус", получила премию "Сатурн". Также популярность ей принесла роль Мэри Джейн Уотсон в серии фильмов, посвященных Человеку-пауку.
Среди других известных проектов, в которых Данст принимала участие, фантастическая комедия Джо Джонстона "Джуманджи", мелодрама Софии Копполы "Девственницы-самоубийцы", комедия Кэмерона Кроу "Элизабеттаун".
Кифер Сазерленд
Канадский актер Кифер Сазерленд появляется в роли Джона, мужа Джастин. Их свадьбе посвящена первая часть фильма. Это был его первый опыт сотрудничества с фон Триером в богатой карьере.
Актер родился в Лондоне в 1952 году. На телевидении начал регулярно появляться еще в конце 1970-х в популярной в США музыкально-юмористической программе "Субботним вечером в прямом эфире", которая выходит до сих пор.
В 1980-х стал сниматься в малоизвестных картинах. Это были "Возвращение Макса Дагэна", "Парень из бухты", "Пойманные в тишине". Наибольшую популярность ему принесла роль Джека Бауэра в драматическом сериале "24 часа", посвященном деятельности вымышленной спецслужбы. За эту работу актер был удостоен премий "Эмми" и "Золотой глобус".
Шарлотта Генсбур
Мало кто удивился, когда в списке актеров фильма "Меланхолия" оказалась Генсбур. Это одна из любимых актрис Триера, которая снимается в большинстве его фильмов.
Она родилась в Лондоне в 1971 году. В кино дебютировала в 1984 году в музыкальной мелодраме Эли Шураки "Слова и музыка". Международный успех актрисе принесла семейная драма ее дяди Эндрю Биркина "Цементный сад".
У фон Триера Генсбур впервые снялась в 2009 году в фильме ужасов "Антихрист", исполнив главную роль. За эту работу она получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. Далее последовали "Меланхолия" и "Нимфоманка".
Александр Скарсгард
В образе Майкла в "Меланхолии" появляется шведский актер Александр Скарсгард. Для него эта роль стала одна из самых успешных работ: он был признан лучшим актером на Хэмптонском международном кинофестивале.
Скарсгард родился в Стокгольме в 1976 году. Его дебют в кино состоялся в середине 1980-х годов. Впервые в Голливуде сыграл в комедии Бена Стиллера "Образцовый самец" в 2001 г.
В последние годы много снимается в сериалах: "Откровения", "Настоящая кровь", "Поколение убийц". Большим успехом стал для него образ Перри Райти, созданный в сериале "Большая маленькая ложь". За него он удостоился "Золотого глобуса", "Эмми", Премии гильдии киноактеров США.
Ларс фон Триер
Режиссер фильма "Меланхолия" - современный культовый датский режиссер. Он родился в Копенгагене в 1956 г. Считается одним из основателей манифеста "Догма 95". Он был им сформулирован во время работы над сериалом "Королевство", когда режиссер пришел к выводу, что персонажи и сюжет имеют для зрителей большее значение, чем стилистика и техника съемки. Большую часть фильма он снял ручной камерой, пренебрегал профессиональным освещением, добиваясь зернистости кадра и смазанного цвета. Картина принесла ему первый коммерческий успех.
После этого Триер приступил к съемкам трилогии "Золотое сердце", которая состояла из психологической мелодрамы "Рассекая волны", трагикомедии "Идиоты" и психологического мюзикла "Танцующая в темноте". За последнюю картину он получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.
За ней последовала так и не реализованная до конца трилогия "США - страна возможностей". Вышли только драматический триллер "Догвилль" и лента "Мандерлей".
Фильм "Антихрист" стал главным триумфатором датского кинофестиваля "Бодиль". Последней работой режиссера на данный момент является психологический триллер "Дом, который построил Джек".
Впечатления
Отзывы о фильме "Меланхолия" от критиков были преимущественно положительными. Картина окупилась в прокате, собрав около 15 млн долларов, при том, что ее бюджет оказался примерно в два раза меньше.
В описании фильма "Меланхолия" критики часто отмечали, что это жизнеутверждающая лента о конце света. Фон Триеру удалось снять фильм-катастрофу, в котором гибель планеты становится только декорацией семейной драмы. Вот про что фильм "Меланхолия" в действительности.
К тому же, это очень красивое и многогранное произведение искусства, которое лаконично и ясно прославляет жизнь, даже несмотря на то что повествует о ее смерти.
В отзывах о фильме "Меланхолия" критики отмечали, что автор на этот раз не интересуется самой темой Апокалипсиса. Он сразу предупреждает зрителей о том, что конец неизбежен: все погибнут. В результате таинственная и загадочная планета Меланхолия становится своеобразной аллегорией смерти, перед которой все без исключения оказываются равны.
В результате сам фильм получился об истинных человеческих ценностях: о любви, о жизни, об отношениях между самыми близкими людьми. Режиссер целенаправленно ведет зрителя к мысли о том, что будущее после смерти не имеет никакого значения, походя разоблачая бессмысленность человеческой суеты, показного благополучия и светских ритуалов. Самым главным, по его мнению, являются общение между людьми и искренние человеческие эмоции.
Картина у датчанина на этот раз получилась на удивление лаконичной и простой. Но смотреть ее нужно максимально внимательно, обращая внимание на детали, которые всегда не случайны, пользуясь подсказками, которые режиссер щедро разбросал по всему фильму.
Подобные работы
Конечно, фильмов, похожих на "Меланхолию", существует множество. Однако, как правило, они имеют одинаковый сюжет (Земле грозит уничтожение из-за какой-то космической угрозы), но редко добиваются подобного философского и смыслового подтекста.
Из наиболее выдающихся картин на эту тему обязательно нужно вспомнить фантастическую драму Даррена Аронофски "Фонтан", в которой главный герой Томас Крео находится в поисках Древа Жизни. По легенде, его сок способен подарить человеку вечную жизнь. Для Томаса найти это дерево необходимо, так как его любимая жена смертельно больна.
Примечательно, что похожей по стилистике оказалась драма Терренса Малика "Древо жизни", которая вместе с "Меланхолией" боролась за Золотую пальмовую ветвь, но, в отличие от фильма фон Триера, смогла победить. Сюжет этой картины построен вокруг 11-летнего ребенка, который с присущей ему детской непосредственностью смотрит на окружающий мир. Вскоре действительность омрачается, так как ему приходится столкнуться со страданиями, болью и смертью.