Замечательный подарок получен нами от природы – видеть мир цветным. У каждого он раскрашен своими красками. Мы разделяем оттенки на теплые и холодные, мягкие и ... Есть цвета, которые называют твердыми?
Теория цвета объясняет, что любой видимый нами цветным объект – цвета не имеет. А имеет он физические свойства, позволяющие ему отражать и поглощать свет. Сетчатка глаза человека воспринимает отраженные световые волны – так появляется цвет. Он зависит от длины отраженной волны, от источника и силы светового излучения и индивидуальных возможностей и особенностей восприятия. Поэтому один, действительно, видит 50 оттенков серого, а другой – только черно-белое кино.
Характеристики цвета
Не углубляясь в физику вспомним, что есть ахроматические цвета: белый, черный и, как переход из крайности в крайность, серый. Это «нецветные» цвета, мы не найдем их в спектре. Хроматические цвета – присутствуют в спектре. Порядок их размещения мы все знаем, благодаря детской считалке про охотника и фазанов или, вспомнив, как выглядит радуга. Диапазон видимого большинством людей спектра невелик, но сочетание 7 основных цветов дает неограниченное количество вариантов оттенков.
Для описания цвета и оттенков мы пользуемся общепринятыми характеристиками:
- Цветовой тон. Основная краска. Ее место в цветовом спектре зависит от длины волны. Мы можем различать волны от 380 нм до 780 нм.
- Подтон. Примесь другого цвета, пигмент. Именно он определяет температуру и мягкость цвета.
- Насыщенность. Приближение к черному. Чем больше поглощение света и меньше отражения, тем насыщеннее, глубже цвет.
- Светлота. Приближение к белому. Бледные, слабые, прозрачные цвета.
- Интенсивность. Примесь серого цвета в подтоне. Выделяют чистые или приглушенные цвета. Яркие или мягкие.
Какие цвета мягкие?
Характеристики цвета дают возможность структурировать оттенки.
- Теплый (желтый подтон) – холодный (синий подтон).
- Темный (насыщенный) – светлый (ненасыщенный).
- Мягкий цвет (приглушенный серым) – яркий цвет (чистый).
Любой цвет видимого спектра можно сделать мягким. Степень мягкости регулируется интенсивностью серого в подтоне.
Все оттенки размещаются в трех, указанных выше, системах определений одновременно. Одна из характеристик является основной – две другие дополнительными. Светло-лиловый оттенок может быть теплым или холодным, ярким, чистым или приглушенным, мягким. Главная характеристика в нем – светлота, отсутствие насыщенности. А мягкий розовый – светлым или насыщенным (глубоким), холодным или теплым. Основное то, что это мягкий цвет – «Пепельная роза». Теперь перейдем к следующему вопросу.
Твердые и мягкие цвета
Антонимом термина «мягкий» принято считать определение «твердый». В цветовой палитре это не так. Мягкости противопоставляется яркость. А твердым цвет может сделать только субъективное восприятие, богатая фантазия и дар поэта.
Разбираться во всех характеристиках оттенков, знать, как они проявят себя при разном освещении – обязательная компетенция дизайнеров любых направлений и специализаций. И, если вы ставите задачу дизайнеру интерьеров, говоря: «Хочется мягкий цвет в спальне», – хорошо бы понимать, что это значит на языке профессионалов.