Иносказание - явление столь же древнее, как и само искусство. На самом деле о значении слова нетрудно догадаться из его составных частей - "иной" и "сказать". То есть сказать по-иному. Тем не менее это понятие достаточно размыто и многолико.
Два значения слова "иносказание"
В первом, более узком смысле это конкретный литературный прием, синоним аллегории. В то же время последняя является лишь одним из видов иносказания, наряду с символами, иронией, тропами и Эзоповым языком. Подробнее о каждом из них будет сказано ниже.
В широком смысле иносказание - это неотъемлемая часть искусства в принципе. По сути, художественный текст, театральная постановка, кино или музыка сами по себе являются альтернативными способами передать мысли, чувства и идеи. То есть, вместо того чтобы напрямую сказать о страхе, любви, ненависти, справедливости, добре и зле, можно передать все это через историю, музыкальную мелодию или рисунок.
Этот способ передачи опыта человечество придумало еще в древности и выразило в виде устного народного творчества - легенд и мифов, народных песен и танцев. А после - художественной литературы, живописи и театра. Проник этот способ и в архитектуру, благодаря чему мы имеем такое разнообразие стилей и направлений. В девятнадцатом веке люди изобрели кино, и в него тоже проникло иносказание - в виде художественных фильмов. При этом прямой способ выражения мыслей никуда не делся - он также получил развитие в виде таких дисциплин, как публицистика, документалистика, журналистика.
Иносказание в литературе
Конкретные приемы иносказания есть во всех видах искусства. Но при упоминании этого слова чаще всего подразумевается его присутствие именно в литературе. Иносказания, как на уровне стилистических фигур, так и на уровне всего произведения, можно встретить в текстах любой эпохи.
Так, в "Старшей Эдде", собрании скандинавских легенд, в узком смысле иносказание - это кеннинги, то есть слова и фразы, замещающие имена персонажей и предметов. Например: "конь моря" или "вепрь волн" - корабль; "ложе Фафнира" - золото; "лукавый", "мать ведьм", "отец Хель" - бог Локи; "муж Сив" и "убийца йотунов" - бог Тор.
Причем у каждого персонажа или предмета могло быть множество кеннингов, а вот у самого кеннинга - лишь одно замещаемое значение. Это необходимо для четкого понимания.
Таким образом, кеннинг - это иносказание в узком смысле. А в широком смысле под иносказанием следует понимать персонажей и саму историю. Так, боги в "Старшей Эдде" олицетворяют не только природные явления, но еще и конкретные человеческие качества. Один - мудрость, Локи - хитрость и коварство, Тор - смелость и физическую силу. А сюжет о гибели богов - иной способ сказать, что коварство и подлость приводят к наказанию.
С помощью такого анализа можно найти иносказание в любом художественном произведении - как в узком, так и в широком значении. А вот в не художественных текстах можно встретить лишь литературные приемы, которые подпадают под узкое значение.
Виды и примеры иносказания
В узком значении понятие имеет несколько основных видов, часто применяемых в литературе.
Аллегория - замещение объекта или явления художественным образом, представление абстрактного и общего конкретным и частным. Именно это сближает ее с иносказанием. Однако отличия в этих понятиях все же есть, поскольку аллегория - это устойчивый в литературной традиции прием. Примером служат как раз-таки изображения языческих богов в мифологии.
Символ - также изображение абстрактного через конкретное. В отличие от аллегории, призван воздействовать на чувства читателя, вызывая эмоции и смежные образы. Например, змей в Ветхом Завете - символ греха и порока, который должен вызвать отторжение.
Ирония - использование слов в противоположном значении для достижения комического эффекта. Так, глупого называют умным, бездарного человека умельцем, а маленькое - гигантским. При этом с помощью контекста дается понять, что автор имеет в виду обратное.
Тропы, то есть все виды стилистических фигур. Сюда относятся метафоры, олицетворения, эпитеты и прочие обороты. Например, оценочный эпитет "золотой век" означает период богатства и/или культурного и научного просветления.
Эзопов язык
Существует целая литературная направленность, основанная на разного рода иносказаниях. Это так называемый Эзопов язык - в честь древнегреческого поэта, который был еще и рабом. Не имея возможности говорить о своих господах прямо, он писал об их пороках посредством иносказательных приемов. Позже так стали называть манеру изложения, при которой автор стремится выразить какую-либо идею в условиях цензуры.
Цель Эзопова языка - донести мысль до читателя, но так, чтобы ее не уловил цензор. В таких текстах практически каждое предложение "шифруется" символами, иронией и другими приемами. Эзопов язык активно использовался сатириками, например, Михаилом Салтыковым-Щедриным, а позже он стал характерным приемом этого жанра.