Северный морской музей Архангельска располагается в его исторической части. Там, где в XV веке появились первые монастырские стены. Здание музея – это бывший морской вокзал.
Экспозиция появилась в 1970 году, благодаря инициативе моряков Североморского пароходства. Коллекция музея повествует историю освоения северных морей со времен правления Петра I. Сегодня музей имеет статус государственного.
Материалы основной экспозиции
Над дизайн-проектом экспозиции «Тысячелетие северного мореплавания» работал московский художник Е. Богданов. Он поделил весь подготовленный материал на две группы. Первая рассказывает о парусном флоте северных морей, по времени это отрезок от XI до середины XIX века. Вторая часть выставки показывает развитие кораблестроения, демонстрируя суда с металлическими корпусами. Данные события происходят с конца XIX по XX века.
Большую ценность представляют собой подлинные документы, старинные карты, редкие книги, которые представлены в Северном морском музее. В коллекции присутствуют многочисленные модели судов и кораблей, устройства и приборы, всевозможное морское оборудование. В фондохранилище насчитывается более 20 тысяч единиц, о каждом из предметов сотрудники музея могут рассказать много интересного. Все предметы участвуют в создании основных экспозиций и временных тематических выставок.
Оформление экспозиционного пространства
Посетители, начиная осмотр, по замыслу художника оказываются на борту парусного судна. Остов его корпуса занимает почти всю площадь зала. С большой точностью выполненные детали такелажа, элементов устройства судна, паруса над головой создают иллюзию движения корабля в северных морях. Это ощущение усиливают стеклянные, прозрачные или матовые витрины с экспонатами, напоминающие снежные льды и айсберги.
Экскурсовод дает материал под шумовое оформление: сквозь ветер слышны бьющиеся о борт корабля волны и крики чаек. В такой обстановке многократно усиливается интерес к рассказу о зарождении мореплавания в северных водах, о незабываемых датах и моментах в истории покорения морей и кораблестроения. Экскурсия непременно произведет впечатление! После нее местные жители и гости города, побывавшие в Северном морском музее Архангельска, узнали имена смелых людей, покорителей холодных морей.
Город воинской славы
Сотрудники музея, используя основную экспозиционную площадку, проводят интереснейшие экскурсии. Никого не оставляет равнодушным тема города – защитника Родины:
- Северная война за выход русских кораблей в Балтийское море.
- Первая мировая война с попытками осуществить блокаду России.
- Арктические конвои судов в советские портовые города Мурманск и Архангельск.
Все это важные исторические события в жизни государства, артефакты о которых бережно хранятся в Северном морском музее.
На протяжении веков, во времена всех войн в городе не прекращалось строительство военных кораблей. Через портовый город Архангельск проходила военная техника со всего мира. Цена победы была высока: в Великой Отечественной войне погиб каждый четвертый житель.
Арктические ледоколы
Еще одна экскурсия проводится на базе основной экспозиции. Специалисты музея разработали тематическое занятие о появлении и развитии ледокольного флота в стране. Это сегодня Россия единственный обладатель атомных ледоколов, которые обеспечили постоянное присутствие русских специалистов в Арктике. Используются такие корабли для проводки судов в северных водах в любое время года, для проведения научно-исследовательских экспедиций, для аварийно-спасательных работ во льдах.
Экспозиция Северного морского музея Архангельска расскажет об этапах развития ледокольного флота, об участии жителей города в его создании и эксплуатации.
Полярные конвои
Огромное значение для победы СССР имели грузы гуманитарной помощи, а также поставки оружия и боеприпасов по программе ленд-лиза от наших северных соседей и США. Арктические конвои, сопровождение военными кораблями караванов грузовых судов осуществлялись из Великобритании в Архангельск и Мурманск. С 1941 по 1945 годы было проведено 78 конвоев, 1400 судов благополучно пришли в порт назначения.
Каждый конвой Любого государства имел в своем названии два идентификатора, для СССР – это PQ (номер), обратный рейс – QP (номер). О подвигах моряков, принимавших участие в этой работе, ведется повествование в ходе данной тематической экскурсии.
Выставочный зал музея
Современное пространство позволяет быстро поменять коллекцию, но, что важно и интересно, видоизменить саму площадку. Выставки меняются в этом зале раз в квартал, тематика раскрываемых экспозиций самая разная. Во время подготовки материала сотрудники музея используют все предоставленные им возможности: от мобильности пространства до тщательного подбора материала и его оформления.
Необходимые видеоматериалы могут проецироваться на большой экран, информационные блоки акцентируют внимание посетителей на необходимых событиях и датах. Производится световое и шумовое оформление. То есть научные сотрудники Северного морского музея имеют возможность проявить свои творческие способности, погрузить посетителей в рассказываемую историю, продемонстрировать свою точку зрения на ту или иную тему.
Мастер-классы и занятия с населением
Музей проводит большую работу среди местных жителей. Желающие посетить внеплановую экскурсию или принять участие в мастер-классе имеют возможность предварительно записаться.
Интересным для взрослых всех возрастов и ребят может быть предлагаемое музеем занятие по вязанию морских узлов. Во время работы будет рассказано много интересного об этом умении каждого моряка. Участники мастер-класса узнают, какие бывают узлы, в каких случаях используются, попробуют себя в роли бывалых моряков.
Недавно в музее состоялась презентация проекта «Поморская шхуна». Она предшествовала началу строительства этого традиционного, северного судна. Для желающих сотрудники музея совместно с судостроителями показывают чертежи, объясняют этапы работы. Цель таких встреч: возрождение и развитие исторического судостроения в Архангельске. Шхуна – продолжение проекта «Поморский баркас».
Уличные экспонаты Северного морского музея
Территория, прилегающая к зданию, также используется сотрудниками для демонстрации экспонатов. На подходе к музею размещено крупное корабельное оборудование: цепи, якоря, орудия. Но самыми ценными являются бюсты первопроходцев арктических трасс. Автором работ, установленных на этой аллее славы, является скульптор-монументалист Р. Х. Мурадян. Вот некоторые имена.
А. М. Курочкин – русский корабельный мастер, живший до середины XIX века в Архангельске. Под его руководством было спущено на воду почти 90 судов, среди которых известный линейный корабль «Азов», первый удостоенный высшей награды – кормового Георгиевского флага.
О. Ю. Шмидт – советский географ, геофизик, математик, исследователь Арктики. В 1932 году возглавил экспедицию на пароходе-ледоколе «Сибиряков», впервые совершив переход по Северному морскому пути за одну навигацию.
Г. Я. Седов – русский гидрограф, исследователь Арктики. Организованная им экспедиция к Северному полюсу в 1912 году потерпела неудачу. После двух зимовок больной Седов с двумя матросами на собачьих упряжках все-таки попытался дойти до цели, но это привело к его гибели.
И. Д. Папанин – географ, доктор наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза. С 1932 года возглавлял полярные станции на Земле Франца-Иосифа, на мысе Челюскин, дрейфующую станцию «Северный полюс». В годы войны работал начальником Главсевморпути.