Музей-панорама Бородинской битвы в Москве: адрес, график работы, отзывы посетителей

Музей-панорама «Бородинская битва» в Москве (фото представлены в статье) располагается на Кутузовском проспекте, рядом со станцией метро "Парк Победы". Здесь находится большое количество экспонатов, связанных с Отечественной войной 1812 года. О панораме «Бородинская битва» в Москве, ее истории и особенностях будет подробно рассказано в очерке.

История

Прежде чем начать изучение панорамы «Бородинская битва» (Москва), необходимо обратиться к истории. Сама экспозиция была создана известным художником Франсуа Рубо в период с 1911 по 1912 годы. Это было третье батальное полотно мастера. Первую картину с батальными сценами, «Штурм аула Ахулько», Рубо закончил в 1890 году. Он получил за нее почетное звание академика Академии художеств Баварии, а также ордена Св. Михаила и Почетного легиона (Франция).

Франсуа Рубо

После завершения работы над картиной «Оборона Севастополя» в 1905 году мастер задумался над новой работой. В 1909 году Рубо решил создать панораму «Бородинская битва». В Москве к 100-летнему юбилею этого события начали готовиться заранее. Его идея получила поддержку, и от императорского двора поступил заказ на создание этого масштабного полотна.

Создание картины

Франсуа Рубо писал картину-панораму «Бородинская битва», находясь в Мюнхене. При создании этого масштабного творения ему помогал военный историк, генерал-лейтенант Б. И. Колюбакин, мастер живописи И. Г. Мясоедов, а также художники П. Мюллер, М. Цено-Димер, К. Форш и родной брат самого живописца Рубо.

В итоге было написано полотно, имеющее размер 15 на 115 метров. На нем было изображено решающее сражение и один из важнейших его моментов. В мае 1912 года полотно было завершено.

На протяжении нескольких дней картина была представлена на мюнхенской благотворительной выставке. Затем ее отправили в Москву при помощи специальных железнодорожных платформ. Художник поехал вслед за своим произведением искусства в сопровождении трех рабочих и четырех помощников.

Первая экспозиция в России

Для панорамы «Бородинская битва» в Москве был построен специальный павильон из дерева. Авторами проекта стали военный инженер П. Воронцов-Веньяминов и инженер Е. Израилович. Павильон возвели на Чистых прудах, на том месте, где в настоящее время находится дом № 12.

Строительство происходило в спешке, так как место для самого павильона было выделено только в самом начале 1912 года, а выставку необходимо было открыть в августе - к 100-летнему юбилею сражения. Сама постройка планировалась как временная, всего на один сезон, так как капитальная застройка деревянными зданиями в этой городской части была запрещена из-за противопожарной безопасности. В перспективе сооружение планировали перестроить, используя в качестве материала камень.

На установку громадной картины и размещение предметного плана потребовался почти месяц. Уже в августе 1912 года на московских улицах появились афиши, анонсирующие открытие музея панорамы «Бородинская битва» 1812 г. в Москве.

Торжественная церемония открытия произошла 29 августа 1912 года. На ней присутствовал император Николай II, вся семя Романовых, а также представители дворянства. Уже 31 августа павильон был доступен для всеобщего обозрения.

Дальнейшие события

После открытия судьба панорамы «Бородинская битва» в Москве сложилась не лучшим образом. Крыша временного павильона начала протекать во время дождя. Из-за этого промокал холщовый зонт, который располагался над площадкой и предметным планом. На картине начали появляться грязные разводы от воды.

В 1914 году музей временно прекратил свою работу по дипломатическим соображениям. Дело в том, что во время Первой мировой войны Франция была ближайшим союзником России.

После Октябрьской революции здание вместе полотном Рубо, а также с предметным планом и остальным имуществом, было отдано в ведение электротехнической школы.

Сами помещения использовались литературно-художественным кружком и для проведения различных общественных мероприятий. В 1918 году музей панорамы «Бородинская битва» был закрыт, а к середине года здание пришло в негодность и было снесено.

Состояние картины

Само масштабное полотно Франсуа Рубо длиной 115 метров было навернуто на специальный деревянный вал и на протяжении нескольких лет хранилось в различных помещениях, которые не были приспособлены для этого.

Из-за неудовлетворительного хранения существенная часть картины практически сгнила. Из 1725 м 2 полотна было утрачено около 900 м2. Комиссия, которой руководил И. Грабарь в 1939 году, осмотрела холст и вынесла вердикт о невозможности его восстановления.

Экспозиция музея

После Великой Отечественной войны было принято решение провести повторный осмотр холста. Для этого полотно было доставлено и размещено в авиационном ангаре. Его удалось развернуть только лишь на одну треть всей длины.

На тот момент состояние картины было весьма плачевным, и некоторые члены комиссии предлагали оставить только лишь сохранившиеся участки полотна. Плохо сохранившиеся места, было предложено написать заново. Однако художник-монументалист П. Д. Корин, возглавлявший комиссию, предпринял попытку сохранить труд Франсуа Рубо.

Восстановление картины

Началась работа над реставрацией масштабного полотна. На всю работу группе потребовалось полтора года. Следует отметить, что руководитель группы реставраторов П. Д. Корин принял решение внести ряд изменений в масштабную картину Рубо. Фигура М. И. Кутузова, изображенная на полотне, была увеличена. Также на холсте изобразили П. Багратиона, который изначально не присутствовал.

Экспонаты музея

После окончания реставрационных работ выяснилось, что в Москве нет здания, в котором можно было бы разместить масштабную картину Рубо. В связи с этим панорама «Бородинская битва» была отправлена на хранение в запасники ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Новое здание

Стал вопрос о размещении картины, в связи с чем было принято решение о строительстве нового здания. Было создано несколько архитектурных проектов, в которых предлагались постройки с колоннами, аркадами и фронтонами, другими словами, с классическими элементами. Само здание планировали возвести на берегу реки, близ Нескучного сада.

Здание музея

Однако строительство было перенесено на Кутузовский проспект, на то место, где ранее располагалось село Фили. Сделано это было еще и потому, что именно здесь с сентября 1812 года в простой избе крестьянина М. Фролова происходил военный совет, где М. И. Кутузов озвучил свое решение оставить столицу без боя.

Новое здание возвели в период с 1961 по 1962 годы. Архитектурный проект был создан С. Качановым, А. Корабельниковым, Ю. Аврутиным. Этот необычный проект был далек от классических зданий, предназначенных для музеев и выставок.

Описание здания

Основой нового здания для панорамы «Бородинская битва» в Москве стал объект, имеющий цилиндрическую форму, длиной 23 м, который был облицован особым стеклом. Бока здания венчали два крыла, сделанных из железобетона и с фасадами, которые были украшены мозаичным панно, выполненным по эскизам художника Б. Тальберга. На них была изображена «Победа русских войск и изгнание Наполеона» и «Народное ополчение и пожар в Москве». На боковых стенах здания были высечены имена героев войны 1812 года.

Мозаичное панно

После завершения строительных работ картина Ф. Рубо подверглась очередной реставрации. Ее выполнила группа художников, которой руководил М. Иванов-Чуронов. Открытие музея-панорамы состоялось 18 октября 1962 года и было приурочено к 150-летнему юбилею Бородинского сражения.

Повреждение и реставрация

В 1967 году несколько вандалов, которые являлись сторонниками Культурной китайской революции, вылили на полотно воспламеняющуюся жидкость и подожгли его. В результате пострадало примерно 60% всей картины. Была необходима новая реставрация, которой занялись художники-баталисты студии М. Грекова, являвшегося учеником Франсуа Рубо.

Батальные сцены картины

После завершения работ полотно было размещено вместе с предметным планом на своем прежнем месте. Несмотря на то что здание было спроектировано специально для одной картины, со временем здесь были размещены различные экспонаты, которые относились к событиям войны 1812 года.

После очередной реставрации в 2012 году картина заняла свое место. В 2017 году начался капитальный ремонт здания для панорамы «Бородинская битва» в Москве. График работ был расписан до 2018 года. После завершения ремонта музей открылся для посещений и работает в настоящее время.

Панорама «Бородинская битва» в Москве: график работы, адрес

Музей открыт с 9-00 до 17-00 с понедельника по четверг, с пятницы по воскресенье – выходные дни. Помимо самого масштабного полотна, в музее можно увидеть различные экспозиции, посвященные войне 1812 года. Удалось собрать около 40 тыс. разнообразных предметов той эпохи.

Адрес панорамы «Бородинская битва» в Москве: Кутузовский проспект, дом 38, строение 1. Музей пользуется большой популярностью не только у гостей столицы, но и местных жителей. Здесь постоянно можно увидеть очередь из желающих познакомиться с уникальным масштабным полотном и панорамой. Большой популярностью пользуются и экскурсии с гидом, который рассказывает историю Москвы во время войны 1812 года.

Панорама «Бородинская битва» в Москве: отзывы

Посетившие этот музей говорят о внушительной картине, которая поражает своими размерами. Предметная выставка подчеркивает и дополняет картину талантливого баталиста. Огромные размеры полотна показывают и раскрывают события, происходившие во время сражения.

Вид на панораму

По отзывам посетителей, панорама «Бородинская битва» в Москве - эта громадная картина, экспозиция просто завораживает своим масштабом. В музее есть возможность подробно узнать обо всем, что происходило в то сложное для России время.

Как утверждают те, кто побывал в музее, тут прекрасное место для знакомства с историей страны периода начала 19-го века. Великолепная работа Франсуа Рубо рассказывает о войне и одном из главнейших сражений.

Панорама «Бородинской битвы» в Москве – это уникальное произведение искусства, сохранившееся до настоящего времени. Несмотря на то что оно подверглось существенным изменениям, дух произведения сохранился. Тем, кто собирается в столицу, следует посетить этот музей, чтобы почувствовать величие и красоту масштабной батальной картины.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.