Система административного права

Система административного права РФ отражает структуру отрасли, комплекс взаимообусловленных, взаимосвязанных правовых норм и институтов. В общем виде дисциплина представляет собой крупный, раздробленный на большое количество актов конгломерат норм.

Предмет, метод и система административного права

Наука осуществляет распределение нормативных актов по определенным группам. Каждая из этих групп формирует институт. Таким образом, создается система административного права.

Сегодня рассматриваемая дисциплина признает две структуры: отраслевую и институционную.

Институционная система административного права представляет собой перенос гражданско-правовой схемы в сферу административных норм. В качестве ее преимуществ следует назвать возможность распределения вокруг основных субъектов-участников государственно-управленческого взаимодействия значительной части норм. Субъектами при этом выступают общественные объединения, граждане, исполнительные органы.

Институты, которые формируются в рамках структуры, охватывают положения административного права, используемые при регулировании общественных отношений однородного характера, возникающих в большинстве областей госуправления.

Отраслевая структура объединяет нормы исключительно в соответствии с отраслевыми аспектами госуправления. Эта система административного права способствует формированию определенных правовых институтов. Среди них необходимо отметить институты по управлению сферой экономики (промышленным, агропромышленным, транспортно-дорожным, кредитным, финансовым и прочими комплексами). Кроме того, выделяют отрасль по управлению социально-культурной (образованием, культурой, наукой, соцразвитием, трудовой сферой, здравоохранением), административно-политической (обороной, иностранными и внутренними делами, юстицией, безопасностью) областью.

Система административного права в рамках указанных правовых институтов регулирует отраслевые отношения управленческого характера, особенности каждой определенной отрасли. В связи с этим формируется так называемая особая часть рассматриваемой дисциплины.

Предметом административного права следует считать общественные отношения, имеющие место в области госуправления, а также взаимодействия, которые формируются в прочих сферах общественной жизнедеятельности. Существуют определенные виды управленческих отношений, регулируемые нормами рассматриваемой дисциплины. Классифицируются эти виды в соответствии с различными признаками. Так, существует группа, сформированная в соответствии с субъектной характеристикой. В эту группу входят отношения между:

– соподчиненными субъектами госуправления (отношения вертикального характера);

– исполнительными органами, которые не находятся в состоянии соподчинения (горизонтальные взаимодействия);

– государственными и местными исполнительными органами, гражданами, государственными служащими, прочими субъектами.

Существуют также группы взаимодействий, сформированные в соответствии с государственно-территориальным устройством или направлением действия.

Методом административного права считают комплекс запрещающих, предписывающих и дозволительных приемов воздействия на отношения управленческого характера. Средства предписания, дозволения и запрета при этом используются в определенном соотношении. Для метода административного права характерен динамизм, что связано с природой управленческих взаимодействий. Указанному комплексу мер присущи правовые средства, относящиеся к распорядительному типу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.