Сознание следует рассматривать как вторую после материи максимально широкую философскую категорию. Ф. М. Достоевский придерживался мнения, что человек является тайной. Таким же таинственным можно считать его сознание. И на сегодняшний день, когда индивид окунулся в многоликие тайны создания и развития мира, тайны его внутреннего бытия, в частности, тайны его сознания вызывают общественный интерес и все еще остаются загадочными. В нашей статье разберем понятие сознания, его происхождение и сущность.
Общие вопросы
Сегодня понятие сознания в философии трактуется по-разному, в зависимости от того, как конкретные философы решают ключевые вопросы философии, и в первую очередь - вопрос, связанный с природой мира. Что такое идеализм? Объективный идеализм способен оторвать сознание от материи, природы и наделить его сверхприродной сутью (Гегель, Платон и другие). Многие субъективные идеалисты, например, Авенариус, отмечали, что мозг индивида не является обиталищем мышления.
Материализм считает, что материя первична, а поведение и сознание — вторичные категории. Это так называемые свойства материи. Тем не менее понимать их можно по-разному. Гилозоизм (от греческого варианта hyle — материя, zoe — жизнь) говорил о том, что сознание целесообразно считать свойством всей материи (Д. Дидро, Б. Спиноза и другие). Панпсихизм (от греческого варианта pan — все, psuche — душа) тоже признал всеобщую природную одушевленность (К. Циолковский). Если рассуждать с точки зрения современного и диалектического материализма, то можно сделать вывод, что понятие сознания в философии предполагает определение его как функции мозга, отражения внешнего мира.
Элементы сознания
В процессе изучения сознания, его происхождения и сущности целесообразно коснуться вопроса его структуры. Сознание формируется из чувственных образов предметов, которые являются представлением или ощущением и поэтому обладают смыслом и значением. Помимо этого, элементом сознания выступает знание как совокупность ощущений, которые запечатлены в памяти. И наконец, обобщения, созданные в результате самой высокой психической деятельности, языка и мышления.
Интересно отметить, что с древних времен мыслители достаточно напряженно пытались найти разгадку тайны, связанной с феноменом сознания. Так, философия о происхождении и сущности сознания даже тогда занимала важнейшую позицию в еще формирующейся науке. В течение многих столетий не смолкали горячие споры о сущности категории и возможностях ее познания. Богословы рассматривали сознание как мгновенную искру величественного огня божественного разума. Стоит заметить, что идеалисты отстаивали мысль, связанную с первичностью сознания относительно материи. Они вырывали сознание из объективных взаимосвязей реального мира и рассматривали его в качестве самостоятельной и созидающей сущности бытия. Объективные идеалисты отмечали, что сознание человека — это что-то изначальное: его не только нельзя объяснить тем, что существует вне его — оно само призвано трактовать все действия и явления, совершающиеся в истории, природе, и поведении всех индивидов в отдельности. Единственно достоверной действительностью сознание признают лишь сторонники объективного идеализма.
Познать, охарактеризовать, определить сознание, его сущность и происхождение весьма сложно. Дело в том, что оно не существует в качестве отдельного предмета или вещи. Именно поэтому проблема сознания в истории философии по сей день считается существенной загадкой. Она неисчерпаема.
Проблема сознания в истории философии
Данная проблема всегда служила объектом пристального внимания философов, так как распознание роли и места человека в мире, а также специфики отношений с окружающей его реальностью предполагает определение корней человеческого сознания. Следует заметить, что для философской науки названная проблема важна и по той причине, что конкретные подходы к вопросу, связанному с сущностью, происхождением и развитием сознания человека, а также с характером его отношения непосредственно к бытию, затрагивают изначальные методологические и мировоззренческие установки любого из актуальных философских направлений. Естественно, что данные подходы бывают разными, однако они по своему существу в любом случае имеют дело с одной проблемой. Речь идет об анализе сознания, которое рассматривается в качестве специфически общественной формы управления и регуляции взаимодействия индивида с действительностью. Указанная форма характеризуется в первую очередь выделением личности как своеобразной реальности, а также носителя особых методик взаимодействия со всем окружающим, куда включается и управление им.
Подобное понимание сознания, его происхождения, сущности предполагает предельно широкий перечень вопросов, представляющий собой предмет исследования не только философской науки, но и специальных естественных и гуманитарных направлений: психологии, социологии, педагогики, языкознания, физиологии высшей нервной деятельности. На сегодняшний день в этот список важно включить семиотику, информатику и кибернетику. Рассмотрение некоторых аспектов категории сознания в рамках представленных дисциплин так или иначе опирается на конкретную философско-мировоззренческую позицию, связанную с трактовкой сознания. Однако создание и последующее развитие научных исследований специального плана стимулирует формирование и углубление непосредственно философской проблематики сознания.
К примеру, развитие информатики, разработка "думающих" машин и относящийся к этому процесс компьютеризации общественной деятельности заставили с другой стороны рассмотреть вопрос, связанный с сущностью сознания, специфическими человеческими возможностями в деятельности сознания, оптимальными способами взаимодействия индивида и его сознания с современными компьютерными технологиями. Актуальные в настоящее время и достаточно острые вопросы современного развития общества, взаимодействия индивида и техники, соотношения природы и научно-технического прогресса, аспекты общения, воспитания людей — все проблемы общественной практики, имеющие место в современности, оказываются органическим образом связанными с исследованием категории сознания.
Отношение сознания к бытию человека
Важнейшим в современной науке о происхождении и сущности сознания всегда был и остается вопрос об отношении сознания индивида к его бытию, о включенности человека, который обладает сознанием, в мир, об ответственности, которую предполагает сознание по отношению к индивиду, о возможностях, которые предоставляются человеку со стороны сознания. Известно, что деятельность практически-преобразовательного характера как специфическая форма общественного отношения к миру подразумевает как свою предпосылку создание "идеального плана" конкретной реальной деятельности. Стоит заметить, что бытие человека так или иначе тесно связано с сознанием. Оно как бы "пронизано" им. Кратко говоря, не может существовать человеческого бытия отдельно от сознания, иными словами, вне зависимости от его форм. Совсем другое дело, что действительное бытие человека, его отношения с окружающей природной и социальной реальностью являются более широкой системой, внутри которой категория сознания считается специфическим условием, предпосылкой, средством, "механизмом" вписывания индивида в общую систему бытия.
В контексте общественной деятельности, которую следует трактовать как целостную систему, сознание выступает как ее необходимое условие, элемент, предпосылка. Так, если исходить из определения человеческой действительности как целого, то вторичность сознания индивида по отношению к общественному бытию считается вторичностью элемента относительно включающей его в себя и объемлющей его системы. Идеальные планы работы, которые разрабатывает сознание, актуальные проекты и программы предшествуют деятельности, однако их реализация обнажает новейшие "незапрограммированные" слои действительности, открывает принципиально новую фактуру бытия, выходящую за границы исходных сознательных установок. В этом смысле наше бытие постоянно уходит за пределы программ действия. Оно оказывается гораздо богаче содержания первоначальных представлений сознания.
Подобное расширение так называемого "бытийного горизонта" производится в деятельности, которая стимулируется и направляется сознанием и душой. Если исходить именно из органической включенности индивида в целостность живой и неживой природы, то рассматриваемая категория выступает в качестве свойства высокоорганизованной материи. Таким образом, отсюда становится актуальной необходимость проследить истоки сознания генетического плана в разновидностях организации материи, предшествующих индивиду в процессе эволюции.
Предпосылка подхода
В процессе рассмотрения сущности сознания и его связи с бессознательным стоит заметить, что важнейшей предпосылкой подхода, указанного выше, считается анализ разновидностей отношения всего живого к среде, в пределах которых как их "обслуживающие механизмы" появляются соответствующие поведенческие регуляторы. Развитие последних в любом случае предполагает возникновение телесных органов. Благодаря им осуществляются процессы сознания и психики. Речь идет о нервной системе и ее наиболее высокоорганизованном отделе — головном мозге. Однако наиболее весомым фактором в развитии названных телесных органов считается та функция, необходимая для полноценной жизни человека, на которую работают приведенные выше органы. Индивид сознает посредством мозга, однако сознание не является само по себе функцией мозга. Скорее, оно относится к определенному, специфическому типу взаимоотношения развитого в общественном плане человека к миру.
Если учитывать данную предпосылку, то нельзя сказать, что сознание первично. Изначально оно выступает как общественный продукт. Категория появляется и развивается в совместной работе индивидов, в процессе их общения и труда. Вовлекаясь в такие процессы, люди способны вырабатывать соответствующие представления, нормы, установки, которые составляют вместе с их окраской в эмоциональном плане содержание сознания, рассматриваемого в качестве специфической формы отражения действительности. Это содержание и закреплено в индивидуальной психике.
Общий смысл
Мы рассмотрели основные концепции происхождения и сущности сознания. В широком смысле слова с ним целесообразно связывать также представление о самосознании. Необходимо иметь в виду, что развитие сложнейших форм самосознания осуществляется на достаточно поздних стадиях истории общественного сознания, где самосознание наделяется известной самостоятельностью. Тем не менее понять его происхождение возможно лишь на базе рассмотрения существа категории в целом.
Таким образом, сознание выступает ключевым, исходным философским понятием для анализа всех разновидностей проявления душевной и духовной жизни человека в их целостности и единстве, а также методов регуляции и контроля его взаимоотношений с реальной жизнью, управления такого рода взаимоотношениями.
Идеализм: понятие и сущность
Что такое идеализм? Категория субстанции в философской науке используется для того, чтобы обозначить те моменты, которые существуют благодаря самому себе, но ни в коем случае не благодаря чему-то иному. Если как субстанция принимается сознание, то появляется идеализм. Данное учение в полной мере обосновывает тезис, что в основу всего существующего во Вселенной заложены идеи, как этому учил Платон или как провозглашал Лейбниц, что все состоит из монад, которые представляют собой атомы, однако не материальные, а обладающие конкретной степенью сознания. Стоит заметить, что при этом материя толкуется или в качестве зависимого от сознания рода сущего, или как особая разновидность существования духа, то есть его собственное порождение. Отсюда понятно, что такое душа человека в идеализме.
Ранее существовал также вариант идеализма субъективного типа. Такой, если говорить о крайней форме, отстаивался философом начала XVIII века из Британии Дж. Беркли. Он доказал, что все, окружающее нас, является лишь совокупностью наших восприятий. Это восприятия есть единственное, что человек может знать. В данном случае тела вместе со свойствами, присущими им, разного рода отношениями трактовались как комплексы ощущений.
Что такое дуализм?
Существуют учения, связанные с двумя субстанциями. В них утверждается, что душа и тело, сознание и материя представляют собой две в принципиальном плане различные, причем независимые друг от друга разновидности бытия. Это как две самостоятельно развивающиеся субстанции. Подобная позиция носит название дуализма. Необходимо отметить, что ближе всего она находится к здравому смыслу человека. Как правило, мы уверены в том, что имеем и тело, сознание; и что хотя они каким-то образом согласуются между собой, отличительные черты мыслей, чувств и таких материальных вещей, как столы или камни, слишком масштабны, если рассматривать объекты относительно друг друга, чтобы включить их в один род сущего. Данное разведение до противоположности относящегося к сознанию и материального дается достаточно легко, тем не менее затем в дуализме появляется основной и по существу неразрешимый вопрос, состоящий в том, чтобы объяснить, каким образом столь отличные по характеристикам материя и сознание способны к взаимоотношениям в согласованном ключе. Ведь как субстанциональные начала, иными словами, начала независимые, они в соответствии с приданным им категориальным статусом не могут оказывать влияние друг на друга и так или иначе взаимодействовать. Дуалистические варианты трактовки отношения материи и сознания вынуждены или допускать данное взаимодействие в некоторых ситуациях, или подразумевать предустановленную гармонию в ранее согласованном изменении материи и духа.
Сознание и мышление
Итак, мы разобрали, что такое дуализм. Далее целесообразно перейти к вопросу сознания и мышления, взаимосвязи и взаимозависимости категорий.
Под мышлением следует рассматривать процесс отражения в людском сознании сущности вещей, отношений и закономерных связей, возникающих между явлениями или предметами действительности. Во время мыслительного процесса индивид трактует объективный мир иным образом, нежели в процессах воображения и восприятия. В общественных представлениях явления внешнего плана отражаются именно так, как они влияют на органы чувств: в формах, красках, движении объектов и так далее. Когда индивид мыслит о тех или иных явлениях или предметах, он рисует в собственном сознании не эти внешние характеристики, а непосредственно сущность объектов, их взаимные отношения и связи.
Суть абсолютно любого объективного явления познается только тогда, когда оно рассматривается в органической связи с иными. Диалектический материализм трактует общественную жизнь и природу не как случайную совокупность не зависимых друг от друга, отдельных явлений, а как одно целое, где все составляющие органическим образом связаны между собой. Они обусловливают друг друга и развиваются в тесной зависимости. В такой взаимной обусловленности и связи и проявляется сущность объекта, законы его существования.
При восприятии, к примеру, дерева индивид, отражая в собственном сознании ствол, листья, ветви и другие части и свойства именно этого предмета, воспринимает этот объект изолированно от иных. Он любуется его формой, причудливыми изгибами, свежестью зеленых листьев.
Иным образом осуществляется мыслительный процесс. Стремясь понять ключевые законы существования этого явления, проникнуть в его смысл, человек обязательно отражает в своем уме в том числе отношения этого объекта с иными явлениями и предметами. Нельзя понять суть дерева, если не определить, какую роль для него играет химический состав почвы, воздух, влага, солнечный свет и так далее. Только отражение данных отношений и связей позволяет индивиду понять функцию листьев и корней дерева, а также ту работу, которую они выполняют в круговороте веществ в живом мире.
Вместо заключения
Итак, мы рассмотрели категорию сознания и основные ее аспекты. Разобрали концепции происхождения и сущность. Указали на взаимосвязь с мыслительным процессом. Мы определили, что такое душа человека и почему она имеет отношение в том числе к материальному, соприкасается с ним.
В заключение следует отметить, что мысль о том или ином предмете приводит одновременно к таким последствиям: отражение данного явления в его сущности, иными словами, в его взаимообусловленности и взаимосвязях с другими объектами; мысль об этом явлении в общем, а не в какой-то конкретной форме.
Для возникновения и последующего развития сознания важно одно условие. Речь идет о наличии человеческого общества. Практическая деятельность показывает, что сознание есть только там, где существует и развивается человек. Чтобы оно появилось, нужны объекты отражения.
Из всего материала целесообразно сделать некоторые выводы. Сознание является высшей формой отражения действительности, свойственной только человеку. Категория связана с членораздельной речью, абстрактными понятиями, логическими обобщениями. “Ядром” сознания, методом его существования считается знание. Формирование его связано с появлением труда. Необходимость последнего в процессе общения предопределила актуальность языка. Труд и язык решающим образом повлияли на становление людского сознания.