Чуть менее чем через два месяца фильму "Старикам тут не место" 2007 года выпуска исполнится уже двенадцать лет. И все это время триллер, снятый знаменитыми братьями Коэнами по одноименному роману писателя К. Маккарти, главные роли в котором исполнили такие звезды кино, как Хавьер Бардем, Томми Ли Джонс и Джош Бролин, по праву считается лучшим в жанре, до сих пор никем не превзойденным.
Достижения фильма
Можно бесконечно спорить о достоинствах и недостатках этой уникальной в своем роде картины, и мнения обеих сторон, безусловно, будут заслуживать внимания, однако, так или иначе, фильмом "Старикам тут не место", смысл которого стал предметом нашего обсуждения, в общей сложности было получено 76 номинаций различных престижных кинофестивалей, из которых был выигран 31 приз. На ежегодной церемонии вручения премии Американской академии кинематографических искусств и наук картину ждал самый настоящий триумф, выраженный в получении сразу четырех "Оскаров" в таких значимых номинациях, как лучший фильм, лучшая режиссерская работа, сценарий и мужская роль второго плана, которую заслуженно получил великолепный актер Хавьер Бардем, ставший первым испанским актером - лауреатом премии "Оскар".
Кроме прочего, в числе наград фильма "Старикам тут не место" числятся главные призы и такого кинофестиваля, как "Золотой глобус", на котором он был удостоен премии за лучший сценарий и лучшую мужскую роль второго плана, а также Британской киноакадемии, где он стал победителем в номинациях за лучшую режиссуру, мужскую роль второго плана и операторскую работу. В конечном итоге, по мнению мировых критиков, кинолента по праву стала в один ряд с лучшими картинами десятилетия.
Братья Коэны
Сценаристами и режиссерами фильма "Старикам тут не место" выступили одни из величайших авторов Голливуда, братья Джоэл и Итан Коэны. Этот творческий дуэт, отличительной особенностью работ которого неизменно является замысловатый сюжет, неожиданность, неординарность, интеллектуальность и черный юмор, широко известен всем ценителям настоящего, хорошего кино с большой буквы.
На счету братьев, начавших свою карьеру еще в 1984 году с выпуска неонуарного малобюджетного триллера "Просто кровь", на сегодняшний день насчитывается почти тридцать картин, среди которых самыми запоминающимися и отмеченными любовью зрителей и кинокритиков стали такие работы, как "Воспитыние Аризоны", "Перекресток Миллера", "Бартон Финк", "Фарго", "Большой Лебовски", "О, где же ты, брат?", "Человек, которого не было", "Невыносимая жестокость", "Плохой Санта", "Игры джентльменов", "Париж, я люблю тебя", "После прочтения сжечь", "Серьезный человек", "Внутри Льюина Дэвиса", "Да здравствует Цезарь!" и "Баллада Бастера Скраггса".
Кроме того, братья Коэны сотрудничали с такими знаменитостями Голливуда, как Стивен Спилберг, Анджелина Джоли и Джордж Клуни, став авторами сценариев таких их фильмов, как "Шпионский мост", "Несломленный" и "Субурбикон".
Сюжет
Местом действия фильма "Старикам тут не место" 2007 года выпуска стал западный Техас, чьи пустынные и дикие пейзажи как нельзя лучше отразили засушливый июнь 1980 года, в течение которого и происходили все события картины, начавшиеся с неожиданной находки ветерана Вьетнамской войны, а ныне сварщика Льюэллина Мосса, во время охоты у Рио-Гранде обнаружившего на месте кровавой разборки наркоторговцев чемодан с двумя миллионами долларов.
Став счастливым владельцем этого внезапно свалившегося на голову сокровища, Льюэллин устремляется в бега навстречу своей смерти, преследуемый мексиканскими бандитами, безжалостным убийцей Антоном Чигуром и шерифом полиции Эдом Беллом.
Чрезвычайно насыщенный сюжет фильма "Старикам тут не место" трудно описать в двух словах. В течение всего действия картины перед зрителями предстает кровавая погоня, снятая с позиции самого беглеца Льюэллина, его главного преследователя Чигура, хладнокровный и какой-то неземной образ которого завораживает свидетелей происходящего на экране не хуже питона по отношению к кроликам, а также условно отстраненного от всех событий шерифа Белла.
В конечном итоге бег Льюэллина Мосса останавливают пули мексиканских бандитов. Антон Чигур же достигает своей цели, попадает в аварию, но выживает и уходит прочь вместе с деньгами, а шериф Эд Белл увольняется со службы и в финальной сцене, о значении которой мы поговорим чуть позже, рассказывает своей жене и зрителям о своих снах.
Сценарий
Как уже говорилось, основой картины послужил одноименный роман Кормака Маккарти, привлекший братьев Коэнов, прежде всего, своим нестандартным подходом к происходящему, его глубинным смыслом и совершенно нетрадиционной для жанра концовкой.
Права на экранизацию произведения Маккарти были выкуплены продюсером Скотом Рудиным, впоследствии предложившим его Коэнам. Братья адаптировали роман под сценарий фильма "Старикам тут не место" и в 2005 году дали согласие Рудину выступить режиссерами будущей картины.
История, рассказанная Маккарти, настолько понравилась Коэнам, что они воздержались от обычной для них правки литературной основы и вложили в свой сценарий саму душу романа, а также оставили неизменными практически все диалоги и монологи героев, главным из которых стал финальный спич шерифа, приоткрывающий завесу тайны смысла фильма "Старикам тут не место", практически слово в слово повторивший свой литературный первоисточник.
Съемки
Картина снималась с 23 мая по 16 августа 2006 года. Несмотря на то что по сюжету события фильма происходили в Техасе, большинство съемок было произведено в соседнем с ним штате Нью-Мексико, а также в крупнейшем мировом центре игорного бизнеса Лас-Вегасе и его пустынных окрестностях, и лишь небольшой городок Одесса, в котором пытается скрыться жена Льюэллина Мосса, действительно был расположен в штате Техас.
Сами подробности съемок фильма "Старикам тут не место" отмечены множеством интересных фактов. В частности, первоначально роль Льюэллина Мосса должен был исполнять знаменитый Пол Уокер, всегда мечтавший сняться у Коэнов. Актер даже прошел кастинг, однако впоследствии авторы картины решили остановиться для этой роли на другой, не менее известной кандидатуре Хита Леджера. Но Леджер предпочел сняться в биографической драме "Меня там нет", посвященной жизни легендарного музыканта Боба Дилана. Так, исполнителем образа Льюэллина Мосса стал актер Джош Бролин, и то не с первой попытки.
Чрезвычайно примечательным стал и тот факт, что, когда братья Коэны предложили Хавьеру Бардему воплотить на экране образ убийцы Антона Чигура, актер отреагировал неожиданно, ответив, что он не умеет водить машину, плохо говорит на английском языке и вообще ненавидит насилие как таковое.
В конечном итоге Хавьер Бардем настолько убедительно и пугающе достоверно сыграл Чигура, что получил за эту роль значительно большее количество призов, чем за всю свою карьеру в кино, став первым в истории испанцем, получившим золотую статуэтку "Оскар".
Герои
Прежде чем приступить к обсуждению смысла фильма "Старикам тут не место", остановимся немного подробнее на персонажах самой картины.
Прежде законопослушный Льюэллин Мосс, переживший войну во Вьетнаме и коротающий свое свободное время за охотой, найдя чемодан с деньгами, даже не пытается обдумать свой выбор. Он хватает свое сокровище и тут же превращается из охотника в жертву. При этом его поступок понятен зрителю, который на месте Мосса, скорее всего, поступил бы точно так же. Таким образом, персонаж Льюэллина олицетворяет все приземленное, прямолинейное и простое в фильме.
Безжалостный киллер Антон Чигур, несмотря на второстепенность своего персонажа, является чуть ли не самым знаковым героем картины и идейной составляющей всего смысла фильма "Старикам тут не место". Он как герой имеет сразу две трактовки своего образа. С одной стороны, Чигур - убийца, неотвратимый рок, неизбежность и судьба, которую его жертва не в силах миновать. С другой - он есть сама смерть, подбрасывающая монетку, чтобы решить, пришло ли ее время.
Делая свою кровавую работу, Антон Чигур символизирует само время, бесконечно стремящееся вперед и совершенно не беспокоящееся о прошлом.
Шериф Эд Том Белл большую часть времени практически не участвует в происходящем. В основном зритель лишь слышит его голос за кадром, размышляющий над событиями, разворачивающимися на экране, о своей жизни, а также словно не к месту рассказывающий различные истории.
Этот герой занимает в фильме, на первый взгляд, какое-то аляповатое место, тайный смысл которого можно понять, лишь посмотрев всю картину до конца.
Смысл
Подсказка к раскрытию значения смысла фильма "Старикам тут не место" кроется уже в самом его названии, в основе которого лежит первая строка стихотворения Уильяма Йейтса "Плавание в Византию":
Нет, не для старых этот край...
Византия в данном случае является не чем иным, как давно исчезнувшей загадочной страной мудрецов и легенд. Все же это произведение посвящено круговороту поколений, состоящему из незыблемых тайн зачатия, рождения и смерти.
Таким образом, герои картины представляют собой отражение прошлого, настоящего и будущего. При этом тем самым "стариком", которому не место в новом мире, выступает шериф Белл. Ведь именно он один, представляя собой прошлое, имеет самое явное понимание сути добра и зла, правильного и неправильного, знает, как нужно жить, и не понимает настоящее время.
Льюэллин Мосс является современником зрителя, он прост и понятен. Он есть "сегодня", он настоящее.
Третий же герой, убийца Антон Чигур, символизирует собой человека будущего. Он лишен каких-либо чувств, правил и принципов. Он есть само время, и Антон существует только там, где впереди маячит очередная цель. В настоящем же его уже нет.
Вместо послесловия
Пройдя сквозь кровь, грохот выстрелов и непрекращающуюся погоню, зрителю суждено лишь к финальному монологу шерифа Белла понять весь смысл фильма "Старикам тут не место" и ответить самому себе на вопрос, о каких стариках, собственно, шла речь:
Я всегда любил слушать рассказы о стариках. Никогда не упускал такого случая. Хочешь, не хочешь, а начинаешь себя с ними сравнивать. Хочешь, не хочешь, а подумываешь, как бы они жили в наше время…
Не то чтобы я боялся кого. Я знал, на этом месте надо всегда быть готовым к смерти. Но не хочу я рисковать своей жизнью, пытаясь перебороть то, чего не понимаю. Так недолго и душу замарать. Махнуть рукой и сказать: «И черт с вами, играть, так по вашим законам!»
Находясь большую часть времени практически в стороне от происходящего и даже не пересекаясь с другими главными героями, шериф Белл в конечном итоге становится похожим на автора всех событий, которые, возможно, родились в его голове вследствие долгих размышлений над собственной жизнью, слышимых зрителями в течение всего фильма.
И все, что увидел зритель, было своего рода метафорой престарелого человека, живущего воспоминаниями, но все еще цепляющегося за настоящее в страхе перед неминуемо приближающейся смертью...