Как пользоваться телескопом: описание, сборка, настройка

Приобретая свой первый телескоп, оптическую машину времени для исследования Вселенной, астрономы-любители преследуют разные цели. Одни стремятся открыть кометы или когда-нибудь опубликовать астро-фотографию, другие хотят просто время от времени наслаждаться видами луны и планет. Какими бы ни были цели, одно можно сказать наверняка: следует начинать с азов, изучив информацию о том, как пользоваться телескопом.

Что это такое?

Телескоп – это прибор, предназначенный для наблюдения за удаленными объектами. Термин обычно относится к оптическим приспособлениям, но существуют телескопы для большей части спектра электромагнитного излучения и для других типов сигналов. Оптический телескоп увеличивает видимый размер удаленных объектов.

Телескопы работают с использованием одного или нескольких изогнутых оптических элементов - линз или зеркал - для сбора света или другого электромагнитного излучения и фокусировки этого света или излучения туда, где изображение можно наблюдать, фотографировать или изучать.

синий телескоп

Советы по сборке

Сборка устройства происходит в соответствии с инструкцией к телескопу, приобретенному пользователем. Но есть некоторые советы, которые могут облегчить эту работу:

1. Собирать телескоп следует в помещении, где есть много света.
  2. Иметь достаточно пространства и терпения, а также все инструменты, которые требуются для сборки, перед началом работы.
  3. После того как сборка завершена, следует потратить некоторое время, чтобы узнать немного о том, как пользоваться телескопом, и о его функциях, прежде чем выносить его наружу в первый раз.

Из чего состоит?

Изучим строение телескопа:

1. Оптическая труба – это та часть, которую большинство людей считают телескопом. Она имеет линзу спереди (рефрактор) или зеркало сзади (рефлектор), которое используется для сбора света. Некоторые оптические трубки имеют как линзы, так и зеркала. Это так называемые катадиоптрические телескопы. Наиболее распространенными являются телескоп Шмидта-Кассегрена (SCT) и Максутова-Кассегрена (MCT).
  2. Монтировка (крепление) – это то, что удерживает оптическую трубу. Она бывает нескольких типов: экваториальная, альт-азимутальная, компьютеризированная GoTo или ручная. Крепление Alt-Azimuth позволяет перемещать телескоп по прямым линиям - вверх, вниз, вправо и влево. Экваториальное крепление было разработано для отслеживания звезд, движущихся по дуге по небу. Его можно отрегулировать, чтобы компенсировать местоположение по широте. Экваториальные крепления могут быть очень простыми или иметь широкий спектр возможностей и компонентов, от простых двигателей на одной или обеих осях до полноценной компьютеризированной системы, которая может работать с телескопами обсерватории.
    космос, планеты
  3. Окуляр – это часть системы телескопа, которая фактически обеспечивает увеличение. Оптическая трубка собирает свет, а окуляр увеличивает изображение. Большинство стартовых наборов будут включать от одного до трех окуляров, каждый из которых обеспечивает разный уровень увеличения. Чем выше число на окуляре, тем меньше увеличение. Таким образом, окуляр 25 мм обеспечит меньшую мощность или меньшее увеличение, чем окуляр 10 мм.
  4. Линза Барлоу - это устройство, которое проходит между окуляром и фокусировщиком. Она умножает увеличение окуляра на указанную величину, обычно в 2 или 3 раза. Преимущество этой линзы состоит в том, что она дает больше возможностей увеличения при меньшем количестве окуляров.
  5. Диагональ. Рефракторы СКТ и МСТ обычно имеют диагонали. Больше не нужно опускаться на колени, чтобы посмотреть в телескоп, который указывает на звезды - диагональ изгибает свет в более удобное положение для просмотра. Главное, что нужно знать, это то, что диагональ 90 градусов, также называемая диагональю звезды, оптимизирована для астрономии. Диагонали под углом 45 градусов оптимизированы для использования в дневное время в качестве зон наблюдения, а не для астрономии.
  6. Фокусер – это подвижное устройство, которое используется для фокусировки изображения.
  7. Искатель с красной точкой (RDF) – это инструмент для нацеливания, как прицел на оружии. Он используется для того, чтобы направить телескоп на цель.

Как движется телескоп

Следует потренироваться перемещать свой телескоп, не выходя из хорошо освещенного дома. Независимо от типа крепления, позиционные корректировки выполняются аналогичным образом.

В случае с некомпьютеризированными креплениями телескопа:

1. Начать с ослабления фиксирующих ручек на высоте и азимуте (для альт-азимутальных креплений) или на осях прямого подъема и отклонения (для экваториальных креплений).
  2. Взяться за оптическую трубку, толкнуть или потянуть ее в нужном направлении.
  3. Заблокировать телескоп, чтобы он не двигался сам по себе.

Этот метод используется для больших, широких движений по небу. Для более инкрементальных перемещений ручные крепления должны иметь один или два кабеля или ручки «замедленного управления».

мальчик смотрит в телескоп

В случае с компьютеризированной монтировкой телескопа Go To:

1. Использовать прилагаемый ручной контроллер для перемещения телескопа.
  2. Выбрать скорость нарастания в зависимости от того, как далеко нужно переместить телескоп по небу. Более высокие скорости используются для перемещения от одного объекта к другому, а более медленные скорости используются для центрирования объекта или удержания его в окуляре. Нужно потратить некоторое время, чтобы испытать эти скорости, поэкспериментировать с кнопками направления на ручном контроллере и понять, как пользоваться телескопом такого типа.

Выравнивание и использование искателя

Теперь следует понять, как правильно настроить телескоп и видоискатель.

Искатели являются важным аксессуаром, поскольку без него пользователь будет тратить большую часть своего времени, пытаясь найти объекты, а не рассматривая их.

Обычно телескоп имеет один из двух типов искателя: искатель с красной точкой или оптический искатель:

1. Оптический видоискатель – это небольшое устройство, которое удерживается на верхней части основного телескопа с помощью кронштейна видоискателя. Он предлагает вид неба с небольшим увеличением, обычно где-то от 6X до 10X, и через окуляр видно перекрестие, которое помогает центрировать объект в поле зрения искателя.
  2. Искатель красной точки отображает широкое поле неба с нулевым увеличением. Вместо того чтобы смотреть в окуляр, пользователь смотрит на стеклянный или пластиковый экран, на котором отражается красная точка. Такой искатель обычно крепится к телескопу с помощью приподнятого кронштейна.

Оба типа искателя телескопа работают хорошо, но они должны быть выровнены в соответствии с телескопом, иначе они будут бесполезны.

космос, ночное небо

Настройка искателя:

1. Установить кронштейн искателя и сам искатель на телескоп, как указано в руководстве по эксплуатации.
  2. Выбрать окуляр с наименьшим увеличением и поместить его в фокусер.
  3. В течение дня вынести телескоп на улицу и поместить его в таком месте, чтобы можно было видеть неподвижный объект, который находится на большом расстоянии. Знак остановки, фонарный столб или высоковольтный изолятор на электрическом столбе.
  4. Вручную направить телескоп как можно точнее на цель, а затем посмотреть в окуляр. Объект должен находиться в поле зрения, но если это не так, следует воспользоваться ручками управления медленным движением или циферблатом на креплении телескопа, чтобы выполнить настройку, пока цель не окажется в центре окуляра.
  5. Затянуть фиксаторы на телескопе, чтобы он не двигался.
  6. Теперь, просматривая искатель, нужно использовать регулировочные ручки на видоискателе или кронштейне искателя, чтобы максимально точно отцентрировать цель в поле зрения искателя.
  7. Когда телескоп заблокирован, следует осторожно поменять окуляр до следующего наибольшего увеличения.
  8. Когда цель находится в центре видоискателя и окуляра при максимальном увеличении, которое есть, видоискатель выровнен.

Как использовать телескоп-рефрактор

В таких телескопах используются стеклянные линзы, расположенные в металлической трубке, для сбора света от удаленных объектов, таких как луна, планеты, звездные скопления и туманности. При использовании в сочетании со сменными увеличительными окулярами рефрактор позволяет изучать эти астрономические объекты с необычайной детализацией. Примером такого типа устройства является телескоп Sky-Watcher BK 705AZ2:

1. Выбрать место наблюдения вдали от источников света.
  2. Поставить штатив на землю. Вытянуть каждую штативную ножку на одинаковую длину, а затем затянуть винты на каждой ножке, чтобы закрепить ее на месте. Поставить штатив вертикально. Ослабить барашковые винты на монтажном кронштейне штатива. Вставить телескоп в монтажный кронштейн штатива, а затем затянуть крепежные винты.
  3. Ослабить винт телескопического крепления. Вставить область видоискателя в крепление и затянуть фиксирующий винт.
  4. Направить телескоп на астрономическую цель. Выбрать яркий объект, такой как луна или звезда. Поднять или опустить трубку и перемещать ее из стороны в сторону, чтобы направить телескоп в направлении цели.
  5. Посмотреть в поле поиска. Отрегулировать ориентацию телескопа, чтобы центрировать объект в области видоискателя.
  6. Вставить окуляр малой мощности - один с увеличением 75X или ниже - в фокусировщик телескопа.
  7. Затянуть фиксирующий винт, чтобы закрепить его на месте. Посмотреть в окуляр и убедиться, что объект находится в поле зрения. Если нет, просмотреть на область поиска и перецентрировать объект. Отрегулировать ручку фокусировки, пока объект не станет резким в окуляре.
  8. Вставить окуляр большой мощности в фокусировщик телескопа, чтобы изучить объект более подробно.
  9. Отрегулировать фокусер для повышения резкости объекта в окуляре.
    мужчина смотрит в телескоп

Как пользоваться телескопом-рефлектором

Методы просмотра галактики с помощью этого устройства позволяют изучать объекты от самых элементарных до чрезвычайно сложных. Как только пользователь успешно освоит управление агрегатом для случайного исследования, переход к более точному и сложному просмотру должен быть относительно легким. Примером такого типа устройства может быть телескоп Celestron AstroMaster 76 EQ:

1. Ознакомиться с руководством по эксплуатации устройства.
  2. Определить крепление окуляра и потренироваться менять и снимать разные окуляры. Каждый производитель телескопов использует разные типы замков для фиксации окуляров.
  3. Найти прицел искателя, который нужно будет использовать для настройки телескопа непосредственно перед его использованием. Обратить внимание на расположение винтов, которые должны окружать область видоискателя. Это винты, которые нужно будет использовать для выравнивания.
  4. Изучить звездные карты.
  5. Найти темную открытую поляну, где видна луна, чтобы настроить телескоп.
  6. Установить телескоп, навести его на небо и снять крышку объектива.
  7. Поместить окуляр с самым слабым увеличением в держатель и вращать телескоп, пока не появится луна. Внести небольшие корректировки в положение телескопа, пока луна не окажется в центре поля зрения.
  8. Посмотреть в поле поиска. При необходимости отрегулировать винты, окружающие область видоискателя, пока луна не будет идеально отцентрирована на перекрестии в центре области.

Теперь можно исследовать космос, обращаясь к звездным картам по мере необходимости.