В теории управления понятия закон и принципы являются основными. Законы рассматриваются в качестве необходимых, существенных, устойчивых и цикличных отношений между субъектами и объектами. Они беспристрастны, то есть существуют вне зависимости от людского сознания.
Законы управления системой могут быть установлены теоретическим или эмпирическим путем. Они доказывают взаимозависимости между целями и способами их достижения в процессах управления. Главные управленческие правила играют очень важную роль в нашей ежедневной жизни и в процессе трудовой деятельности. Поэтому их знание и понимание очень важны для каждого из нас.
Концепция
В основе концепции менеджмента лежит совокупность правил и принципов, функционирующих в рыночной экономике. Сознательное внедрение экономических законов, которое осуществляется через управление, позволяет людям привести свою деятельность в соответствие с объективными критериями развития. Непосредственно менеджер выбирает сбалансированный метод при принятии решения.
Законы управления являются основополагающими. Их можно поделить на две группы. Первая включает те, что используются руководством в целом. Вторые - это непосредственно правила управления производством.
Оно имеет двусторонний характер. Во-первых, управление выражает беспристрастный процесс менеджмента труда сотрудника при производстве потребительских ценностей, то есть выступает в качестве потребности в производстве (отношения обоснованы коллективным трудом).
Во-вторых, оно касается производственных отношений сторон в процессе создания цены. Сторонами являются работодатель и работник, вступающие в отношения собственности друг с другом. В согласовании с этим управление производством изучается в двух аспектах: организационно-техническом и социально- экономическом.
Первый аспект предполагает объединение сотрудников на основе использующихся технических средств и машин. Основная задача: объединить рабочих и предметы труда, сформировать соотношения между ними. Данное направление раскрывает сущность понятия управления и состав его частей.
Социально-экономический аспект состоит в том, что владелец средств осуществляет промышленный процесс не только в собственных интересах, а также для коллектива рабочих и общества в целом.
Общие положения
По установившейся практике законы управления можно поделить на три главные группы: общие, частные, специальные.
Объективными (общими) считаются те, которые характерны процессу управления и выражают различные зависимости, которые формируются вне зависимости от желания субъектов.
Общие законы управления включают несколько положений. Вот их список:
1. Закон единства и целостности системы управления.
2. Закон требуемого числа степеней свободы системы управления.
3. Закон обеспечения необходимого разнообразия систем.
4. Закон соотношения управляющей и управляемой подсистем.
5. Закон соответствия форм и содержания связи (обратной и прямой) в системе управления и экономической природы отношений между подсистемами.
Рассмотрим каждый из них согласно порядковому номеру списка.
Первый
Закон единства и целостности системы управления - это основное правило в науке управления. Многофункциональная целостность означает, что система управления обязана реализовать все функции, необходимые для развития и деятельности социально-экономических систем.
Единство системы управления означает, что она должна образовывать единое целое, а не сумму частей, фрагментов или отдельных актов.
Второй
Закон требуемого числа степеней свободы системы управления. Это означает, что она обязана быть не только довольно гибкой, но и владеть нужными внутренними ресурсами, иметь определенную устойчивость и жесткость.
Число степеней свободы управляющих подсистем ограничено рамками законов, которые были приняты в данном государстве, нормами исполнительной власти, государственными традициями и принципами. Потому обеспечение необходимого количества степеней свободы осуществляется с помощью универсальности законодательства, определенности подзаконных актов, объяснений исполнительной власти, что в общей сложности характеризует гибкость системы менеджмента.
Третий
Закон обеспечения необходимого разнообразия систем. Он заключается в том, что системы обязаны иметь необходимую диверсификацию в согласовании с потребностями в целом. Несмотря на общность систем менеджмента, их можно и необходимо отличать друг от друга, что обосновано многообразием причин - отраслевых, погодных, этнических, демографических, профессионально- квалификационных, личных качеств руководителя.
Четвертый
Закон соотношения управляющей и управляемой подсистем. Он означает, что указанные подсистемы обязаны быть соответствующими друг другу, исходя из убеждений их многофункциональных и структурных возможностей, задач, направлений, целей развития и деятельности организационной системы. Закон управления и цели подсистем тесно связаны. Он подразумевает необходимость опытного использования единоначалия и коллегиальности в менеджменте.
Пятый
Закон соответствия форм и содержания связи (обратной и прямой) в системе управления и экономической природы отношений между подсистемами. Как это понимать? Система управления заключается в подаче сигналов субъектам на выполнение каких-либо действий. Сигналы - это команды-решения, принимаемые на основе информации, поступающей из различных источников.
Специфические правила
Вторая группа законов включает частные, субъективные нормативно-правовые акты, благодаря применению которых можно существенно повысить продуктивность системы менеджмента в целом, а также некоторых ее частей. К их числу можно отнести законы изменения функций менеджмента, уменьшения количества уровней, распространенности контроля. Ниже рассмотрим их более подробно.
Частные законы
В числе подобных подобных правовых актов можно выделить следующие:
- Закон изменения функций управления.
- Закон сокращения количества ступеней менеджмента.
- Закон сосредоточения функций менеджмента.
- Закон распространения и контроля.
Поговорим о них подробнее.
Закон изменения функций управления говорит о том, что увеличение либо снижение уровней и ступеней менеджмента неизбежно влечет за собой повышение значения одних функций и уменьшение других.
Сущность закона сокращения количества ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней в составе организации, тем менеджмент более эффективен и оперативен. Это актуально при прочих равных условиях.
Закон сосредоточения функций управления устанавливает, что оно постоянно стремится к созданию большего количества функций на каждом уровне. Это неизбежно ведет к расширению управленческого аппарата.
Согласно закону распространения и контроля, существует установленная связь между числом подчиненных и способностью держать под контролем их деятельность со стороны руководства.
Существуют и другие частные закономерности.
Закон синергии говорит о том, что в любой компании существует совокупность элементов, в которых ее потенциал постоянно будет или значительно выше, чем обычная сумма включенных в нее частей, или значительно ниже, чем обозначенное число. Задача руководства организации заключается изначально в том, чтобы найти более оптимальный состав частей.
Сущность закона самосохранения заключается в том, что любая система имеет стремление к самосохранению и применяет с этой целью свой потенциал. Общий размер созидательных ресурсов организации должен превосходить комплексное воздействие наружных и внутренних разрушительных факторов.
Закон развития состоит в том, что любая система желает достигнуть наивысшего общего потенциала.
Жизненный цикл системы содержит в себе 8 чередующихся этапов:
- Пороговая нечувствительность.
- Внедрение.
- Рост.
- Зрелость.
- Насыщенность.
- Спад.
- Крах.
- Устранение.
Закон информированности - упорядоченности гласит, что чем больше информации о текущем и будущем состоянии внутренней и внешней среды организация имеет, тем выше возможность ее нормального существования.
Закон единства анализа и синтеза говорит о том, что всякая система движется к более экономному способу деятельности посредством использования анализа и синтеза. Основу системы анализа управления составляет метод постепенного приближения.
Специальные законы
В третью группу законов управления организацией целесообразно включить такие, которые не имеют непосредственного отношения к управлению, но могут оказать значительное воздействие на показатели работы организации.
В это группу включают экономические, законодательные, социальные и прочие законы. Подобные правила могут быть названы термином «специальные».
Такие законы являются официальными. Они неразрывно связаны со спецификой организации. К примеру, для компаний, которые работают в области тяжелого машиностроения, огромное значение имеют законы механики, на которых основаны разработка и создание машин и оборудования.
Для пищевой и фармацевтической промышленности законы химии в особенности имеют большое значение. Без их использования невозможна разработка и распространение технологических инноваций в данной области.
Правила в отношении общества
Среди законов управления обществом можно назвать те, которые представлены в таблице ниже.
Формулировка закона | Характеристика |
Искусственно создавать проблемы и предлагать свои методы их решения | Нужно создать такую среду, чтобы граждане без помощи других добивались использования тех мер, которые необходимы для достижения определенных кругов на вершине иерархической пирамиды. Ухудшение криминогенной обстановки приводит к тому, что люди сами требуют ограничения определенных свобод. Кризис в финансовой сфере принуждает людей принимать некоторые нарушения социальных прав, которые до этого считались суровыми. |
Отвлечение внимания людей | Одним из законов управления людьми является необходимость отвлечь их внимание от главных вопросов, заполнив все информационное пространство мелкими, нередко лишенными смысла сообщениями. В результате можно постоянно занимать людей несущественными проблемами, не давая при всем этом принципиальной информации в различных ведущих отраслях науки и современных познаниях. |
Постепенная реализация законов в сфере управления | Данный способ позволяет постепенно вводить те модели общества, которые вызовут громадное сопротивление со стороны людей. Разрушение структуры государства в 90-х годах прошлого столетия было создано именно по данной схеме: последовательное сокращение функций государства, приватизация собственности, сокращение зарплаты, ликвидация сбережений большей части жителей посредством инфляции с чрезвычайно высокими темпами. Если бы все это обвалилось на людей сразу, то избежать масштабных беспорядков было бы невозможно. |
Отсрочка внедрения | Суть в том, что в определенный момент времени принимаются непопулярные меры, но они внедряются только через какое-то время. Это уменьшает возмущение людей и дает им возможность привыкнуть к нововведениям. |
Обращаться с людьми, как дети | Предполагает использование доводов, интонаций и смысловых понятий такого уровня, который предназначен для детей младше 12 лет. Таким образом можно достигнуть соответствующего ответа от людей, которые не имеют взрослой критической оценки событий. |
Законы социального управления
Они беспристрастны, то есть не зависят от желания отдельных субъектов. Основные положения данной категории представлены в таблице ниже.
Законы | Характеристика основных законов управления |
Доминирования глобальной цели системы | Является основополагающим в данной категории законов. Подсистемы (экономическая, техническая, политическая и так далее), которые составляют социальную систему, образуют единение, составляют целостный организм. |
Специализации | Подразумевает разделение функций управления на различных уровнях и направлениях в системе социального менеджмента. |
Интеграции | Объединяет действия на разных уровнях и направлениях в единый процесс менеджмента. |
Экономии временного ресурса | Характеризует продуктивность управления, достижение задач с учетом малых временных затрат. |
Наиважнейших социальных задач | Задачей общества и поддержания его баланса и развития является неизменное улучшение качества жизни его членов. Потому все другие цели должны зависеть от данной задачи. |
Разнообразия | Система управления должна быть более разнообразной, чем управляемый объект. |
Доктринальности | Социальная концепция - это своего рода глобальная разработка. Она выдвигает на первый план основополагающие ценности социальных интересов общества, содержит механизмы их реализации и является базовой для определенных стратегических задач социальной политики, определенных руководящих принципов. |
Развития самостоятельной активности каждой подструктуры | Большое значение имеет передача функций управления народным органам. |
Заключение
В числе основных законов управления есть такие, которые могут либо должны применяться на всех предприятиях, независимо от специфичности их работы либо законодательной формы. Это экономические правила, которые регулируют порядок воплощения идей бизнеса и законодательные основы, регулирующие отношения хозяйствующих субъектов с госструктурами и прочими контрагентами.