Психология массовой коммуникации. Роль массовой коммуникации в современном обществе

Коммуникационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Их значение невозможно недооценивать, вне зависимости от того, с какой позиции их рассматривать. Ведь даже жизнь простых обычных людей, далеких от занятий, связанных с коммуникациями, например, рабочих или домохозяек, все равно во многом зависит от информационных средств.

Все люди ежедневно смотрят телевизионные передачи, пользуются телефонами, слушают радио, общаются в социальных сетях, проводят досуг за онлайн-играми. А все это не что иное, как коммуникационные технологии, используемые людьми и оказывающие на них непосредственное влияние. Разумеется, психология, как наука, не могла остаться в стороне и проигнорировать такой аспект жизни, как влияние информационных средств на сознание людей. В этой науке данной тематике посвящено целое направление, которое фактически является самостоятельной дисциплиной. Активно изучается психологами не только то, как радио, телевидение и прочие СМИ воздействуют на человеческое сознание, но и многое другое, связанное с этой тематикой.

Чем являются массовые коммуникации? Определение

Каждый человек вкладывает свой смысл в этот термин. Одни люди ассоциируют общедоступные коммуникации исключительно с массовой информацией, а другие, наоборот, сразу же вспоминают о сети Интернет и различных средствах, предназначенных для непосредственного общения.

Что понимают психологи под этим термином? Предмет психологии массовой коммуникации – это не что иное, как сам процесс производства информации и осуществления влияния на массовое сознание. Разумеется, процессы формирования общественного мнения также являются предметом изучения. Занимается наука и вопросами, связанными со способами передачи информации, ее усвоением, и значимостью тех или иных технологий, обеспечивающих коммуникационные процессы.

Соответственно, массовые коммуникации – это особенные формы обмена информацией, общения или же связи между людьми.

Насколько значимы массовые коммуникации в России и в остальном мире?

Переоценить значение различных коммуникаций невозможно. Например, как люди узнают новости? Или же связываются со своими близкими, родными, знакомыми, находящимися далеко? Для этого они используют средства обмена информацией. Соответственно, эти технологии являются неотъемлемой и весьма важной частью жизни как отдельных людей, так и общества в целом.

Различные коммуникации настолько прочно вошли во все социально значимые сферы, что представить мир без них уже попросту невозможно. Политика, экономика, культура, да и вся социальная инфраструктура фактически «держаться» на массовых коммуникациях. Более того, средства информации формируют у людей представление о чем-либо.

Создают ли СМИ ложное представление о событиях?

К примеру, российские СМИ нередко освещают те или иные события немного иначе, чем это делают западные журналисты. Убедиться в этом совсем нетрудно, достаточно лишь воспользоваться интернетом и просмотреть публикации в иностранных средствах массовой информации. Причем различие заключается в подаче информации, то есть об искажении событий речи нет. Тем не менее эта специфика провоцирует некоторых людей на самостоятельный поиск информации в сети Интернет. На этом же явлении частенько «паразитируют» политики, находящиеся в самом начале своей карьеры, преподнося СМИ в качестве некоего монстра, зомбирующего население страны.

На самом же деле определенная специфика подачи любой информации присуща совершенно всем коммуникационным средствам. К примеру, как освещался разгром базы Перл-Харбор в США и Японии? Американцы превратили фактическую профессиональную непригодность своих военных в истинный героизм, трагедию и мученичество. Эту же манеру подачи информации подхватили и кинорежиссеры. Японцы же славили своих героев, несколько преувеличивая обороноспособность противника и его готовность к битве.

Этот пример четко иллюстрирует наличие изначальной предвзятости в подаче информации. Соответственно, российские СМИ ничем не отличаются от всех прочих.

Каждое коммуникативное средство так или иначе формирует представление о событии или явлении, создает общественное или личное мнение. Даже если человек сам узнает информацию от другого, находящегося в месте событий, то он все равно получает предвзятую подачу. Например, если беседовать с жителями Прибалтики об экономической ситуации, то одни люди расскажут о том, как им хорошо, можно ездить на работу в страны ЕС и о других плюсах. Однако другие люди скажут о том, насколько все у них неблагополучно, в качестве аргументов они приведут необходимость выезда в ближние страны ЕС ради заработка.

Разговор между людьми

Соответственно, источник информации всегда оказывает влияние на социально-психологические процессы восприятия и осознания. И эту проблему также изучают психологи.

Что влияет на сами массовые коммуникации?

Как это не парадоксально, но на массовые коммуникации основное влияние оказывают они сами. Ученые, занимающиеся вопросами социальной психологии, особого парадокса, впрочем, в этом явлении не видят.

Поскольку под термином понимается все, что так или иначе связано с производством, хранением, передачей, распространением и массовым восприятием различной информации, то и развитие коммуникаций происходит пропорционально их доступности. Иными словами, революционное воздействие на средства массовой информации и связи произвело появление всемирной сети. Эта технология стала своеобразным прорывом и вывела радио, телевидение и другие СМИ на новый эволюционный виток развития.

Точно такое же действие ранее оказало появление телевидения. А до него подобный эффект принесло возникновение радиосвязи, телеграфа. Психология массовой коммуникации, рассматривая историю этого понятия, не углубляется дальше начала прошлого столетия. Однако даже появление почтового сообщения, не говоря уже о возникновении газет, в свое время оказало такое же революционное воздействие на коммуникативную сферу, как и Интернет.

Как возникло это понятие?

Психология, как научная дисциплина, заинтересовалась влиянием на «умы масс» различных коммуникативных средств в начале прошлого столетия. Само это понятие сформировалось в 20-х годах минувшего века в Соединенных Штатах. Под термином «коммуникация» изначально понималась не только работа журналистов, то есть массовая информация, но и связь, общение и прочие подобные аспекты социальных взаимоотношений.

На начальном этапе своего существования социальная психология массовой коммуникации большое внимание уделяла вопросу о том, что СМИ, пытаясь обойти конкурентные компании, стремятся дать публике то, что она жаждет. Иными словами, при освещении тех или иных событий, СМИ «спекулируют» на ожиданиях людей, в угоду этому искажая или утаивая часть информации, либо же публикуя только то, что заведомо вызовет отклик у широких масс населения. Это явление сохранилось и по сей день. Сегодня оно называется «желтая пресса».

Обмен информацией

В России этот термин вошел в обиход намного позднее, чем на Западе. В нашей стране впервые данным понятием ученые стали апеллировать только в 60-х годах прошедшего столетия. Официально же в России, а точнее в Советском Союзе, термин был внедрен Отделом пропаганды ЦК КПСС в 1970 году, на основании докладной записки, представленной к рассмотрению руководством Факультета журналистики Московского государственного университета.

Чем характеризуется данное понятие?

Психология массовой коммуникации рассматривает предмет своего изучения весьма детально, наделяя его рядом характеризующих факторов.

Человек и массовые коммуникации

К характеристикам, присущим коммуникативным средствам, ученые относят следующее:

  • интересы участников коммуникационной сферы и их изменения, связанные с условиями жизни;
  • процесс формирования конкретных культурных ценностей и образа мышления;
  • эмоциональное и смысловое отождествление с определенными тенденциями или факторами, то есть – идентификация;
  • эффект убеждающего воздействия и построения типа общественного восприятия, сознания;
  • наличие и распространение таких феноменов, как подражание и диффузия;
  • использование влияния на массы в каких-либо интересах, к примеру, реклама бизнесменами товаров и услуг.

Разумеется, характеризующие понятие аспекты не единственное, чем наделяют общественные коммуникации психологи.

В чем особенности массовых коммуникаций?

Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций в качестве главной особенности обозначает способность к формированию общественного мнения. Социальные психологи с этим не спорят, более того, ученые расширяют «официальный постулат», добавляя к тезису возможности:

  • выстраивания определенных типов сознания;
  • формирования модных тенденций, вкусов и предпочтений во всех жизненных сферах.

Конечно, к особенностям относят и непосредственно технические нюансы организации обмена информацией.

Что это означает? Говоря простыми словами, речь идет о способе передачи информации и о наличии или отсутствии обратной связи. Например, общедоступная информация в сети Интернет может быть представлена в виде статьи или фильма, и не предполагать наличие обсуждений в комментариях под материалом. А может, наоборот, являться своеобразной «площадкой» для высказываний людей, обмена мнениями и мыслями.

Пути получения информации

Это же разделение характерно и для других технологий. К примеру, различные телевизионные передачи и ток-шоу используют средства обратной связи, такие как «звонок в студию», чат в прямом эфире, СМС-голосования и прочие. Особенно активно пользуются обратной связью на радио. Газеты, альманахи, журналы и прочие периодические издания поддерживают связь с читателями через письма или же посредством предоставления возможности комментирования материалов, при наличии интернет-версии, разумеется.

Что такое «коммуникатор», «реципиент»?

Как и любая научная дисциплина, психология массовой коммуникации располагает собственной терминологией. Основными понятиями в этой социально-психологической дисциплине являются «коммуникатор» и «реципиент».

Коммуникатор – это не что иное, как источник какой-либо информации. Другими словами, это – активное звено, инициатор процессов, характерных для массовых коммуникаций. В этом качестве может выступать как организация, например, какое-то конкретное средство массовой информации, так и частное лицо.

Коммуникатор и реципиент

Например, если некто публикует на своей странице в социальной сети что-либо, вызывающее общественный отклик и влияющее на сознание других людей, то этот человек выступает в роли коммуникатора. Наглядно этот процесс ежедневно демонстрируют известные личности в социальных сетях, особенно в Инстаграме. Допустим, если какая-нибудь популярная певица или актриса выкладывает свой снимок в розовых брюках в клеточку, то за этим неизбежно следует волна подражания среди части ее поклонниц. То есть девушки приобретают такие же вещи и фотографируются в них. Аналогичным образом проявляется и активность средств массовой информации, выступающих в качестве коммуникатора.

Реципиент – это «принимающая сторона», то есть те люди, на которых направлена активность коммуникаторов. Однако реципиент может стать коммуникатором, как только начнет распространять полученную информацию, рассказывать о ней другим.

Говоря простыми словами, человек, поставивший лайк под постом другого – реципиент. Он играет пассивную роль потребителя предлагаемой информации. Но если этот человек не только поставил отметку «нравится», но и перепостил материал, тем самым поспособствовав его распространению, то он уже является одновременно и коммуникатором.

Предмет исследования?

Всем направлениям в науке свойственно проведение исследований, сбор и систематизация данных и прочая, аналогичная деятельность. Данная научная дисциплина исключением не является.

Психология массовой коммуникации исследует все, что связано с процессами обмена информацией. Иными словами, предметом исследования в этой науке являются все многочисленные аспекты, составляющие многообразие социально-психологических нюансов влияния, оказываемого на людей в отдельности и общество в целом процессов, свойственных массовым коммуникациям. Что это означает? То, что исследуются как сами массовые коммуникации, и функции и модели им свойственные, так и реакции, процессы, вызываемые ими в обществе.

Влияние на общественное сознание

Поскольку понятие массовой коммуникации включает в себя чрезвычайно широкий спектр вопросов, направлений и факторов, исследования ученых бывают посвящены самым разным вопросам общественного развития и, как правило, имеют междисциплинарный характер. То есть находятся на стыке различных научных направлений.

В чем заключается научная теория в этой дисциплине?

Каждой научной дисциплине присуще наличие собственной, основной, или же базовой теории. Конечно же, направление социальной психологии, занимающееся проблемами и вопросами, касающимися процессов массовых коммуникаций, не является исключением.

В основе исходной первоначальной теории, положившей начало этому научному направлению лежит само понятие массовой коммуникации. То есть в основу теории легло рассмотрение таких факторов, как связь и общение в соответствии с общественными потребностями и нюансами массового восприятия.

Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций особое внимание уделяет практическому применению выстраиваемых социальными психологами теорий. Разумеется, не только российское министерство заинтересовано в предоставлении аналитиками адекватных данных, а исследователями – результатов, имеющих практическую пользу. Конечно же, этот нюанс оказывает влияние на развитие научной дисциплины и затрагивает ее основную теорию.

Соответственно, базовая или же основополагающая научная теория в этой дисциплине не является незыблемой, фундаментальной. Она развивается точно так же, как и сама наука. Это развитие, в свою очередь, напрямую связано с демократизацией общества и технологическим прогрессом. К примеру, как только люди получили возможность осуществлять самостоятельный поиск информации в сети Интернет, это тут же отразилось на базовой научной теории.

Если до появления Интернета в качестве основной теоретической конфигурации выступало такое понятие, как «публика», введенное в обиход на заре становления научной дисциплины, то сейчас актуальны «экология» средств коммуникации, то есть внутренние взаимосвязи, и понимание природы дезинтеграционных процессов, происходящих при глобализации.

Роль и формы коммуникаций

Однозначно определить эту роль невозможно, поскольку массовые коммуникации затрагивают практически все сферы жизнедеятельности как отдельных людей, так и общества в целом. Роль массовой коммуникации в современном обществе напрямую зависит от того, о какой форме идет речь.

Социальная психология выделяет следующие основные коммуникационные формы:

  • культура;
  • религия;
  • образование;
  • пропаганда и реклама;
  • массовые акции.

Подобное разделение связано с тем, что любой обмен информацией или же ее предоставление так или иначе взаимодействует с одной из данных форм.

К примеру, роль коммуникационных процессов, затрагивающих образовательную сферу, заключается в том, что они способствуют развитию как отдельного индивидуума, так и общества в целом. То есть обогащают людей новыми знаниями, предоставляют возможность усвоения определенного опыта и, соответственно, его распространения.

Человек получает знания

То есть не следует понимать образовательный коммуникационный процесс как аналогию обучения в школе, институте или техникуме. В качестве формы массовой коммуникации данное понятие намного шире. К примеру, человек, посмотревший кулинарное шоу и узнавший рецепт нового блюда обрел опыт и получил знания. Как только этот человек рассказал своим знакомым о том, что узнал из телевизионной передачи, он распространил полученный опыт. Конечно же, в качестве примера можно использовать и что-то иное, допустим, документальные фильмы или же аналитические ток-шоу. То есть образование, как форма массовой коммуникации, включает в себя все процессы, связанные с обретением новых знаний и развитием человека.

Под пропагандой следует воспринимать любой коммуникативный процесс, изначальной целью которого является формирование конкретного общественного мнения в отношении какого-либо явления или вопроса, события. Другими словами, политическая агитация, разворачивающаяся перед выборами должностных лиц – это далеко не все, что входит в понятие «пропаганда». То есть, к данной форме массовой коммуникации ученые относят абсолютно все процессы, проводимые искусственно и с целью воздействия на восприятие обществом окружающей действительности. К этой же форме массовой коммуникации относят и всевозможные манипуляции общественным сознанием, а также и влияние на мнения, суждения и поведение людей.

Религия же, как форма массовой коммуникации, включает в себя те процессы обмена информацией, которые оказывают воздействие на мировоззрение и духовные ценности общества. Под массовой культурой понимается восприятие обществом всего спектра доступных для человечества произведений искусства во всех известных жанрах и стилях. Разумеется, в понятие входит не только само искусство, но и вызываемая им реакция.

Массовые акции – самая «молодая» форма коммуникации. Номинально к ней относят все варианты публичных мероприятий, проводящихся с целью внедрения каких-либо социальных или же политических изменений. Однако под это же понятие попадают и различные флеш-мобы, возникающие в социальных сетях как стихийно, так и организованно. Подобные акции могут не нести в себе никакой политической или экономической подоплеки и не проводиться с целью каких-либо изменений.

Например, не так давно в сетях люди массово выкладывали свои снимки из прошлого, из 90-х годов минувшего века, в сочетании с современными фотографиями. Эта акция не имела никаких политических и экономических подоплек, но тем не менее она попадала под эту форму массовой коммуникации. Соответственно, в скором будущем ученые пересмотрят и расширят представление об этой форме.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.