Гамма-излучение. Что мы знаем об этом явлении?

Мало кто из нас знает о таком явлении, как гамма-излучение, так как не все мы обладаем специальными познаниями в области физики.

Итак, гамма-излучение представляет собой одну из многочисленных разновидностей электромагнитного излучения. Длина волны в данном случае очень невелика, как и ее волновые свойства. История открытия данного излучения началась больше ста лет назад. В 1900 году это явление было открыто одним из французских физиков – Полем Виллардом. А произошло это открытие совершенно случайно в результате исследования радия.

Гамма-лучи по-своему уникальны и имеют ряд уникальных свойств. Основные процессы возникают при проникновении данного излучения через определенные виды веществ. Фотоэффект таких лучей основывается на возникновении электронов в веществе при воздействии на него света. Фотоэффект в данном случае может быть как внешним, так и внутренним.

Комптон-эффект – еще одно свойство гамма-излучения, которое также заслуживает особого изучения. В данном случае отмечается увеличение электромагнитной волны. Это явление было открыто в далеком 1923 году.

Образование пар – очередное уникальное свойство гамма-лучей. В результате определенной реакции, квант, расположенный в самом центре ядра, становится и электроном, и позитроном. А вот благодаря ядерному эффекту такого излучения гамма-квант способен выбивать из ядра нуклоны. Гамма-излучение в современном мире применяется в самых разных областях жизни человечества. Гамма-дефектоскопия, например, позволяет контролировать работу многих аппаратов и изделий при помощи специальных лучей. Консервирование многих продуктов также происходит с использованием подобных лучей. При этом срок годности заготовок  значительно увеличивается, а о каких-либо вредных последствиях и вовсе не может быть и речи.

С использованием гамма-излучения проводятся процессы стерилизации оборудования, медицинских инструментов, некоторых продуктов питания. В медицине такие лучи также нашли область своего применения. При помощи лучевой терапии, например, лечится огромное количество разновидностей злокачественных опухолей. Согласитесь, это немаловажный вклад в развитии медицины, так как это удается далеко не каждому лекарственному препарату. При использовании гамма-лучей мы наблюдаем достаточно неплохие результаты в лечении онкологических заболеваний и к тому же при относительно небольших затратах. Да и вообще, гамма-лучи благодаря своим специфическим свойствам смогли существенно продвинуть медицину вперед.

Гамма-каротаж является неотъемлемой частью геологии. Используя различные источники гамма-излучения, геологи измеряют глубину скважин. А вот гамма-высотомер – это способ точно определить расстояние, преодолеваемое космическими аппаратами. То есть данные излучения нашли активное применение и в космонавтике, и в геологии, и в медицине, и на производстве. Но при всех этих положительных моментах гамма-излучение имеет и некоторые недостатки, о которых необходимо обязательно знать. Из-за продолжительного контакта с квантами, например, возникает опасное заболевание – лучевая болезнь. Самым серьезным последствием такого облучения являются различные виды онкологических болезней.

Кроме того, данные лучи обладают еще и тератогенным воздействием на организм, в результате которого происходят мутация и эмбриональное нарушение нормального развития. По сути, гамма-излучение – это та же самая радиация, о которой мы много слышали, но о которой мало знаем. Хотя при правильном использовании в небольших дозах с использованием современного оборудования данные излучения способны существенно облегчить и улучшить жизнедеятельность человека!