Бизань-мачта: конструкция и назначение

Бизань-мачта - это разновидность мачты, используемая на парусных судах. Она располагается позади фок-мачты и грот-мачты и несет треугольные паруса, называемые бизанью. Бизань-мачта появилась в эпоху парусного флота и сыграла важную роль в развитии мореплавания.

Установка бизань-мачты позволила кораблям нести дополнительные паруса и тем самым увеличить скорость и маневренность. Особенно активно бизань-мачты применялись на скоростных фрегатах и клиперах. Их появление ознаменовало новую эру в истории парусного флота.

Назначение и конструкция бизань-мачты

Бизань-мачта предназначена для несения бизань-паруса, который крепится между ней и грот-мачтой. Бизань-парус имеет треугольную форму и позволяет использовать попутные ветры в кормовой части судна.

По конструкции бизань-мачта напоминает фок-мачту, но меньше ее по размерам. Она состоит из одного мачтового дерева. В нижней части бизань-мачты располагаются платформы для размещения команды.

История применения бизань-мачт

Первые бизань-мачты появились в Средиземноморье в позднем Средневековье на судах типа каравелл. Они позволяли этим небольшим и быстроходным кораблям эффективно использовать попутный ветер.

Настоящий расцвет применения бизань-мачт пришелся на XVIII-XIX века - эпоху парусных фрегатов и клиперов. Бизань-мачты активно использовались в военно-морских флотах и на торговых судах того времени.

Последним классом боевых парусных кораблей с бизань-мачтами стали броненосцы второй половины XIX века. Затем на смену парусному флоту пришли пароходы, и бизань-мачты отошли в историю.

Матрос на паруснике

Бизань-мачта на современных парусниках

Хотя эпоха парусного флота давно миновала, бизань-мачты до сих пор используются на современных парусных судах - яхтах, шхунах, барках. Они не только придают этим кораблям исторический вид, но и служат для несения дополнительных парусов.

Кроме того, фок мачта грот мачта бизань мачта - обязательный элемент оснащения учебных парусников, на которых курсанты обучаются морскому делу. Таким образом, несмотря на уход в прошлое парусного флота, бизань-мачта продолжает использоваться и в наши дни.

Любопытные факты о бизань-мачтах

  • Самой высокой бизань-мачтой в истории обладал парусник "Пруссия" (1902 г.) - ее высота составляла 68 метров.
  • На некоторых парусных фрегатах устанавливалось до 6 бизань-мачт разной высоты.
  • Из-за большого количества парусов и мачт парусные фрегаты часто опрокидывались в шторм из-за потери остойчивости.
  • Последний морской бой с участием парусных линейных кораблей состоялся в 1866 г. у острова Лисса.

Таким образом, бизань-мачта олицетворяет собой целую эпоху в истории человечества, связанную с великими географическими открытиями и развитием мореплавания при помощи парусной тяги. И в наши дни она напоминает о романтике парусного флота, когда корабли рассекали просторы Мирового океана, полагаясь лишь на силу ветра.

Матрос на мачте

Развитие конструкции бизань-мачт

Конструкция бизань-мачт менялась на протяжении истории вместе с развитием кораблестроения. Изначально это была простая цилиндрическая мачта, состоящая из одного дерева. Но со временем стали применяться более сложные конструкции.

В эпоху парусных фрегатов бизань-мачты делали многосекционными для увеличения прочности. Их собирали из отдельных частей, соединенных между собой железными обручами. Такие мачты могли выдерживать большую парусную нагрузку.

У сложных парусных систем с несколькими ярусами бизаней иногда использовались две бизань-мачты разной высоты. Нижняя называлась грот-бизань, а верхняя - марсель, называется такая конструкция марсель-бизань-мачты.

Бизань-мачта и парусное вооружение

Основное назначение бизань-мачты - нести бизань-парус, поэтому она неразрывно связана с парусным вооружением корабля. Чем больше бизаней несло судно, тем выше была его скорость.

Наиболее "запарусенными" были клиперы, имевшие до семи бизаней на трех мачтах. Это позволяло им развивать рекордную для парусников скорость - до 20 узлов.

С появлением паровых двигателей количество бизаней на кораблях постепенно уменьшалось. На современных парусниках обычно устанавливается только одна бизань-мачта с одним парусом.

Бизань-мачта на двухмачтовых судах

На небольших двухмачтовых парусниках, таких как шхуны, кэтчи и яхты, часто используется только одна бизань-мачта в кормовой части. Она дополняет основные фок-мачту и грот-мачту, позволяя эффективно использовать попутный ветер.

Бизань-мачта на таких судах обычно имеет меньшую высоту, чем фок-мачта. Ее оснащение требует меньших трудозатрат экипажа при маневрировании.

Поэтому одиночная кормовая бизань-мачта стала традиционным решением для небольших мореходных двухмачтовых парусников.

Символ парусной эпохи

Даже после того как парусные корабли вышли из активного использования, бизань-мачта остается одним из символов парусной эпохи в истории человечества.

Изображения бизань-мачт часто можно увидеть на картинах художников-маринистов, старинных гравюрах и литографиях с видами парусников.

Многие модели и макеты исторических кораблей обязательно включают детальное воспроизведение всех мачт, в том числе и бизань-мачты.

Таким образом, эта разновидность мачт неразрывно связана с историей покорения человеком морских просторов и сохраняет свое значение как объект интереса и восхищения.

Трансформация такелажа бизань-мачт

Системы снастей и такелажа на бизань-мачтах претерпели большие изменения на протяжении развития парусного флота.

Изначально применялся прямой такелаж, когда снасти крепились непосредственно к мачте. Затем стали использовать более сложные системы с оттяжками и штагами, позволявшими эффективнее управлять парусом.

Для уменьшения нагрузки на мачту часть снастей стали крепить к специальным выносным конструкциям - бушпритам. Такелаж бизань-мачт становился все более технически сложным.

Маневренные качества кораблей с бизань-мачтами

Бизань-мачты сыграли важную роль в повышении маневренности парусных кораблей. Дополнительный кормовой парус позволял быстрее разворачивать судно против ветра.

Однако управление сложными системами с несколькими бизань-парусами требовало большого мастерства и согласованности экипажа. Ошибки при маневрировании часто приводили к авариям и гибели кораблей.

По мере увеличения размеров кораблей возрастала их инерционность. Это снижало эффект от использования бизаней при маневрировании на больших линейных кораблях.

Бизань-мачты на учебных парусниках

В наши дни бизань-мачты сохраняют свое значение на учебных парусных судах, используемых для подготовки курсантов морских специальностей.

Наличие бизань-мачт позволяет будущим морякам получить практические навыки управления сложными парусными системами при разнообразных погодных условиях.

Обучение на парусниках с бизань-мачтами развивает профессионализм и командный дух экипажа. Эти качества по-прежнему важны на современном флоте.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.