Знак почетного железнодорожника: история награды за верность рельсам

Железные дороги играют важнейшую роль в развитии и функционировании современного общества. От их работы зависит стабильность экономики и благополучие миллионов людей. Поэтому профессия железнодорожника всегда пользовалась большим уважением и почетом.

Одним из символов признания заслуг работников железнодорожного транспорта является знак "Почетный железнодорожник". Этой наградой отмечают лучших из лучших - тех, кто долгие годы самоотверженно трудится на благо отрасли.

Церемония вручения знака «Почетный железнодорожник».

История учреждения награды

Центральный исполнительный комитет СССР 13 мая 1933 года учредил для награждения работников железнодорожного транспорта профессиональную награду – знак «Почетному железнодорожнику». Это произошло на волне реформы наградной системы, когда многие старые ордена и медали были отменены, а взамен появились новые знаки отличия.

Первоначально знак имел три степени - золотую, серебряную и бронзовую. Они присуждались работникам железнодорожного транспорта за выдающиеся достижения и многолетнюю добросовестную работу.

Кто мог претендовать на эту награду

На звание "Почетный железнодорожник" могли рассчитывать разные категории работников отрасли, в том числе:

  • машинисты и их помощники;
  • диспетчеры;
  • работники локомотивных и вагонных депо;
  • руководители и специалисты железных дорог;
  • научные сотрудники научно-исследовательских и проектных организаций.

Главным критерием для присвоения звания был многолетний добросовестный труд в отрасли, а также конкретные заслуги - рационализаторские предложения, изобретения, внедрение передовых методов работы.

Порядок присвоения знака отличия

Решение о присвоении звания "Почетный железнодорожник" принималось Министерством путей сообщения СССР и вышестоящими профсоюзными органами. Рассмотрение кандидатур и оформление наградных документов производилось в торжественной обстановке.

Вручение знаков отличия также носило праздничный характер. Как правило, церемонии проходили в День железнодорожника, а награды в торжественной обстановке вручали руководители отрасли и профсоюзов.

Портрет пожилого машиниста-ветерана.

Описание знака отличия

Знак "Почетный железнодорожник" представляет собой овальный венок, перевитый вверху лентой. Внутри венка располагается крылатое колесо - традиционный символ железных дорог. На венке по окружности надпись "Почетный железнодорожник".

Знак изготавливался из сплава меди и цинка с посеребрением и золочением. В зависимости от степени он мог быть полностью вызолоченным, посеребренным или бронзовым.

Права и льготы почетных железнодорожников

Лица, удостоенные звания "Почетный железнодорожник", пользовались рядом льгот и преимуществ. К ним относились:

  • ежегодная денежная премия;
  • 50% скидка на проезд железнодорожным транспортом;
  • внеочередное получение жилья и путевок на курорты;
  • право на получение земельного участка для индивидуального строительства и др.

Кроме того, почетным железнодорожникам выплачивалась персональная пенсия и предоставлялись другие социальные гарантии.

Современный статус награды

После распада СССР знак "Почетный железнодорожник" некоторое время не присваивался. Однако в 1993 году он был восстановлен указом Президента России с небольшими изменениями.

Теперь знак имеет только одну степень. Присваивается он работникам железнодорожного транспорта за особые трудовые заслуги и многолетнюю безупречную работу. Награждение производится приказом Министерства транспорта Российской федерации.

Таким образом, знак "Почетный железнодорожник" сохранил свое значение как почетная награда для ветеранов железнодорожной отрасли. Его присвоение по-прежнему является признанием особых заслуг перед отечественным железнодорожным транспортом.

Интересные факты о знаке "Почетный железнодорожник"

За долгую историю существования знака "Почетный железнодорожник" накопилось немало любопытных фактов, связанных с его присвоением.

  • Первыми этой почетной награды были удостоены 10 ветеранов Московской железной дороги.
  • Самой титулованной этим знаком стала Анна Ивановна Кузьмина, получившая все 3 его степени (бронзовую, серебряную и золотую) за 45 лет работы.
  • Среди награжденных было немало семейных династий железнодорожников, чьи дети и внуки пошли по стопам родителей.
  • В 1990 году звание "Почетный железнодорожник" было присвоено всем Героям Социалистического Труда - работникам железных дорог.
  • За годы существования награды ею были отмечены десятки тысяч заслуженных работников отрасли.

Эти и многие другие факты свидетельствуют, что звание "Почетный железнодорожник" по праву считалось одной из самых уважаемых наград для работников железнодорожного транспорта.

И в наши дни его присвоение остается почетным, а память о славных трудовых традициях отрасли живет в судьбах конкретных людей, удостоенных этого звания.

Торжественные церемонии вручения

Процедура вручения знака "Почетный железнодорожник" также имела большое значение. Церемонии награждения проходили в торжественной обстановке с участием руководителей железных дорог, профсоюзов, ветеранов отрасли.

Как правило, они приурочивались к профессиональному празднику - Дню железнодорожника. Почетным железнодорожникам вручались наградные книжки, цветы, подарки, звучали поздравления и напутственные слова.

Для самих награжденных это были поистине запоминающиеся моменты, венчавшие их многолетний добросовестный труд. А для молодежи такие церемонии служили примером для подражания.

Память о ветеранах-железнодорожниках

Многие почетные железнодорожники посвятили работе на транспорте не один десяток лет. Их имена навсегда вписаны в историю отрасли.

Даже после выхода на пенсию они поддерживали связь с родными коллективами, передавали бесценный опыт молодым работникам, участвовали в ветеранском движении.

Сегодня благодарные потомки чтят память почетных железнодорожников. Их портреты украшают стенды трудовой славы в музеях железных дорог, имена увековечены на мемориальных досках.

Значение награды в наши дни

И в настоящее время звание "Почетный железнодорожник" остается почетным и уважаемым. Его присваивают лучшим из лучших - ветеранам с многолетним стажем, особо отличившимся на производстве.

Это знак признания выдающихся заслуг перед отраслью и страной. Поэтому для современных железнодорожников получение этого звания - предмет особой гордости и подтверждение правильно выбранного жизненного пути.

Перспективы развития наградной системы

В условиях модернизации российских железных дорог, внедрения новых технологий появляются дополнительные возможности для совершенствования системы морального и материального стимулирования работников отрасли.

В частности, может быть расширен перечень отраслевых наград, учреждены новые почетные звания и знаки отличия. Это позволит отмечать достижения специалистов в конкретных областях железнодорожного транспорта.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество