Железные дороги играют важнейшую роль в развитии и функционировании современного общества. От их работы зависит стабильность экономики и благополучие миллионов людей. Поэтому профессия железнодорожника всегда пользовалась большим уважением и почетом.
Одним из символов признания заслуг работников железнодорожного транспорта является знак "Почетный железнодорожник". Этой наградой отмечают лучших из лучших - тех, кто долгие годы самоотверженно трудится на благо отрасли.
История учреждения награды
Центральный исполнительный комитет СССР 13 мая 1933 года учредил для награждения работников железнодорожного транспорта профессиональную награду – знак «Почетному железнодорожнику». Это произошло на волне реформы наградной системы, когда многие старые ордена и медали были отменены, а взамен появились новые знаки отличия.
Первоначально знак имел три степени - золотую, серебряную и бронзовую. Они присуждались работникам железнодорожного транспорта за выдающиеся достижения и многолетнюю добросовестную работу.
Кто мог претендовать на эту награду
На звание "Почетный железнодорожник" могли рассчитывать разные категории работников отрасли, в том числе:
- машинисты и их помощники;
- диспетчеры;
- работники локомотивных и вагонных депо;
- руководители и специалисты железных дорог;
- научные сотрудники научно-исследовательских и проектных организаций.
Главным критерием для присвоения звания был многолетний добросовестный труд в отрасли, а также конкретные заслуги - рационализаторские предложения, изобретения, внедрение передовых методов работы.
Порядок присвоения знака отличия
Решение о присвоении звания "Почетный железнодорожник" принималось Министерством путей сообщения СССР и вышестоящими профсоюзными органами. Рассмотрение кандидатур и оформление наградных документов производилось в торжественной обстановке.
Вручение знаков отличия также носило праздничный характер. Как правило, церемонии проходили в День железнодорожника, а награды в торжественной обстановке вручали руководители отрасли и профсоюзов.
Описание знака отличия
Знак "Почетный железнодорожник" представляет собой овальный венок, перевитый вверху лентой. Внутри венка располагается крылатое колесо - традиционный символ железных дорог. На венке по окружности надпись "Почетный железнодорожник".
Знак изготавливался из сплава меди и цинка с посеребрением и золочением. В зависимости от степени он мог быть полностью вызолоченным, посеребренным или бронзовым.
Права и льготы почетных железнодорожников
Лица, удостоенные звания "Почетный железнодорожник", пользовались рядом льгот и преимуществ. К ним относились:
- ежегодная денежная премия;
- 50% скидка на проезд железнодорожным транспортом;
- внеочередное получение жилья и путевок на курорты;
- право на получение земельного участка для индивидуального строительства и др.
Кроме того, почетным железнодорожникам выплачивалась персональная пенсия и предоставлялись другие социальные гарантии.
Современный статус награды
После распада СССР знак "Почетный железнодорожник" некоторое время не присваивался. Однако в 1993 году он был восстановлен указом Президента России с небольшими изменениями.
Теперь знак имеет только одну степень. Присваивается он работникам железнодорожного транспорта за особые трудовые заслуги и многолетнюю безупречную работу. Награждение производится приказом Министерства транспорта Российской федерации.
Таким образом, знак "Почетный железнодорожник" сохранил свое значение как почетная награда для ветеранов железнодорожной отрасли. Его присвоение по-прежнему является признанием особых заслуг перед отечественным железнодорожным транспортом.
Интересные факты о знаке "Почетный железнодорожник"
За долгую историю существования знака "Почетный железнодорожник" накопилось немало любопытных фактов, связанных с его присвоением.
- Первыми этой почетной награды были удостоены 10 ветеранов Московской железной дороги.
- Самой титулованной этим знаком стала Анна Ивановна Кузьмина, получившая все 3 его степени (бронзовую, серебряную и золотую) за 45 лет работы.
- Среди награжденных было немало семейных династий железнодорожников, чьи дети и внуки пошли по стопам родителей.
- В 1990 году звание "Почетный железнодорожник" было присвоено всем Героям Социалистического Труда - работникам железных дорог.
- За годы существования награды ею были отмечены десятки тысяч заслуженных работников отрасли.
Эти и многие другие факты свидетельствуют, что звание "Почетный железнодорожник" по праву считалось одной из самых уважаемых наград для работников железнодорожного транспорта.
И в наши дни его присвоение остается почетным, а память о славных трудовых традициях отрасли живет в судьбах конкретных людей, удостоенных этого звания.
Торжественные церемонии вручения
Процедура вручения знака "Почетный железнодорожник" также имела большое значение. Церемонии награждения проходили в торжественной обстановке с участием руководителей железных дорог, профсоюзов, ветеранов отрасли.
Как правило, они приурочивались к профессиональному празднику - Дню железнодорожника. Почетным железнодорожникам вручались наградные книжки, цветы, подарки, звучали поздравления и напутственные слова.
Для самих награжденных это были поистине запоминающиеся моменты, венчавшие их многолетний добросовестный труд. А для молодежи такие церемонии служили примером для подражания.
Память о ветеранах-железнодорожниках
Многие почетные железнодорожники посвятили работе на транспорте не один десяток лет. Их имена навсегда вписаны в историю отрасли.
Даже после выхода на пенсию они поддерживали связь с родными коллективами, передавали бесценный опыт молодым работникам, участвовали в ветеранском движении.
Сегодня благодарные потомки чтят память почетных железнодорожников. Их портреты украшают стенды трудовой славы в музеях железных дорог, имена увековечены на мемориальных досках.
Значение награды в наши дни
И в настоящее время звание "Почетный железнодорожник" остается почетным и уважаемым. Его присваивают лучшим из лучших - ветеранам с многолетним стажем, особо отличившимся на производстве.
Это знак признания выдающихся заслуг перед отраслью и страной. Поэтому для современных железнодорожников получение этого звания - предмет особой гордости и подтверждение правильно выбранного жизненного пути.
Перспективы развития наградной системы
В условиях модернизации российских железных дорог, внедрения новых технологий появляются дополнительные возможности для совершенствования системы морального и материального стимулирования работников отрасли.
В частности, может быть расширен перечень отраслевых наград, учреждены новые почетные звания и знаки отличия. Это позволит отмечать достижения специалистов в конкретных областях железнодорожного транспорта.