ВАЗ 2151: забытый классический универсал из Тольятти

В 2002 году на автосалоне в Москве был представлен концепт-кар ВАЗ 2151 "Неоклассика" - попытка модернизации легендарных "Жигулей". Этот забытый классический универсал так и не дошел до конвейера, хотя мог стать достойным преемником "десятки". Давайте вспомним историю, особенности и судьбу ВАЗ 2151.

Масштабная модель ВАЗ 2151 Неоклассика на выставке в Москве

Предпосылки создания ВАЗ 2151

К началу 2000-х годов модели ВАЗ на базе "классических" "Жигулей" - 2104, 2105 и 2107 - сильно устарели морально и технически. ВАЗ нуждался в модернизации своей "классики" для продолжения выпуска доступных машин. Так появился проект "Стрежень", позднее переименованный в ВАЗ 2151 "Неоклассика".

Целью разработки ВАЗ 2151 стал выпуск обновленного автомобиля на базе классической компоновки, используя старое оборудование для минимизации затрат. Эволюционный подход позволил бы сохранить преемственность с проверенной "классикой".

Дизайн и особенности ВАЗ 2151

Первоначальные эскизы ВАЗ 2151 создавались с учетом сходства с моделями ВАЗ-2101 и 2102 - круглые фары, узнаваемый силуэт. Но в итоге было решено отказаться от такого дизайна в пользу большего сходства с "четверкой".

Габариты ВАЗ 2151 заметно больше, чем у ВАЗ-2104: длина увеличена почти на 200 мм, а ширина - на 60 мм. Высота составила 1535 мм, что почти сравняло универсал с минивэном.

Одной из главных особенностей ВАЗ 2151 стал объемистый 500-литровый багажник. При сложенных задних сиденьях объем грузового отсека возрастал почти в три раза, позволяя перевозить крупногабаритные грузы.

В просторном салоне концепта было достаточно места для 5 взрослых пассажиров, даже высокие люди чувствовали себя комфортно.

В базовой комплектации ВАЗ 2151 планировалось оснащение автомагнитолой "Радиотехника" и кондиционером. Для люкс-версии предусматривались 2 подушки безопасности.

Технические характеристики ВАЗ 2151

На ВАЗ 2151 устанавливался 1,7-литровый впрысковый двигатель от Калины мощностью 79 л.с. Такая силовая установка в сочетании с 5-ступенчатой КПП от Шевроле-Нивы позволяла разгоняться до 100 км/ч за 14 секунд и развивать максимальную скорость около 185 км/ч.

В подвеске "двухрычажку" сменил McPherson, а пружинная задняя подвеска получила амортизаторы под наклоном для улучшения управляемости. Рулевое управление - реечное с гидроусилителем.

  • Двигатель - 1,7 л, впрыск, 79 л.с.
  • Трансмиссия - 5МТ от Chevrolet Niva
  • Кузов - универсал, 5 мест
  • Габариты (ДхШхВ) - 4315x1700x1535 мм

Благодаря легкому пластиковому кузову прототипа, несмотря на увеличенные размеры, масса ВАЗ 2151 составляла только 1220 кг. Это положительно сказывалось на динамике.

Мужчина опирается на ВАЗ 2151 на улице

Оценка ВАЗ 2151 экспертами

К сожалению, полноценных ходовых испытаний ВАЗ 2151 проведено не было ввиду отсутствия опытных образцов с полноценным металлическим кузовом.

Эксперты положительно оценили дизайн ВАЗ 2151, отметив удачное сочетание современных тенденций и классических черт "Жигулей". Предполагалось, что управляемость и ходовые качества улучшатся благодаря изменениям в подвеске. Вместе с тем отмечалось, что по многим параметрам ВАЗ 2151 уступает зарубежным конкурентам.

ВАЗ 2151 мог бы стать достойной заменой морально устаревшей "классике", сохранив ее дух в современном исполнении. К сожалению, этот потенциал так и не был реализован.

- Известный автожурналист Иван Петров

Причины сворачивания проекта

Главной причиной, по которой ВАЗ 2151 так и не был запущен в производство, называют отсутствие средств на модернизацию устаревшего оборудования завода, необходимую для выпуска этой модели.

Использование старых производственных мощностей грозило снизить качество автомобиля, что сделало бы проект экономически нецелесообразным. Кроме того, ВАЗ в то время начал переходить на выпуск переднеприводных автомобилей семейства Калина, и классическая компоновка ВАЗ 2151 потеряла актуальность.

Тем не менее, ВАЗ 2151 навсегда вошел в историю отечественного автопрома как последняя попытка модернизировать легендарную "классику" эволюционным путем. Этот забытый прототип и сегодня вызывает ностальгию как символ ушедшей эпохи.

Противоречивые мнения об актуальности ВАЗ 2151

Некоторые эксперты считают, что в начале 2000-х годов ВАЗ 2151 уже не соответствовал современным тенденциям и требованиям рынка. Они указывают на устаревшую классическую компоновку, слабые по сравнению с конкурентами технические характеристики. По их мнению, лучше было создать принципиально новую модель, а не пытаться модернизировать советскую "классику".

Однако есть и другая точка зрения. Сторонники ВАЗ 2151 настаивают, что для своего времени эта модель была вполне современной. Обновленный дизайн, более вместительный кузов, современные агрегаты - все это позволило бы продлить жизнь "классики" на 5-10 лет. А по доступной цене ВАЗ 2151 значительно опередил бы конкурентов.

"Цены" ВАЗ 2151 на фоне иномарок того времени

Стоимость ВАЗ 2151 планировалась на уровне 5000 долларов. Это была вполне конкурентная цена по меркам начала 2000-х годов. Для сравнения, в то время новый Ford Focus стоил от 14000 долларов, а Opel Astra - от 13500 долларов. Korean Hyundai Accent и тот предлагался по цене от 9000 долларов.

То есть "цены" ВАЗ 2151 были сопоставимы разве что с подержанными иномарками того времени. Но при этом отечественный автомобиль имел бы преимущество "нового" автомобиля с гарантией производителя. Это могло сделать его привлекательным выбором для покупателей.

Потенциал экспорта ВАЗ 2151

В случае запуска в производство, ВАЗ 2151 мог стать успешным экспортным продуктом. В начале 2000-х годов спрос на доступные бюджетные автомобили был высок не только в России, но и на развивающихся рынках.

Модернизированный дизайн в сочетании с узнаваемыми чертами "классики" сделал бы ВАЗ 2151 привлекательным предложением для покупателей в странах СНГ, Восточной Европы, Африки и Латинской Америки. А более высокое по сравнению с "десяткой" качество открыло бы путь на новые перспективные рынки.

Влияние ВАЗ 2151 на имидж АвтоВАЗа

Появление обновленной "классики" в виде ВАЗ 2151 могло бы позитивно повлиять на имидж АвтоВАЗа в начале 2000-х. Это показало бы, что компания идет в ногу со временем, предлагая современный дизайн и оснащение по доступной цене.

Успешный выпуск ВАЗ 2151 также продемонстрировал бы возможности АвтоВАЗа по модернизации своих моделей без полного отказа от проверенных временем решений. Возможно, это повлияло бы на восприятие бренда Lada на внутреннем и международном рынках.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.