Аэробус: ключевые факты, что это такое и зачем нужен

Аэробусы надежно закрепились в современной авиационной отрасли, став неотъемлемой частью пассажирских авиаперевозок по всему миру. Но что же представляет собой этот европейский авиагигант и как он повлиял на развитие мирового авиастроения? Давайте разберемся!

Вид сверху на взлет аэробуса А380

История создания корпорации Аэробус

Компания Аэробус была основана в конце 1960-х годов в результате объединения нескольких европейских авиапроизводителей. К тому времени на мировом рынке авиалайнеров доминировали американские корпорации, такие как Boeing, McDonnell Douglas и Lockheed. У европейских компаний не хватало ресурсов на разработку конкурентоспособных моделей самолетов.

В 1965 году начались переговоры о слиянии ведущих авиапроизводителей Франции, Германии и Великобритании. Планировалось создать авиалайнер на 300 мест для полетов на средние дистанции. Однако Великобритания вскоре вышла из проекта. В мае 1969 года Франция и Германия подписали соглашение об учреждении консорциума Airbus Industrie, который начал работу в декабре 1970 года.

Первой моделью Airbus стал двухдвигательный A300, совершивший первый полет в октябре 1972 года. В эксплуатацию его запустила авиакомпания Air France в 1974 году. А уже в 1975 году поступило 40 заказов на A300, поскольку модель отличалась экономичным расходом топлива.

Второй моделью стал укороченный вариант A300 - самолет A310, который вышел в 1980-х годах. Он стал первым самолетом Airbus в советском/российском парке гражданской авиации.

В 1970-80-е годы консорциум Airbus постоянно расширялся за счет новых участников. В 1971 году к нему присоединилась испанская компания CASA, в 1979 году - британская Hawker Siddeley. К 1980 году Airbus занял второе место в мире по производству самолетов.

К середине 1980-х годов Airbus начал приносить прибыль после многомиллиардных убытков, благодаря большому числу заказов на модель A320.

В 1984 году началось производство среднемагистрального A320 - первого пассажирского самолета с электродистанционной системой управления. Он составил конкуренцию Boeing 737. В начале 1990-х появились модели A330 и A340 для дальнемагистральных перелетов. К середине 1990-х Airbus обошел Boeing по количеству заказов и вышел на 1 место в мире.

В 2001 году на базе консорциума была создана компания EADS, переименованная позже в Airbus Group, а затем в Airbus SE. Это завершило преобразование консорциума в корпорацию. Сегодня 100% акций Airbus принадлежит компании Airbus SE.

Завод Аэробуса во Франции

Основные модели самолетов Аэробуса

Наибольшую известность Airbus принесло семейство однопроходных узкофюзеляжных самолетов А320. Базовая модель А320 впервые поднялась в воздух в 1987 году и начала эксплуатироваться с 1988 года. Впоследствии на ее базе были разработаны модификации А318, А319 (укороченные варианты), А321 (удлиненный вариант). Самолеты семейства А320 и по сей день остаются одними из самых востребованных на рынке узкофюзеляжных авиалайнеров.

В начале 1990-х годов Airbus приступил к разработке широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов А330 и А340. Первый полет А340 состоялся в октябре 1991 года, а А330 - в ноябре 1992 года. Модель А340 может совершать трансатлантические перелеты без дозаправки, а дальность полета версии А340-500 составляет 16700 км. Однако по коммерческому успеху А340 проиграл Boeing 777, поэтому в 2011 году его производство было прекращено.

В 2005 году начались коммерческие полеты гиганта А380 - самого большого пассажирского самолета в мире, способного перевозить до 853 человек. А с 2012 года компания начала производство новейшего лайнера А350, призванного заменить А340. Первый А350 поступил заказчику в 2014 году.

Производственная структура и партнеры Аэробуса

Хотя Аэробус считается европейской компанией, ее производственная структура достаточно обширна и охватывает многие страны. Основные заводы расположены во Франции (Тулуза), Германии (Гамбург), Испании и Великобритании. Именно на этих предприятиях осуществляется финальная сборка самолетов Аэробус.

Кроме того, у Airbus налажено сотрудничество с рядом российских предприятий. В частности, компания ВСМПО-АВИСМА до недавнего времени поставляла более половины титана, используемого при производстве самолетов Аэробус. Корпорация также размещала заказы на изготовление отдельных комплектующих на предприятиях «Иркут», «Сокол» и других.

Что касается поставщиков, то Аэробус сотрудничает более чем с 1500 компаниями из 30 стран мира. Среди ключевых партнеров - такие гиганты, как Rolls-Royce, General Electric, United Technologies. Кооперация с многочисленными субподрядчиками позволяет Airbus оставаться на плаву даже в кризисные времена.

Таким образом, деятельность Аэробуса способствует созданию рабочих мест и развитию целых регионов по всему миру, что является весьма положительным эффектом.

Аэробус сегодня и завтра

На данный момент Airbus продолжает удерживать лидерство на мировом рынке пассажирских самолетов, несмотря на жесткую конкуренцию с Boeing. В частности, в 2021 году компания получила заказы на 771 лайнер и поставила клиентам 611 самолетов. Всего же за полвека существования было произведено более 10000 авиалайнеров Аэробус.

Помимо традиционного производства самолетов, сегодня Аэробус активно развивает и новые направления. В частности, компания наладила выпуск вертолетов под маркой Airbus Helicopters, разрабатывает беспилотные летательные аппараты, ведет испытания аэротакси CityAirbus.

Что касается ближайшей перспективы, то Аэробус планирует наращивать производство своих новейших моделей A320neo, A350 и A220. Кроме того, в планах - разработка самолета А321XLR с увеличенной дальностью полета. Так что у этого европейского авиагиганта еще немало потенциала для дальнейшего развития.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.