Мария Каллас - имя легендарной оперной певицы, чья судьба и творчество до сих пор волнуют почитателей ее таланта. Ее жизнь - это увлекательная и драматическая история взлетов и падений, любви и предательства, славы и одиночества. Каллас прожила яркую, но короткую жизнь, отдав все силы сцене. Ее карьера оборвалась в расцвете лет. Но Мария Каллас навсегда вошла в историю оперного искусства как певица, чей неповторимый голос и актерское дарование завораживали миллионы.
Детство и юность Марии Каллас
Мария Каллас родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов Софии и Джорджа Калогеропулос. Ее настоящее имя - София Цецилия Калогеропулу. С детства Мария проявляла необыкновенные музыкальные способности. В 5 лет она начала брать уроки фортепиано и вокала. Мать Марии мечтала о сценической карьере для дочери и в 1937 году вместе с ней вернулась на историческую родину в Грецию.
В Афинах четырнадцатилетняя Мария поступила в Афинскую консерваторию, где училась у известной испанской певицы Эльвиры де Идальго. Под ее руководством Каллас совершенствовала вокальное мастерство и осваивала оперный репертуар. В 1941 году, в возрасте 18 лет, Мария Каллас дебютировала на сцене Афинской оперы в партии Тоски в одноименной опере Джакомо Пуччини. Это был первый успех начинающей певицы. Но это было только начало в череде звездных событий.
Начало карьеры Марии Каллас
В 1945 году Мария Каллас вернулась в Нью-Йорк, чтобы продолжить карьеру на родине. Однако ее ожидали трудности и разочарования. Дебют в Метрополитен Опера не состоялся из-за избыточного веса певицы. Первая удача пришла к Каллас в 1947 году, когда она выступила в опере "Джоконда" Понкьелли на летнем фестивале в Арена ди Верона под управлением маэстро Туллио Серафина.
Открытие Каллас произошло 2 августа 1947 года, когда никому не известная двадцатичетырехлетняя певица появилась на сцене театра «Арена ди Верона», самого большого в мире оперного театра под открытым небом, где выступали почти все величайшие певцы и дирижеры XX века.
По рекомендации Серафина вскоре Каллас пригласили в Венецию, где она блестяще исполнила партии Турандот в одноименной опере Пуччини и Изольды в "Тристане и Изольде" Вагнера. В конце 1940-х годов Каллас много выступала в Италии, постепенно расширяя свой репертуар. В 1948 году она дебютировала в партиях Аиды ("Аида" Верди) и Нормы ("Норма" Беллини). Это было началом пути к мировой славе. Ее ждал головокружительный успех и конечно, все это было огромной ее заслугой.
Взлет славы в 1950-е годы
Настоящий триумф ждал Марию Каллас в 1952 году на сцене легендарного театра Ла Скала в Милане. Ее исполнение партии Нормы в одноименной опере Беллини имело оглушительный успех и принесло певице мировую известность. Критика причисляла это исполнение к величайшим достижениям в истории оперы.
В 1953 году началось знаменитое соперничество Каллас с молодой певицей Ренатой Тебальди за звание примадонны итальянской оперы. В этом же году фирма EMI выпустила первые полные студийные записи опер с участием Марии Каллас, что помогло распространить ее славу по всему миру.
Работа с выдающимся режиссером Лукино Висконти в середине 1950-х годов открыла новую грань таланта Каллас. Они вместе поставили "Весталку" Спонтини и "Травиату" Верди в Ла Скала. Трактовка Висконти образа Виолетты в "Травиате" принесла Каллас оглушительный успех.
В эти годы Мария Каллас много гастролировала по Европе, Южной Америке, Мексике, исполняя ведущие партии в операх разных эпох и стилей. Она блистательно дебютировала в партии Нормы в Ковент-Гардене в Лондоне и Лирической опере Чикаго.
В 1956 году для дебюта Каллас в Метрополитен Опера была подготовлена новая постановка "Нормы" Беллини. Это выступление вместе с ролью Лючии в "Лючии ди Ламмермур" Доницетти музыкальные критики причисляют к вершинам исполнительского искусства певицы.
Среди лучших работ Марии Каллас 1950-х годов - Норма, Лючия, Виолетта в "Травиате", Медея в одноименной опере Керубини, Тоска в опере Пуччини. Каллас блистала в самых разных амплуа - как драматическая и колоратурная певица.
Ее выступления проходили с аншлагами. Восторженные зрители наградили Каллас титулом La Divina - Божественная. Имя певицы постоянно мелькало на страницах прессы, ее ждали новые триумфы. Поклонники жадно ждали каждое ее выступление и не пропускали ни звука, ни слова.
Личная жизнь Марии Каллас
В 1949 году на фестивале в Вероне Мария Каллас познакомилась с итальянским промышленником Джованни Баттистой Менегини. Несмотря на разницу в возрасте, между ними вспыхнули романтические отношения. В том же году состоялась свадьба Каллас и Менегини.
Джованни Менегини полностью посвятил себя карьере жены. Он стал для нее преданным спутником, менеджером и продюсером. Их брак продлился 10 лет - с 1949 по 1959 год. В эти годы певица часто выступала под двойной фамилией Менегини-Каллас.
В 1957 году на венецианском балу Каллас познакомилась с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом. Между ними вспыхнул бурный роман, несмотря на то, что Онассис был женат. В 1959 году Менегини и Каллас развелись.
Началась эпоха бесконечных ссор и примирений Каллас и Онассиса. Мария мечтала выйти за него замуж и завести ребенка, но эти планы не осуществились. В 1968 году Онассис женился на Жаклин Кеннеди. Для Каллас это стало потрясением. Но это не заставило ее отступить от своей карьеры, ведь для нее это стало важнейшим делом всей жизни.
Завершение карьеры в 1960-е годы
В конце 1950-х годов карьера Марии Каллас переживала не лучшие времена. Из-за чрезмерных нагрузок у певицы начались проблемы с голосом. Она рассталась с театром Метрополитен Опера после конфликта с руководством.
Последние выступления Каллас состоялись в 1961-1965 годах. Но ее голос уже не звучал так же ярко, как прежде. В 1965 году после провального концерта в Ковент-Гардене певица приняла решение уйти со сцены.
Причины преждевременного завершения карьеры Каллас видят в чрезмерном перенапряжении сил, проблемах личной жизни и болезни голосовых связок. Попытка вернуться в 1968 году в Метрополитен Опера не удалась. Конечно, это стало серьезным потрясением. Хоть она и успела сделать очень много на сцене, она не ждала, что так скоро станет непригодной к большей сцене.
Последние годы жизни Марии Каллас
После ухода со сцены Мария Каллас замкнулась в себе и вела уединенный образ жизни. Она страдала от депрессии и одиночества, так как потеряла не только голос, но и любимого мужчину.
В 1969 году итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини пригласил Каллас на главную роль в фильме "Медея". Эта работа в кино стала последним творческим актом певицы.
В 1971-1972 годах Каллас дала серию мастер-классов в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Это было ее последнее публичное выступление перед аудиторией. Оно было долгожданным, но хотя и после этого зрители ждали свою фаворитку на сцене, она больше не могла дарить им свой чарующий голос.
Смерть Марии Каллас
16 сентября 1977 года Мария Каллас скончалась в Париже в возрасте 53 лет. По официальной версии, причиной смерти стал сердечный приступ. Хотя некоторые высказывали предположения об отравлении певицы.
Каллас похоронили на кладбище Пер-Лашез рядом с могилами таких знаменитостей, как Шопен, Оскар Уайльд, Сара Бернар. Проводить легендарную певицу в последний путь пришли тысячи поклонников ее таланта. Это было одно из самых трогательных прощаний.
Наследие Марии Каллас
Хотя карьера Марии Каллас была недолгой, ее вклад в развитие оперного искусства поистине неоценим. Она навсегда останется эталоном вокального мастерства и сценического перевоплощения для последующих поколений певцов. Именем Каллас назван астероид, музеи в Нью-Йорке и Афинах. Ее записи и видео с выступлениями - бесценное наследие для меломанов всего мира. И сегодня остается немало поклонников знаменитой певицы.
Певческое мастерство Марии Каллас
Голос Марии Каллас отличался уникальным тембром и широчайшим диапазоном. Она с одинаковым совершенством владела и техникой колоратурного бельканто, и драматическим пением. Каллас возродила традиции "свободного сопрано" 19 века, когда певцы могли исполнять самые разные партии.
Ее вокальное мастерство поражало безупречной дикцией, тончайшей нюансировкой, яркой выразительностью. Каллас обладала редким даром передавать в пении самые тонкие эмоциональные оттенки - радость, тревогу, тоску.
Каллас часто предлагала новаторскую трактовку классических оперных партий. Ее Норма, Лючия, Тоска звучали каждый раз по-новому, открывая неожиданные грани образа. Этому способствовала и работа Каллас с ведущими дирижерами и режиссерами своего времени.
Записи Марии Каллас до сих пор считаются эталонными. Ее полные оперы и отдельные арии, выпущенные фирмой EMI, не теряют популярности у меломанов. Творчество Каллас оказало огромное влияние на последующие поколения оперных певиц.
Сценическое мастерство Каллас
Помимо вокальных данных, Мария Каллас обладала выдающимся актерским талантом. Ее игра отличалась драматизмом, темпераментом, яркой пластикой. Работа с режиссером Висконти в середине 1950-х годов помогла Каллас раскрыть свой дар перевоплощения.
Каллас уделяла большое внимание деталям сценического образа - костюму, гриму, прическе. Она с одинаковым совершенством играла героинь разных эпох - от античных персонажей до современных драматических героинь в операх Пуччини и Верди.
Зрители отмечали умение Каллас импровизировать и экспериментировать на сцене. Ее мимика и жесты были максимально выразительны и естественны. Каллас умела общаться со зрительным залом как с партнером по сцене, завораживая их игрой.
Общественный резонанс от выступлений Каллас
Выступления Марии Каллас всегда проходили с аншлагами и имели огромный общественный резонанс. Уже при жизни она стала легендарной фигурой, ей присвоили титул La Divina - Божественная. Каллас была кумиром публики 1950-60-х годов.
Вокруг личной жизни певицы также вспыхивали громкие скандалы, освещавшиеся на страницах прессы. Каллас дружила со многими знаменитостями из мира политики и искусства.
После смерти Каллас ее имя не раз упоминалось в литературных произведениях, фильмах, песнях. До сих идут споры о причинах ее кончины. Но вклад Каллас в историю оперы бесспорен.
Увековечение памяти Марии Каллас
Память о великой певице увековечена разными способами. Ее именем назван астероид, открытый в 1982 году. В ее честь учрежден международный вокальный конкурс в Афинах.
Существуют музеи Марии Каллас в Нью-Йорке и Афинах. Постоянно издаются книги с воспоминаниями о певице, ее переписка и дневники. Снят биографический фильм "Мегаломания" об ее жизни.
Записи выступлений Каллас регулярно переиздаются на разных носителях, позволяя новым поколениям поклонников оперы оценить талант легендарной певицы.
Вклад Марии Каллас в оперное искусство
Мария Каллас внесла неоценимый вклад в развитие оперного жанра. Она возродила традиции bel canto, открыла новые грани выразительности в классических оперных партиях. Благодаря уникальному голосу и актерскому таланту Каллас сделала оперный спектакль подлинным драматическим театром.
Каллас расширила границы оперного искусства, исполняя произведения от барокко до веризма. Она показала, что одна певица может блистательно справиться с самыми разными амплуа - лирическое, драматическое, колоратурное. Творчество Каллас стало эталоном для последующих поколений оперных исполнителей.
Влияние Марии Каллас на мировую музыкальную культуру
Значение Марии Каллас выходит далеко за рамки оперы. Она оказала огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры в целом. Интерес к Каллас способствовал популяризации оперы как жанра в XX веке. Ее записи знакомили слушателей с шедеврами прошлого.
Каллас привлекла к опере внимание широкой публики своей харизмой и драматизмом исполнения. Благодаря работе с выдающимися дирижерами и режиссерами оперный спектакль превратился в грандиозное зрелище. Творчество Каллас способствовало формированию современной оперной эстетики.
Мария Каллас в массовой культуре
Яркий, драматический образ Марии Каллас прочно вошел в массовую культуру. Ее биография не раз экранизировалась. Вышли художественные и документальные фильмы, мюзиклы, посвященные жизни певицы. Каллас стала прототипом героинь в литературных произведениях.
Кумиры массовой культуры XX века - от Мэрилин Монро до Мадонны - вдохновлялись образом Каллас. Ее портреты и фотографии широко тиражировались. И сегодня Мария Каллас остается эталоном стиля и шика для многих.
Актуальность наследия Марии Каллас
Несмотря на то, что ее карьера длилась недолго, наследие Марии Каллас не теряет актуальности и спустя десятилетия после смерти. Каждое новое поколение открывает для себя величие этой певицы. Ее записи продолжают выходить на современных носителях, позволяя оценить феномен Каллас.
Талант Марии Каллас вне времени. Ее трактовки классических партий до сих пор считаются эталонными. А мастер-классы Каллас изучают в консерваториях как образец вокального искусства. Имя этой легендарной певицы навсегда вписано в историю мировой музыкальной культуры.
Трагедия личной жизни Марии Каллас
Несмотря на оглушительную славу и успех на сцене, в личной жизни Марии Каллас царила драма. Ее брак с Джованни Менегини распался после встречи с Онассисом. Бурный роман с миллиардером принес Каллас много страданий и разочарований.
Мечты Каллас о семье с Онассисом были разрушены его женитьбой на Жаклин Кеннеди. Предательство любимого мужчины подкосило певицу. В конце жизни она осталась в полном одиночестве.
Причины преждевременного ухода Каллас со сцены
Завершение карьеры Марии Каллас в 1965 году, в расцвете творческих сил, до сих пор вызывает споры. Среди причин называют потерю голоса, личную драму с Онассисом, конфликты с руководством театров.
Вероятно, все эти факторы в совокупности подточили веру Каллас в свои силы и заставили покинуть сцену. Уход легендарной певицы в возрасте 42 лет стал настоящей трагедией для оперного искусства.
Неоднозначные оценки личности Каллас
Мария Каллас была личностью неоднозначной. Ее обвиняли в скандальном поведении, конфликтности. Но многие считают, что за внешней раскрепощенностью скрывалась ранимая натура.
Возможно, вечное недовольство Каллас собой и окружающими было проявлением максимализма художника. Она требовала совершенства от себя и партнеров. Это помогло достичь вершин исполнительского мастерства, но и принесло много страданий.
Противоречивые версии смерти Марии Каллас
Обстоятельства смерти Марии Каллас в 1977 году до конца не выяснены. Официально называют сердечный приступ. Но есть версии об отравлении по вине ее подруги Вассо Деветци или спецслужб.
Возможно, истина никогда не станет известна широкой публике. Загадочная гибель только добавила трагизма в судьбу этой неординарной женщины.
Вечное противостояние Каллас и Тебальди
На протяжении 1950-х годов в оперном мире шла настоящая война между поклонниками Марии Каллас и Ренаты Тебальди. Фанаты сравнивали достоинства голосов и актерского мастерства соперниц.
Хотя сами певицы избегали конфликтов, противостояние их поклонников отражало столкновение разных эстетических идеалов в оперном искусстве того времени. Это соперничество вошло в историю мировой музыкальной культуры.
Заключение
Легендарная оперная певица Мария Каллас прожила яркую, но недолгую жизнь, отдав все силы сцене. Ее голос и актерское мастерство до сих пор считаются эталоном вокального искусства. Несмотря на славу, карьера Каллас оборвалась в расцвете из-за проблем со здоровьем и личной драмы. Уход со сцены в возрасте 42 лет стал трагедией для оперного мира. Но имя Марии Каллас навсегда вписано в историю музыки.