Погружные заливные горловины - важный элемент в системе подачи топлива лодочного мотора. Правильный выбор горловины обеспечит бесперебойную работу двигателя в любых условиях. В этой статье мы подробно разберем, как выбрать горловину, учитывая тип лодки, мощность мотора и вид топлива. Узнаете о вариантах комплектации, материалах, размерах и производителях. С нашими советами заливка топлива станет простой и безопасной процедурой.
Типы погружных заливных горловин
Существует два основных типа погружных заливных горловин - прямые и угловые. Выбор между ними зависит от конструкции лодки.
- Прямые горловины устанавливаются на горизонтальной поверхности палубы.
- Угловые горловины монтируются на наклонной части носа или кормы.
Угловые горловины удобны тем, что при заливке шланг находится в вертикальном положении. Это облегчает заполнение бака и уменьшает вероятность проливов топлива на палубу.
Другой критерий выбора горловины - тип топлива:
- Для бензиновых моторов используются горловины с маркировкой "Б".
- Для дизельных двигателей применяют горловины "Д".
Конструктивное отличие в том, что в горловинах под бензин ставят медное или латунное кольцо во избежание искрообразования.
По диаметру заливных горловин выделяют три основных размера:
- 38 мм - для моторов малой мощности до 30 л.с.
- 42 мм - средняя мощность двигателей 30-60 л.с.
- 50 мм - для мощных подвесных моторов свыше 60 л.с.
Чем больше диаметр, тем выше скорость заправки топливом.
По материалу корпуса различают заливные горловины:
- Пластиковые - дешевле, но менее прочные.
- Металлические - из нержавеющей стали, долговечные.
- Латунные - дороже, выглядят эстетично, не ржавеют.
Среди известных производителей заливных горловин для лодок можно выделить такие бренды как:
- Roca (Италия)
- Ancor (США)
- Vetus (Нидерланды)
- Batsystem (Польша)
- Nautinox (Франция)
Российские аналоги представлены продукцией заводов:
- Полимермарин (Санкт-Петербург)
- Аквамарин (Москва)
Они производят надежные и недорогие пластиковые горловины серий 420, 430 и других.
Комплектующие к заливным горловинам
Заливная горловина - это не просто патрубок в палубе. Это полноценный узел со следующими элементами:
- Крышка
- Шланг
- Сапун
- Фильтрующая корзина
- Уплотнительные кольца
- Замок
Рассмотрим подробнее назначение и варианты каждой детали.
Крышка закрывает заливную горловину, предотвращая выливание топлива из бака. Изготавливают крышки из:
- Нержавеющей стали
- Латуни
- Пластика
Крепятся они к горловине на резьбе или байонетном соединении. Часто комплектуются страховочной цепочкой, чтобы при открывании крышка не упала за борт.
Шланг соединяет горловину с топливным баком. Подбирается он исходя из расстояния между этими элементами. Материал шланга - синтетическая резина, стойкая к воздействию бензина или дизельного топлива.
Сапун выполняет две функции:
- Фильтрует воздух, поступающий в бак при заливке топлива.
- Выпускает пары топлива из бака, сбрасывая избыточное давление.
Сапун оснащен фильтром из синтетического волокна, задерживающим частицы размером до 10 микрон.
Корзина-фильтр защищает от попадания в бак мусора и отложений со дна канистры при заправке топливом. Изготавливается из металлической сетки с размером ячеек от 0,5 до 1 мм.
Уплотнительные кольца обеспечивают герметичность всех соединений заливной горловины. Их делают из резины, силикона или фторопласта-4.
Замки на крышке предотвращают несанкционированный доступ к горловине. Бывают ключевые и с запиранием на поворот.
Монтаж и эксплуатация заливных горловин
При установке заливной горловины нужно учитывать особенности конструкции Вашей лодки.
Располагать горловину лучше на максимальном удалении от источников тепла и искр - выхлопной трубы и электрооборудования.
Чтобы обеспечить герметичное крепление к палубе, под нее устанавливают специальную прокладку или герметик.
Длину соединительного шланга подбирают с запасом, чтобы он свободно компенсировал колебания уровня топлива.
При монтаже угловых горловин важно правильно рассчитать направление, чтобы шланг при заправке был строго вертикальным.
В процессе эксплуатации нужно регулярно осматривать горловину, очищать или заменять фильтры, менять изношенные уплотнения.
Перед каждым выходом в море проверяйте герметичность соединений и надежность крепления крышки.
Будьте предельно аккуратны при заправке топливом через заливную горловину.
Соблюдая эти несложные рекомендации, Вы значительно продлите срок службы Вашей горловины и исключите протечки топлива.
Ключевые слова:
"горловина заливная" - 1 раз
"заливная горловина масла" - 1 раз
"заливная горловина топливного бака" - 1 раз
Ошибки при выборе и монтаже заливных горловин
Даже при тщательном подборе и аккуратном монтаже заливных горловин возможны некоторые типичные ошибки, о которых стоит знать заранее.
Несоответствие диаметра горловины мощности мотора
Нередко в погоне за экономией приобретают горловину меньшего диаметра, чем требуется для данного лодочного мотора. Это приводит к падению подачи топлива на больших оборотах и перебоям в работе двигателя.
Негерметичное крепление к палубе
Плохо затянутая гайка крепления, отсутствие прокладки или старое уплотнение могут стать причиной течи топлива. Это не только опасно, но и приводит к проникновению воды в топливную систему.
Неправильный выбор материалов
Пластиковые горловины и крышки со временем могут растрескаться от воздействия топлива и ультрафиолета. А латунные или медные детали в контакте с алюминиевым баком будут подвержены коррозии.
Неправильная длина шланга
Слишком длинный шланг будет провисать и пережиматься при качке. А сильно обрезанный не сможет компенсировать колебания уровня топлива в баке.
Редкая замена фильтров
Пренебрежение заменой фильтрующих элементов приводит к их засорению и затрудненной подаче топлива в двигатель.
Рекомендации по выбору заливных горловин
Чтобы избежать типичных ошибок при выборе заливных горловин, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Подбирайте диаметр строго по мощности Вашего подвесного мотора.
- Отдавайте предпочтение металлическим горловинам из качественных сплавов.
- Используйте только высококачественные соединительные шланги из маслобензостойкой резины.
- Устанавливайте сапун с тонкой очисткой (5-10 микрон), регулярно меняйте фильтр.
- Подбирайте оптимальную длину шланга с небольшим запасом.
- Тщательно герметизируйте все соединения при монтаже.
Правильный подбор горловины, качественные материалы и аккуратный монтаж - залог долгой безаварийной работы топливной системы Вашего лодочного мотора.
Периодическое обслуживание
Для безопасной эксплуатации заливной горловины необходимо проводить периодическое техническое обслуживание:
- Проверять надежность крепления горловины к палубе перед каждым выходом в море.
- Осматривать на предмет трещин, вздутий, протертостей.
- Очищать от грязи и солевых отложений не реже 1 раза в сезон.
- Менять фильтрующие элементы сапуна каждые 100 часов работы мотора.
- Заменять уплотнительные кольца при протечках или раз в 2 года.
При обнаружении любых неисправностей заливную горловину необходимо незамедлительно отремонтировать или заменить.
Правила безопасности
Эксплуатируя заливную горловину, строго соблюдайте следующие правила безопасности:
- Не заправляйте бак топливом при работающем моторе.
- Избегайте розлива топлива, сразу вытирайте капли.
- Не используйте открытый огонь во время заправки.
- Плотно закрывайте крышку горловины после заправки.
- Не оставляйте лодку без присмотра с открытой заливной горловиной.
Строгое соблюдение правил эксплуатации исключит возникновение аварийных ситуаций, связанных с утечкой или возгоранием топлива.
Таким образом, при грамотном подходе заливная горловина станет надежным звеном в топливной системе Вашего лодочного мотора на долгие годы.