Как поставить начальника на место умными словами: советы психологов

В жизни люди нередко сталкиваются с ситуациями, когда они подвергаются унижениям и оскорблениям. Но особенно тяжело в этом плане приходится, кода в качестве агрессора выступает начальник. Ведь если с вами по-хамски ведет себя посторонний человек, вы можете прекратить общение с ним. Но даже если это кто-то из близких, всегда можно сесть за стол переговоров, чтобы поставить своего визави на место. К сожалению, если вас обижает ваш босс, вопрос решать будет гораздо сложнее.

Унижать свое достоинство нельзя позволять никому

Начальник кричит на подчиненного

Когда эмоционально неуравновешенный или высокомерный человек становится руководителем, вся его сущность выходит на поверхность. Чувствуя свою власть, он перестает контролировать себя и оскорбляет подчиненных, считая, что ему теперь все позволено, все сойдет ему с рук. Но какие бы причины ни стояли за начальственным гневом, следует помнить, что унижать свое достоинство нельзя позволять никому и никогда.

И если вы не хотите увольняться с работы или не можете этого сделать по той или иной причине, вам придется как-то "разруливать" ситуацию, чтобы ваша жизнь не превратилась в ад. Вы можете воспользоваться рекомендациями психологов по поводу того, как поставить начальника на место умными словами. И при этом нужно еще и не испортить с ним отношения, чтобы не лишиться должности.

Почему босс кричит на вас

Чтобы понять, как поставить на место начальника, не лишним будет разобраться в триггерах, провоцирующих его агрессию. К сожалению, бывают ситуации, когда вы попадаете под горячую руку вышестоящему сотруднику по причинам, которые не имеют непосредственного отношения к отсутствию у вас трудолюбия, компетентности или пунктуальности. И таких причин довольно много. Среди них можно выделить следующие:

  1. Искаженное понимание лидерства. Если начальник пытается давить на подчиненных авторитетом, унижает их, думая, что от этого они будут работать эффективнее, он не является профессионалом, он плохой руководитель.
  2. Наличие скрытых комплексов. По утверждению психологов, это наиболее частая причина. Над этим человеком доминирует кто-то из его личного окружения, и он пытается получить компенсацию, реабилитироваться в собственных глазах, срываясь на нижестоящих сотрудниках.
  3. Психоэмоциональная патология. Такие люди - это типичные нарциссы, социопаты и абьюзеры, унижать других - это их образ жизни.
  4. Проблемы личного характера. Как и все мы, руководители - живые люди, у которых могут быть неприятности, которые не дают им покоя, и они срываются на окружающих.
  5. Начальник видит в подчиненном соперника. Если работник амбициозен, стремится подняться выше по карьерной лестнице, демонстрирует ценные профессиональные навыки, руководитель может начать опасаться за свое место.
  6. Личная неприязнь. Сотрудник может быть просто неприятен своему боссу, даже если он хорошо справляется со своими должностными обязанностями. Как говорится, сердцу не прикажешь. А также начальник может затаить злость на сотрудницу, которая отвергла его ухаживания.

Но, помимо указанных, может быть и причина, которая заключается в том, что босс недоволен вашей работой.

Начните с себя

Задумываясь о том, как поставить начальника на место умными словами, сначала нужно дать честную оценку своим профессиональным качествам и тому, соответствуете ли вы занимаемой должности. Для этого задайте себе вопросы следующего типа:

  • Позволяю ли я себе опаздывать на работу?
  • На сколько баллов от 1 до 10 можно оценить то, как я выполняю свои обязанности?
  • Выполняю ли я вовремя производственные задания?
  • Веду ли я себя с коллегами вежливо, не плету ли интриги?
  • Соответствует ли мой внешний вид моей должности, является ли он аккуратным и профессиональным?

Если в результате вы отдадите себе отчет в том, что в вашей работе есть место халтуре, что до корпоративных стандартов вы не дотягиваете, срочно начинайте работу над собой. Не исключено, что когда вы улучшите свои показатели, начальник прекратит грубить вам, и ваша жизнь войдет в нормальное русло.

Если же, пройдя предложенный тест, вы, положа руку на сердце, можете сказать себе, что ваша совесть чиста, что вы ценный работник, и критиковать вас в профессиональном плане не за что, смело отправляйтесь на переговоры с начальством для отстаивания своих интересов. Но предварительно ознакомьтесь с советами экспертов о том, как поставить на место руководителя.

Что нужно усвоить

Психологи отмечают, что, прежде чем начинать борьбу за то, чтобы ваш босс уважал ваше человеческое достоинство, не кричал на вас и не унижал вас, вам необходимо усвоить следующее. Если ваш руководитель является хамом, грубияном, закомплексованным и непрофессиональным человеком, с этим, к сожалению, ничего не поделаешь.

Перевоспитать его, направить на путь истинный, изменить его отношение к нижестоящим сотрудникам вы не сможете в любом случае. Это взрослый человек, давно сформировавшаяся личность с присущим ему паттернами поведения, сформировавшимся в течение длительного времени.

Но о том, чтобы смириться и терпеть агрессию, речи быть не может. И это вовсе не зависит от того, что именно толкает начальника на грубое отношении к подчиненному. Нравится сотрудник ему или нет, ударно он работает или к нему есть претензии, унижать и оскорблять его недопустимо ни в какой ситуации.

Чего нельзя делать

Если вы озабочены вопросом, как поставить начальника на место умными словами, вам нужно тщательно подготовиться к беседе с ним. Вот от каких неправильных проявлений предостерегают эксперты:

  • Не нужно проглатывать оскорбления, мямлить и соглашаться с нападками хамоватого босса. Иначе он почувствует вашу слабость, беззащитность, подавленность и продолжит "размазывать" вас и дальше.
  • Не следует и вступать в открытую конфронтацию, критиковать, отвечать хамством на хамство, потому что начальник может воспользоваться своим иерархическим преимуществом и расстаться с вами навсегда.

  • Не стоит подбивать коллег на то, чтобы они дружно взбунтовались против самодура. Скорее всего, у вас ничего не получится, если до этого они терпели подобный стиль руководства. В такой ситуации у вас гораздо больше шансов вылететь с работы, нежели у вашего необузданного босса.

Есть только один вариант: поставить его своими умными словами в такую ситуацию, которая приведет к конструктивному решению проблемы.

Как вести себя правильно во время беседы

Эксперты советуют:

  1. Держать спину прямо, расправить плечи, не втягивать в них голову.
  2. Дышать ровно, предварительно потренировавшись, чтобы обрести душевное равновесие.
  3. Не опускать глаза, но и не смотреть на своего визави пристально, не мигая. Смотреть нужно открыто, но не враждебно.
  4. Говорить спокойно, уверенно, если возможно, то и доброжелательно, но без заискивания.

А также эксперты рекомендуют, отправляясь на разговор с начальником, который вас обижает, мысленно представить, что между ним и вами толстая стена, или же вообразить, что вы одеты в броню.

Какими словами не следует отвечать на крик начальника

Психологи предостерегают от слов, которые могут лишь спровоцировать босса, а не утихомирить его. Вот примеры неправильных фраз, которые не помогут исправить ситуацию:

  • "Хватит на меня орать!"
  • "Прошу вас, не повышайте не меня голос".
  • "Я хочу, чтобы вы обращались со мной вежливо".
  • "Кто позволил вам оскорблять меня?"
  • "Я тоже умею громко кричать".

Вот в чем здесь заключаются ошибки. Не нужно ни приказывать шефу, ни упрашивать его, ни громко призывать к вежливости, ни стыдить, ни угрожать ему. Все это бесполезно, ему это, как говорится, до лампочки, не на того напали! Вспомните, с кем вы имеете дело.

Как поставить начальника на место умными словами

Удалось договориться с боссом

Вот примеры правильного обращения к агрессивному руководителю:

  • "Ваши бурные эмоции не дают мне возможности усвоить, каково ваше видение ситуации, в чем суть ваших претензий ко мне. Если бы ваши замечания были изложены спокойно, мне было бы легче сосредоточиться и сделать правильные выводы из сказанного вами. А так я сильно нервничаю, поэтому с меня сейчас будет мало толку".
  • "Вы находитесь во взвинченном состоянии, вряд ли такое поведение одобрило бы вышестоящее начальство или коллеги. Да и вы сами, если бы с вам так обращался ваш босс. Поэтому предлагаю обсудить этот вопрос позже. Например, мы могли бы встретиться в обеденный перерыв и поговорить спокойно, не торопясь, конструктивно, а не излишне эмоционально".
  • "Я являюсь ответственным и компетентным сотрудником, делаю свою работу на 120 %. Но поскольку я перегружена, волей-неволей страдает качество. Но подводить команду мне не хотелось бы, поэтому предлагаю расставить приоритеты, определить оптимальный объем, выстроить правильный график, и тогда у вас не будет ко мне претензий".
  • "Ваше грубое обращение задевает мое человеческое достоинство. Ошибки и недочеты могут быть у всех. Вполне достаточно высказать ваши замечания в корректной форме, чтобы я могла разобраться в проблеме и найти ее решение".
  • "Хочу попросить у вас совета. Когда вы на меня кричите, у меня просто опускаются руки. Как мне быть в такой ситуации? Как правильно вести себя без ущерба и для работы, и для наших взаимоотношений?"

Как видим, здесь упор делается на негативные чувства работника вследствие агрессивного поведения шефа и на призыв к конструктивному решению вопроса.

Вывод

Таким образом, психологи утверждают, что поставить агрессивного начальника на место можно и нужно. Если, конечно, делать это аккуратно, со знанием дела, используя указанные выше приемы и произнося правильные фразы. Так вы сможете сохранить свое достоинство, не испортив отношения с руководителем, и тем самым улучшить условия своего существования на рабочем месте.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.