Проектирование АЗС: основные этапы и требования

Современный автомобильный транспорт невозможно представить без сети автозаправочных станций. Как правильно спроектировать и построить АЗС с нуля, чтобы она соответствовала всем нормам и требованиям? Давайте разберемся.

Основные этапы проектирования АЗС

Проектирование азс начинается с определения потребностей заказчика и сбора исходных данных о планируемом к строительству объекте. На этом этапе определяются основные параметры будущей АЗС: ее производительность, количество и тип топлива, планируемое дополнительное оборудование.

Следующий важный этап - разработка генплана участка с учетом всех норм и правил. Генплан позволяет проверить, возможно ли вообще разместить АЗС на выбранном участке с соблюдением необходимых противопожарных и санитарных разрывов.

Далее необходимо получить технические условия для подключения проектируемой АЗС к инженерным сетям - электроснабжению, водопроводу, канализации и т.д. Без техусловий проектирование невозможно.

Следующий важнейший этап - разработка проектно-сметной документации, которая должна полностью соответствовать действующим нормам и правилам проектирования АЗС. Проект проходит государственную и негосударственную экспертизы.

После получения положительного заключения экспертизы можно приступать к строительно-монтажным работам. И только после их завершения и проверки соответствия выполненных работ проекту оформляется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Крупный план продавца на заправке

Основные требования к проектированию АЗС

Любой проект автозаправочной станции должен учитывать следующие основные требования:

  • Требования пожарной безопасности, изложенные в НПБ 111-98, СанПиН и других нормативных документах
  • Требования к размещению зданий, сооружений и оборудования на территории АЗС
  • Требования к инженерным системам - электроснабжению, водопроводу, канализации
  • Требования к выбору технологического оборудования - топливораздаточных колонок, резервуаров и пр.
  • Экологические требования и нормы
  • Требования безопасности труда и охраны здоровья

Все эти требования подробно прописаны в нормативно-технической документации. Их обязательно нужно учитывать при проектировании, чтобы получить положительное заключение экспертизы.

Например, одно из важнейших требований - наличие противопожарных разрывов между зданиями, сооружениями и технологическим оборудованием АЗС. Эти разрывы нужны для предотвращения распространения огня в случае возгорания.

Другое важное требование - герметичность резервуаров для хранения топлива, чтобы исключить утечки нефтепродуктов в грунт и грунтовые воды.

Особенности проектирования подземных резервуаров для АЗС

Один из важнейших этапов проектирования азс - выбор места расположения подземных резервуаров для хранения топлива. От этого зависит безопасность всей заправки.

При выборе места для резервуаров учитывают:

  • Рельеф участка
  • Уровень грунтовых вод
  • Наличие инженерных коммуникаций
  • Возможность устройства охранных зон

Резервуары располагают на расстоянии не менее 20 м от зданий и сооружений АЗС и не менее 30 м от жилых и общественных зданий.

Объем резервуаров рассчитывают исходя из планируемого объема реализации топлива на АЗС. Например, для АЗС производительностью 500 заправок в сутки необходим резервуар объемом 30 куб.м.

Резервуары изготавливают из специальных марок стали для защиты от коррозии. Также важная задача - герметизация резервуаров и контроль за их герметичностью в процессе эксплуатации.

Установка подземного топливного резервуара

Выбор технологического оборудования для АЗС

Важнейшим этапом проектирования азс является выбор технологического оборудования, основу которого составляют:

  • Топливораздаточные колонки
  • Резервуары для хранения топлива
  • Трубопроводы для подачи топлива
  • Системы контроля уровня топлива в резервуарах
  • Узлы приема топлива из АЦ
  • Системы автоматизации техпроцессов

Все это оборудование должно отвечать требованиям технических регламентов и иметь необходимые разрешительные документы для применения на опасных производственных объектах.

Особое внимание уделяют выбору надежных и современных моделей топливораздаточных колонок. От этого зависит качество заправки автомобилей.

На автоматизированных АЗС устанавливают системы дистанционного контроля, управления заправкой и учета отпущенного топлива.

Правильный выбор оборудования позволяет построить современную высокотехнологичную АЗС.

Оформление разрешительной документации для АЗС

После разработки проектно-сметной документации начинается процесс оформления разрешительных документов для строительства АЗС.

В первую очередь необходимо получить положительное заключение государственной экспертизы проекта. Для этого проект направляют в уполномоченную экспертную организацию.

Кроме того, проект должен пройти негосударственную экспертизу промышленной безопасности и получить соответствующее заключение.

Обязательно также получение положительного заключения государственной экологической экспертизы. Это подтвердит экологическую безопасность проектируемой АЗС.

После прохождения всех экспертиз можно подавать документы для получения разрешения на строительство в уполномоченный орган.

Строительно-монтажные работы при сооружении АЗС

После получения разрешения на строительство можно приступать к строительно-монтажным работам на объекте.

СМР при сооружении АЗС включают:

  • Разработку котлованов под резервуары и фундаменты
  • Устройство фундаментов и опорных конструкций
  • Монтаж резервуаров и обвязка их трубопроводами
  • Строительство здания операторной и навеса над колонками
  • Монтаж технологического оборудования
  • Прокладка инженерных коммуникаций и подключение к ним
  • Благоустройство территории

Все работы ведутся в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией.

По завершении СМР проводят пусконаладочные испытания всего оборудования АЗС.

Ввод АЗС в эксплуатацию

Последний этап после завершения строительства - ввод АЗС в эксплуатацию.

Для этого создается приемочная комиссия, которая проверяет соответствие выполненных работ проекту и нормативным требованиям.

После подписания акта приемочной комиссией оформляется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Также оформляется допуск к эксплуатации опасного производственного объекта в Ростехнадзоре.

После получения всех необходимых документов АЗС можно вводить в коммерческую эксплуатацию и открывать для посетителей.

Требования безопасности при эксплуатации АЗС

Эксплуатация АЗС должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями безопасности.

К ним относятся:

  • Контроль герметичности оборудования
  • Проверка исправности средств защиты от статического электричества
  • Наличие и исправность противопожарных систем
  • Выполнение правил электробезопасности
  • Соблюдение правил охраны труда персоналом
  • Проведение периодических инструктажей по ТБ

Также должен вестись контроль выбросов в атмосферу и учет отходов производства.

Только при неукоснительном соблюдении всех требований возможна безопасная эксплуатация АЗС.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество