Актер с неповторимым обаянием, Лев Вайнштейн прожил яркую, но короткую жизнь. Его запоминающиеся роли в советских фильмах 1960-70-х годов до сих пор живут в памяти зрителей. Давайте вспомним биографию этого удивительного человека.
Детство и юность Льва Вайнштейна
Лев Яковлевич Вайнштейн родился 1 января 1941 года в Москве в еврейской семье. Его отец Яков Григорьевич Вайнштейн (1911-1994) работал инженером. Мать Евгения Львовна Вайнштейн (в девичестве Гейликман, 1908-1988) была домохозяйкой. У Льва была старшая сестра Наталия (1938-2006).
С детства Лев увлекался театром и литературой. После школы он поступил в ГИТИС на курс известного актера и режиссера Юрия Завадского. Учился Лев Вайнштейн вместе с Олегом Далем, Игорем Квашой, Евгением Евстигнеевым и другими будущими знаменитостями.
Начало актерской карьеры в СССР
Еще будучи студентом, Лев начал сниматься в кино. Его дебют состоялся в 1965 году в фильме «20 лет спустя» режиссера Аиды Манасаровой. А уже через год последовали две главные роли, принесшие актеру известность.
В 1966 году на экраны вышел фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД» по одноименной повести Льва Пантелеева. Лев Вайнштейн сыграл в нем Янкеля — одного из беспризорников, попавших в исправительную колонию.
«Молодые актеры Геннадий Сайфулин, Олег Даль, Лев Вайнштейн и опытнейший художник Юрий Толубеев (техник Кузьмичев) создают на экране великолепный ансамбль не только и не столько актерский, сколько человеческий.»
А в 1967 году вышел фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» режиссера Наума Бирмана с Львом Вайнштейном в роли летчика Вениамина Гуревича. Этот фильм о судьбе экипажа во время Великой Отечественной войны принес актеру еще большую популярность.
После окончания института Лев Вайнштейн работал в театре «Современник». Он ставил спектакли вместе с Олегом Ефремовым, играл роли в постановках Галины Волчек и других режиссеров.
В 1970-е годы актер продолжал сниматься в кино. Он сыграл в таких фильмах, как «Деревенский детектив», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Судьба резидента».
Эмиграция в США
В конце 1970-х годов Лев Вайнштейн принял решение эмигрировать из СССР. Причины этого шага до конца не ясны. Возможно, актер хотел реализовать себя в другой стране или был не согласен с политическим режимом.
Сначала Лев поселился в Нью-Йорке. Ему было сложно начать карьеру на новом месте. Пришлось подрабатывать таксистом и швейцаром в гостинице. Позже Вайнштейн перебрался в Вашингтон, где работал на радио журналистом.
В Вашингтоне Лев организовал актерскую студию и начал ставить спектакли. Он работал как театральный режиссер и педагог, ставил пьесы русских драматургов на английском языке.
В кино Вайнштейн снялся лишь однажды. Это был исторический фильм «Дневник Юлии» режиссера Уильяма Крена, снятый для телеканала PBS в 1980 году.
Возвращение на родину
В конце 1980-х годов Лев Вайнштейн ненадолго приезжал в СССР, чтобы навестить родных. Во время одного из таких приездов режиссер Геннадий Полока предложил ему роль в новом фильме «А был ли Каротин?».
Лев с радостью согласился и начал готовиться к съемкам. Однако из-за волнения и стресса, связанных с возвращением в профессию, 7 марта 1990 года актер скончался от сердечного приступа в США.
Льва Вайнштейна похоронили в Москве на Донском кладбище. Его коллеги и друзья тепло вспоминали этого талантливого, но импульсивного человека.
«Собственно, ставил спектакль Ефремов, а Лева лишь разминал. Но, сидя за режиссерским столиком с лампочкой, именно он сообщил публике, что это — генеральная репетиция и возможны остановки и замечания актерам.» - вспоминал о Льве Вайнштейне драматург Сергей Бархин.
Черты характера и особенности мировоззрения
Лев Вайнштейн отличался особенным характером и взглядами на жизнь. Ему было присуще сочетание расслабленности и внутреннего напряжения. С одной стороны, он казался ленивым и насмешливым. Но внутри него кипели эмоции.
К работе Лев относился неформально, иногда даже легкомысленно. Например, на репетициях в «Современнике» он мог сидеть в подвале и играть в карты вместо работы над ролью.
В то же время Вайнштейн обладал абсолютной преданностью своему ремеслу. Он не завидовал коллегам и не интриговал. Из всех режиссеров больше всего ценил Анатолия Эфроса.
Лев был абсолютно неразборчив в еде. Ему было неважно, что именно он ест. Главное - насытиться. Это контрастировало с его пристрастием к красивым вещам в театре и кино.
Мировоззрение Вайнштейна эволюционировало на протяжении жизни. В молодости он был типичным советским человеком. С годами стал больше ценить свободу самовыражения. В конце концов, это и привело его к решению эмигрировать.
Но даже в Америке Лев сохранял привязанность к родине и русской культуре. Он ставил пьесы Чехова и возвращался в СССР, когда появлялась возможность.