Любая организация находится и осуществляет свое функционирование в среде, как внешней, так и внутренней. Для того чтобы она стала успешной на современном рынке, необходимо регулярно анализировать ее деятельность и перспективы развития. Рассмотрим это более подробно.
Анализ внутренней среды организации
Внутренняя среда является тем самым потенциалом, который даст возможность компании удачно функционировать и существовать, а, следовательно, выживать и развиваться на конкретном временном промежутке.
Анализ внутренней среды организации включает в себя:
- оценку имеющихся стратегий и применения потенциала компании;
- сравнительную характеристику конкурентоспособных преимуществ;
- выделение слабых (сильных) сторон и стратегических задач.
Анализ внутренней среды организации, прежде всего, базируется на характеристике действующей стратегии, которую нельзя "измерить" обобщенным единственным показателем, поскольку она затрагивает большое количество сторон функционирования организации. Для этого также выделяется ряд показателей. Рассмотрим их более подробно.
Во-первых, выделяются показатели внутренней и внешней эффективности стратегии. Самой невыгодной для организации ситуацией будет то, если есть отличные показатели функционирования компании при невысоком спросе на ее продукцию.
Во-вторых, используются общесистемные и частные показатели: достижения результата и состояния системы.
В-третьих, экономические показатели необходимо подтверждать эффективностью поведенческих данных компании.
Анализ внутренней среды организации должен учитывать также ряд показателей. К основополагающим относятся:
- Результативность компании, то есть способность достигать поставленные перед ней задачи и цели.
- Экономичность - количество и разумность при употреблении ресурсов, которые выделяются на производство товара.
- Прибыльность, которая учитывает наличие соотношения между издержками и доходами.
- Продуктивность организации, которая выражается при помощи значения рентабельности.
- Изменение доли рынка, которое может выражаться не только в увеличении, но и в уменьшении количества рыночных секторов реализации продукции.
Анализ основных показателей должен обязательно дополняться также оценкой базовых областей и подробной характеристикой тех проектов, которые осуществляются фирмой и имеют наибольшее, стратегическое значение.
Но любая компания функционирует на рыночном пространстве. Поэтому необходима также характеристика внешней среды организации. В данном случае рекомендуется анализировать субъекты, которые находятся за пределами компании и которые оказывают влияние на ее деятельность.
Внешняя среда включает в себя два уровня: марко- и микроокружение. Рассмотрим их более подробно.
Макросреда включает в себя такие компоненты, как экономический, политический, правовой, социальный, технологический, природно-географический и так далее. Анализ ее рекомендован тогда, когда необходимо получить полную информацию, чтобы осуществить тактическое и стратегическое планирование функционирования организации.
Изучение микросреды необходимо направлять на характеристику состояний тех элементов внешней среды, с которыми компания находится в постоянном взаимодействии. К ним относятся: поставщики, рынок потребителей и рабочей силы, конкуренты. Естественно, самым важным звеном являются клиенты компании.
Поэтому для того, чтобы компания стала конкурентоспособной на рынке, необходимо регулярно проводить анализ внешней и внутренней среды организации. Только при таком условии ее будет ждать успех и процветание.