Электромагнитный тормоз - важнейший элемент современных механизмов. От надежности его работы зависит безопасность людей. Давайте разберемся, как устроен электромагнитный тормоз и где он применяется.
Устройство электромагнитного тормоза
Электромагнитный тормоз состоит из двух основных частей - электромагнита и механической тормозной системы. Когда на катушку электромагнита подается напряжение, он притягивает якорь, который в свою очередь отжимает тормозные колодки от диска, соединенного с валом двигателя. Происходит растормаживание. Как только напряжение снимается, якорь отпускается, и под действием возвратной пружины тормозные колодки вновь прижимаются к диску - наступает торможение.
Основными элементами электромагнитного тормоза являются:
- Катушка электромагнита из медного провода
- Подвижный якорь из ферромагнитного материала
- Неподвижный сердечник (полюсы электромагнита)
- Тормозной диск, жестко связанный с валом двигателя
- Тормозные накладки с фрикционным покрытием
- Возвратная пружина, отжимающая якорь от сердечника
Существует два основных способа подключения катушки электромагнита:
- Прямое подключение - катушка включается последовательно с обмоткой двигателя
- Непрямое подключение - в цепь включен выпрямитель, размыкающий цепь катушки при снятии напряжения с двигателя
При непрямом подключении торможение происходит быстрее, но возникают помехи в сети.
Основные технические параметры электромагнитного тормоза:
- Тормозной момент - усилие, развиваемое тормозом
- Время срабатывания - интервал от снятия напряжения до начала торможения
- Питающее напряжение катушки
Существуют однодисковые и многодисковые электромагнитные тормоза. В последних используется пакет тормозных дисков, что позволяет увеличить тормозной момент при тех же габаритах.
Кроме того, выпускаются электромагнитные тормоза с постоянными магнитами. Они не требуют подвода электроэнергии для создания магнитного поля.
Разные производители выпускают электромагнитные тормоза своих конструкций, отличающиеся деталями исполнения. Например, модели итальянской фирмы Corbetta охватывают широкий диапазон тормозных моментов и исполнений.
Электромагнитный тормоз двигателя
Важной областью применения электромагнитных тормозов являются электродвигатели. Установка тормоза на валу позволяет быстро остановить вращение ротора после отключения электропитания. Это необходимо в случаях, когда привод не должен долго выбегать по инерции или когда требуется точное позиционирование.
Для разных типов двигателей применяются электромагнитные тормоза соответствующего исполнения. Они могут комплектоваться катушками переменного или постоянного тока, с ручным растормаживанием или без него.
Особую роль играет статический тормозной момент - максимальное усилие, которое может выдержать тормоз в неподвижном состоянии. Динамический момент при движении обычно меньше.
Ручное растормаживание нужно, чтобы обслуживающий персонал мог при необходимости отключить тормоз вручную. Например, чтобы провернуть вал двигателя.
Для поддержания эффективности торможения требуется периодическая регулировка зазоров и замена изношенных накладок. Это входит в плановое техобслуживание электродвигателей с электромагнитными тормозами.
Конструктивные особенности
Электромагнитные тормоза могут иметь различные конструктивные особенности, определяющие область их применения.
Например, для работы в условиях высоких температур применяются тормоза с принудительным воздушным охлаждением. В них предусмотрен вентилятор для обдува катушки и тормозного механизма.
Для тяжелых режимов работы с частыми циклами торможения выпускаются маслоохлаждаемые тормоза. Теплоотвод осуществляется через масляную ванну.
Во взрывоопасных средах используются взрывозащищенные электромагнитные тормоза со специальным уплотнением. Это исключает искрение при работе.
Материалы фрикционных накладок
Для тормозных накладок электромагнитного дискового тормоза применяются различные фрикционные материалы.
Наиболее распространен асбест - волокнистый минерал с высоким коэффициентом трения. Однако из-за вреда для здоровья асбест сейчас запрещен.
Современные накладки чаще делаются из металлокерамики, углепластика или полимерных композитов. Эти материалы безопасны и износостойки.
Датчики и электронные системы
Для контроля работы и повышения надежности в электромагнитные тормоза встраивают датчики и электронные системы.
Могут использоваться датчики температуры обмотки, положения якоря, износа накладок. Их сигналы обрабатывает блок управления.
Это позволяет оптимизировать работу тормоза, предупреждать аварийные ситуации, прогнозировать необходимость обслуживания.
Автоматизация проектирования
Современные электромагнитные тормоза проектируются с применением CAD-систем, конечно-элементного анализа, 3D-моделирования.
Это дает возможность оптимизировать конструкцию, минимизировать габариты и вес, повысить надежность тормозов.
Кроме того, автоматизированное проектирование сокращает сроки и стоимость разработки новых моделей электромагнитных тормозов.
Современные тенденции
Основные тенденции развития электромагнитных тормозов связаны с повышением энергоэффективности, надежности, расширением функциональности.
Все больше применяются тормоза на постоянных магнитах, не требующие подвода электроэнергии для создания магнитного поля.
Разрабатываются бесконтактные тормоза, в которых отсутствует механический контакт подвижных частей. Это повышает ресурс и надежность.