Нормы браковки строп - особенности, требования и рекомендации

Стропы - незаменимые помощники при подъеме и транспортировке грузов. Но даже небольшие повреждения стропов могут привести к несчастным случаям и значительному материальному ущербу. Поэтому так важно знать и соблюдать нормы браковки стропов. В этой статье мы подробно разберем особенности, требования и рекомендации по браковке стропов.

Виды и назначение строп

Стропы - это грузозахватные приспособления, используемые для подъема и транспортировки грузов с помощью грузоподъемных механизмов. Они бывают нескольких основных видов:

  • Канатные стропы изготавливаются из стальных канатов. Их отличает высокая прочность и гибкость.
  • Цепные стропы состоят из звеньев, соединенных в цепь. Они обладают очень высокой прочностью.
  • Текстильные стропы выполняются из нейлоновых, полиэфирных или полипропиленовых лент или круглопрядных канатов. Они легкие и удобные в использовании.

Каждый вид стропов имеет свои особенности и области применения. Канатные стропы чаще всего используются для работы с тяжелыми грузами. Цепные стропы применяются для подъема и перемещения особо опасных и ценных грузов. Текстильные стропы удобны для обращения с легкими и сыпучими грузами.

Широкий общий план с высоты птичьего полета в туманный пасмурный день большого портового контейнерного терминала, с штабелями многоцветных контейнеров и гигантским портальным краном, разгружающим контейнеровоз, рабочий в желтой каске, осматривающий толсты

Нормативные документы по браковке стропов

Браковка стропов регламентируется рядом нормативных документов. Ключевые из них:

  • ГОСТ 25573-82 - устанавливает требования к канатным стропам
  • РД 10-33-93 - регламентирует правила устройства и безопасной эксплуатации стропов
  • ПБ 10-382-00 - содержит правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
  • РД 24-СЗК-01-01 - определяет порядок осмотра и браковки текстильных стропов

Эти документы устанавливают общие требования к порядку и периодичности осмотра стропов, определяют критерии их годности к дальнейшей эксплуатации. Ответственность за соблюдение норм браковки стропов несет инженерно-технический персонал предприятия.

Порядок осмотра и браковки стропов

Процесс браковки стропов состоит из нескольких этапов:

  1. Внешний осмотр на предмет видимых повреждений
  2. Проверка соответствия параметров стропа паспортным данным
  3. Инструментальный контроль размеров и дефектов
  4. Составление акта осмотра по результатам проверки
  5. Принятие решения о дальнейшем использовании или списании стропа

Периодичность осмотра зависит от интенсивности работы стропов. При регулярном использовании осмотр проводится каждые 10 дней. Для редко используемых стропов достаточно осмотра перед выдачей в работу.

Основные критерии браковки стропов:

  • Несоответствие параметров паспортным данным
  • Видимые повреждения и износ выше допустимого уровня
  • Обрывы, разрывы, трещины в канатах или ткани
  • Деформация крюков, скоб, колец

При выявлении таких дефектов строп подлежит немедленному списанию и утилизации.

Крупный портрет сосредоточенной женщины-крановщицы в каске, сидящей в кабине современного крана с джойстиками управления, смотрящей сквозь стеклянный пол на тяжелую стальную балку, подвешенную на ярко-оранжевых синтетических круглопрядных стропах, присоед

Особенности браковки канатных стропов

Канатные стропы имеют ряд конструктивных элементов, требующих тщательного осмотра:

  • Стальной канат - на наличие обрывов, коррозии, деформаций
  • Заплетки - на надежность крепления каната
  • Коуши - на степень износа и деформаций
  • Втулки - на величину износа
  • Оплетки и защитные элементы - на целостность

Типичными дефектами канатных стропов являются:

  • Поверхностный износ или коррозия проволок каната
  • Обрыв отдельных проволок или пучков проволок
  • Разрывы или выдавливание сердечника каната
  • Уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии
  • Деформация коушей и смещение каната в коушах

Нормы браковки строп из стали устанавливают предельные значения износа и повреждений канатов, при которых строп должен выводиться из эксплуатации. Например, обрыв более 6 проволок на длине 30 диаметров каната является критичным.

Нормы браковки канатных стропов

Специальные нормы регламентируют допустимый уровень износа и характер дефектов канатных стропов, при которых они могут применяться. К таким "нормам" относятся:

  • Износ наружных проволок каната не более 40% их диаметра
  • Уменьшение диаметра каната не более чем на 7%
  • Количество обрывов проволок не более установленных значений
  • Отсутствие выступающих концов оборванных проволок

Превышение этих норм свидетельствует о недопустимом износе канатного стропа.

Особенности браковки цепных стропов

При осмотре цепных стропов проверяются:

  • Целостность звеньев цепи
  • Отсутствие трещин, надрывов, коррозии звеньев
  • Размеры и форма звеньев
  • Состояние соединительных и концевых элементов

Типичными дефектами цепных стропов являются:

  • Трещины или надрывы звеньев
  • Изгиб и деформация звеньев
  • Удлинение звеньев более чем на 3% от первоначального размера
  • Уменьшение сечения звеньев из-за коррозии

Документальное оформление браковки стропов

Результаты осмотра и браковки стропов должны фиксироваться в специальном журнале, который содержит следующие разделы:

  1. Дата и время осмотра
  2. ФИО и должность осмотрщика
  3. Перечень осмотренных стропов
  4. Выявленные дефекты и степень износа
  5. Заключение о возможности дальнейшего применения
  6. Подпись ответственного лица

Аккуратное ведение журнала позволяет отслеживать техническое состояние каждого стропа и своевременно выводить изношенные из эксплуатации.

Контроль за соблюдением норм браковки стропов

Контроль за соблюдением установленных "норм браковки стропов" должен осуществляться на всех уровнях:

  • На предприятии - со стороны руководства и инженерно-технических работников
  • Со стороны надзорных органов - инспекция по труду, Ростехнадзор
  • На уровне отрасли - система добровольной сертификации

Только при постоянном контроле можно гарантировать соблюдение всех требований и обеспечить безопасную работу стропов.

Типичные нарушения при браковке стропов

На практике при проведении браковки стропов часто встречаются следующие нарушения:

  • Несоответствие квалификации осмотрщика требованиям нормативных документов
  • Проведение осмотра в ненадлежащих условиях: плохое освещение, грязь, снег
  • Отсутствие необходимых инструментов и оборудования
  • Поверхностный осмотр, не позволяющий выявить скрытые дефекты
  • Невнимательность и халатность осмотрщика

Такие нарушения могут привести к пропуску серьезных дефектов стропа и последующему несчастному случаю при эксплуатации.

Ответственность за нарушение норм браковки стропов

Согласно трудовому законодательству, ответственность за нарушение установленных норм и правил браковки стропов несут:

  • Работник, непосредственно выполнявший ненадлежащую браковку
  • Руководитель подразделения, в котором производилась браковка
  • Руководитель службы охраны труда предприятия
  • Руководитель предприятия

К видам ответственности относятся дисциплинарные взыскания, административные штрафы, уголовная ответственность в случае тяжких последствий.

Экономический ущерб от нарушений норм браковки стропов

Использование некачественных и неисправных стропов наносит серьезный экономический ущерб предприятиям:

  • Потеря грузов при их падении
  • Повреждение дорогостоящего грузоподъемного оборудования
  • Простои из-за аварий и поломок
  • Штрафы надзорных органов
  • Компенсации работникам в случае травм

Своевременная браковка изношенных стропов - залог экономической эффективности грузоподъемных работ.

Повышение культуры безопасности на предприятии

Для предотвращения нарушений при браковке стропов необходимо:

  • Регулярное обучение персонала правилам браковки
  • Ужесточение производственного контроля
  • Проведение внеплановых проверок браковки
  • Стимулирование добросовестных работников

Такая системная работа позволит сформировать культуру ответственного отношения к вопросам безопасности на предприятии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.