Кирпичное производство в Подмосковье насчитывает более века истории. За это время предприятия региона выпустили миллиарды штук кирпича, который лег в основу тысяч зданий и сооружений.
Исторические корни
Первые кирпичные заводы на территории нынешней Московской области появились еще в XIX веке. Так, история Воскресенского кирпичного завода берет начало в 1898 году. А кирпичный завод в Московской области в городе Голицыно выпускает продукцию с 1882 года.
За полтора столетия голицынский завод накопил колоссальный опыт и глубокое понимание потребностей рынка.
В дореволюционный период отрасль развивалась умеренными темпами. Кирпич шел в основном на строительство частных домов и небольших общественных зданий в Москве и области. После 1917 года значение кирпичных заводов резко возросло.
Вехи развития отрасли в советский период:
- 1928 г. - начало первой пятилетки, старт индустриализации;
- 1930-е гг. - техническое перевооружение заводов;
- 1941-1945 гг. - производство на нужды фронта и восстановления;
- 1950-1960 гг. - бум массового жилищного строительства.
В 1990-2000-е годы потребность в кирпиче несколько снизилась. Однако кирпичные заводы в Московской области сумели перестроиться, наладить выпуск новых видов продукции.
Copy code
1882 | Основан Голицынский керамический завод |
1898 | Начало работы Воскресенского кирпичного завода |
Современное производство
В настоящее время в Московской области функционирует порядка 10 кирпичных заводов. Самыми крупными и технологичными из них являются:
- Голицынский керамический завод - широкий ассортимент, в т.ч. уникальные и эксклюзивные позиции;
- Михневский кирпичный завод - современное оборудование, контроль качества;
Кирпичное производство в Московской области отличают высокое качество, разнообразный ассортимент, использование передовых технологий. Это позволяет успешно конкурировать с иногородними и зарубежными поставщиками.
В то же время отрасль сталкивается с определенными проблемами. Это, в первую очередь, высокая стоимость энергоресурсов для обжига кирпича, а также нехватка квалифицированных инженерных и рабочих кадров.
Технологии и инновации
Для поддержания конкурентоспособности кирпичные заводы в Московской области постоянно модернизируют производство, внедряют новые технологии.
Основные направления технического прогресса:
- Автоматизация производственных процессов с применением промышленных роботов;
- Внедрение систем цифрового моделирования и проектирования продукции;
- Использование новых более экологичных и экономичных видов топлива для обжига кирпича.
Благодаря инновациям удается выводить на рынок новые виды керамических изделий. К примеру, Голицынский керамический завод производит уникальный клинкерный кирпич ручной формовки.
Экологичное производство
Процесс производства кирпича неизбежно оказывает определенное воздействие на окружающую среду. Предприятия Московской области стремятся минимизировать его.
Основные экологические инициативы:
- Установка газоочистного оборудования;
- Строительство очистных сооружений;
- Рекультивация нарушенных земель.
Кроме того, использование отходов в качестве вторичного сырья снижает нагрузку на полигоны и позволяет экономить природные ресурсы.
Кадровый потенциал
Кирпичное производство в Московской области нуждается в притоке квалифицированных кадров рабочих специальностей, а также инженеров и технологов.
Для обеспечения отрасли персоналом предприятия:
- Сотрудничают с профильными учебными заведениями;
- Организуют программы стажировок для выпускников вузов и техникумов;
- Повышают заработную плату и предоставляют социальный пакет.
Перспективы развития
Несмотря на более чем вековую историю, кирпичное производство в Московской области обладает серьезным потенциалом для дальнейшего роста. Главными направлениями являются:
- Расширение рынков сбыта. За счет повышения узнаваемости брендов и продвижения в регионы России, а также экспорта в ближнее и дальнее зарубежье.
- Модернизация производства. Техническое и технологическое перевооружение заводов для выпуска конкурентоспособной продукции высокого качества.
- Диверсификация бизнеса. Расширение ассортимента за счет смежных товарных групп (блоки, плитка, брусчатка и др.), развитие сервисов.
- Цифровизация бизнес-процессов. Внедрение информационных систем для оптимизации закупок, производства, логистики, продаж.
- Экологические стандарты. Дальнейшее снижение негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с лучшими мировыми практиками.
- Развитие персонала. Совершенствование системы подготовки и мотивации кадров для повышения производительности труда.
Поддержка государства
Реализация масштабных планов развития кирпичного производства в Московской области невозможна без поддержки со стороны федеральных и региональных властей.
Возможные меры господдержки:
- Льготное кредитование проектов модернизации производства;
- Субсидирование затрат на внедрение инновационных технологий;
- Стимулирование экспорта продукции;
- Софинансирование программ подготовки кадров.
Новые виды продукции
Расширение ассортимента также открывает новые перспективы для предприятий.
Потенциально востребованная продукция:
- Многослойные стеновые блоки с утеплителем;
- Фасадная плитка имитирующая натуральный камень;
- Цветной керамический кирпич с различными оттенками.
Разработка и вывод на рынок таких инновационных материалов позволит нарастить объемы производства и продаж.
Новые рынки сбыта
Помимо традиционных регионов, перспективными направлениями для кирпичных заводов Московской области являются:
- Страны Ближнего зарубежья (Белоруссия, Казахстан);
- Развивающиеся страны (Индия, Турция, страны Африки);
- Рынок проектов реновации жилья в России.