Нивелировка подкрановых путей: цели и порядок проведения

Нивелировка подкрановых путей – обязательная процедура, проводимая в рамках эксплуатации грузоподъемного оборудования. От того, насколько правильно она выполняется, зависит безопасность на производстве. Давайте разберемся, для чего нужна нивелировка, как часто ее проводят, какими приборами пользуются специалисты и что делать после получения результатов обследования.

Назначение и цели нивелировки подкрановых путей

Нивелировка подкрановых путей – это процедура, в ходе которой выполняется проверка высотного и планового положения рельсового пути крана. Главные цели нивелировки:

  • Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемного оборудования.
  • Предотвращение аварийных ситуаций.
  • Продление ресурса механизмов крана.

При нивелировке контролируются следующие параметры:

  1. Высотные отметки рельсов в продольном и поперечном профилях.
  2. Горизонтальность установки подкрановых путей.
  3. Состояние рельсов и крепежных элементов.

Различают плановую и внеплановую нивелировку. Плановая выполняется с установленной для каждого типа крана периодичностью. Внеплановая проводится в следующих случаях:

  • При монтаже или ремонте подкранового пути.
  • При подозрении на наличие отклонений в пути.
  • По требованию контролирующих органов.

Порядок выполнения нивелировки подкрановых путей

Процесс нивелировки подкрановых путей включает следующие этапы:

  1. Подготовительные работы.
  2. Полевая часть.
  3. Камеральная обработка.

На подготовительном этапе выполняются следующие задачи:

  • Изучение проекта на устройство подкранового пути.
  • Выбор методики нивелировки и подбор геодезических приборов.
  • Разбивка и закрепление на местности геодезической основы.

Полевые работы включают:

  • Замеры фактических геометрических параметров подкранового пути.
  • Фиксация отклонений от проектных величин и дефектов.

На заключительном этапе выполняется:

  • Анализ и обработка полученных данных.
  • Составление технического отчета с рекомендациями.

Периодичность нивелировки зависит от типа крана и интенсивности его работы, но должна проводиться не реже 1 раза в год.

Применяемая техника и оборудование

Для нивелировки подкрановых путей применяются такие геодезические приборы и приспособления:

  • Оптические нивелиры.
  • Электронные тахеометры.
  • Лазерное оборудование.
  • Рейки геодезические.
  • Штативы.
  • Вехи.

Все приборы должны иметь необходимую точность измерений и проходить регулярную поверку. Калибровка приборов перед работой также обязательна.

По факту проведения нивелировки подкрановых путей наша компания предоставляет отчет, в котором отражено фактическое положение крановых путей. В случае выявления отклонения от норм, составляется дефектная ведомость.
Широкий обзорный кадр с дрона, показывающий впечатляющий современный морской порт с огромными кранами, перемещающими контейнеры на фоне драматичного вечернего неба. Далеко внизу снуют кораблики и грузовики, работающие у кранов и штабелей многоцветных конт

Действия по результатам нивелировки подкрановых путей

После получения результатов нивелировки необходимо:

  1. Проанализировать выявленные отклонения.
  2. Спланировать ремонтные работы.
  3. Устранить обнаруженные дефекты.
  4. Провести повторную нивелировку.

Для ремонта подкрановых путей могут потребоваться:

  • Регулировка зазоров.
  • Рихтовка рельсов.
  • Усиление креплений.
  • Замена элементов пути.

После завершения работ обязательно выполняется контрольное обследование.

Особенности нивелировки подкрановых путей различных типов кранов

Существуют некоторые особенности при нивелировке путей разных типов кранов:

  • Мостовые краны - требуют ежегодной нивелировки, часто необходима рихтовка пути.
  • Козловые краны - особое внимание состоянию опор и балок.
  • Башенные краны - нивелировка не реже 1 раза в месяц.
  • Кабельные краны - проверка креплений канатов и роликов.

Таким образом, процедура нивелировки имеет свою специфику для каждого типа подкранового пути.

Требования к организациям, выполняющим нивелировку подкрановых путей

Для проведения работ по нивелировке подкрановых путей организация должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Наличие лицензии на выполнение геодезических работ.
  • Квалифицированный инженерно-технический персонал.
  • Использование поверенного метрологическими службами оборудования.
  • Соблюдение правил техники безопасности.
  • Предоставление полного комплекта отчетной документации.
Кинематографический крупный портрет крепкого рабочего, закрепляющего подкрановые рельсы гайковертом. Он сосредоточен и решителен, в потрепанных рабочих перчатках, каске и одежде повышенной видимости. Освещение создает драматичные тени на его лице и металл

Порядок проведения контрольной нивелировки

После выполнения ремонтных работ проводится контрольная нивелировка подкрановых путей.

Ее этапы:

  1. Подготовка и проверка приборов.
  2. Повторные замеры параметров пути.
  3. Сравнение с проектными значениями.
  4. Анализ результатов, вывод о готовности пути.

Такая нивелировка позволяет удостовериться, что все дефекты устранены и путь готов к эксплуатации.

Оформление результатов нивелировки подкрановых путей

По результатам работ составляется полный комплект отчетной документации:

  • Технический отчет с описанием этапов работ.
  • Исходные данные и промежуточные расчеты.
  • Образец нивелировки с замерами.
  • Графики, схемы, планы.

Такая документация позволяет оценить качество проведенной нивелировки и иметь исчерпывающие сведения о состоянии подкранового пути.

Метрологическое обеспечение нивелировки подкрановых путей

Для получения достоверных результатов при нивелировке необходимо:

  • Использовать поверенные приборы с актуальными свидетельствами.
  • Проводить калибровку приборов перед работой.
  • Применять проверенное вспомогательное оборудование.
  • Выполнять измерения квалифицированными специалистами.

Только комплексный подход к метрологическому обеспечению гарантирует точность нивелировки подкрановых путей.

Примеры типовых дефектов при нивелировке подкрановых путей

Типовые дефекты подкрановых путей:

  • Нарушение стыковки и зазоров в рельсах.
  • Отклонение от прямолинейности пути.
  • Нарушение горизонтальности установки.
  • Ослабление креплений рельсов.
  • Механические повреждения рельсов.

Для их устранения может потребоваться регулировка, рихтовка, замена элементов пути.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.