Самоходная баржа: фото и устройство

Самоходные баржи - уникальный вид транспорта, сочетающий грузоподъемность и маневренность. Их конструкция постоянно совершенствуется, расширяя области применения. В нашей статье мы подробно рассмотрим историю, типы, особенности и перспективы этих удивительных плавучих средств. Приглашаем в захватывающее путешествие по миру самоходных барж!

История создания самоходных барж - их назначение, эволюция конструкции и сферы применения

Первые самоходные баржи появились еще в глубокой древности. Их использовали для перевозки грузов по рекам, озерам и прибрежным морским районам. В качестве движителя служил парус, а двигателем - ветер. Такая конструкция значительно ограничивала возможности самоходных барж.

Настоящий прорыв произошел в XIX веке с изобретением парового двигателя. Благодаря мощной и не зависящей от погоды силовой установке речные и морские баржи получили новые возможности. Увеличилась их грузоподъемность и радиус действия.

Применение в XX веке двигателей внутреннего сгорания, а затем и ядерных энергоустановок позволило создать огромные морские самоходные баржи. Современные технологии делают их все более совершенными.

По району плавания самоходные баржи делятся на:

  • Речные
  • Рейдовые
  • Морские

Речные самоходные баржи

Речные самоходные баржи предназначены для перевозки грузов по рекам и озерам. Их осадка невелика, что позволяет ходить даже по мелководью.

Речная самоходная баржа - незаменимое транспортное средство в труднодоступной местности, где отсутствуют дороги.

Конструкция речных барж рассчитана на полноценное плавание в пресной воде и не предусматривает хождения в море.

Капитан баржи в рубке

Рейдовые самоходные баржи

Рейдовые баржи могут осуществлять перевозки в пределах морских портов, гаваней и на подходах к ним. Их корпус более прочный по сравнению с речными баржами.

Волнение до 2 баллов не представляет опасности для рейдовых барж. Но их хождение в открытом море сопряжено с риском.

Морские самоходные баржи

Морские самоходные баржи способны совершать переходы в открытом океане. Их корпус имеет обтекаемую форму и рассчитан на волнение до 4-6 баллов.

Наиболее крупные морские баржи используются для транспортировки нефти и сжиженного газа.

По типу перевозимых грузов самоходные баржи делятся на:

  1. Сухогрузные
  2. Наливные
  3. Грунтоотвозные
Баржа в порту на закате

Сухогрузные самоходные баржи

Сухогрузные баржи предназначены для перевозки штучных грузов, упакованных в ящики, мешки и т.п. Их грузовые трюмы могут быть открытыми и закрытыми.

Большая часть речных самоходных барж относится к сухогрузному типу. Они перевозят стройматериалы, продовольствие, технику.

Наливные самоходные баржи

Наливные баржи используются для транспортировки жидких грузов - нефтепродуктов, химикатов, пищевых жидкостей. Их танки изготавливаются из нержавеющей стали или специальных полимеров.

Крупнейшие морские наливные баржи - супертанкеры - перевозят до 500 000 тонн нефти в одном рейсе.

Грунтоотвозные самоходные баржи

Такие баржи предназначены для перевозки грунта, полученного при дноуглубительных работах в портах и на подходах к ним.

Грунтоотвозные баржи оборудуются специальными грейферами для загрузки грунта в трюм и его выгрузки.

Рассмотрим основные конструктивные элементы современной самоходной баржи.

Корпус

Корпус имеет упрощенные обводы с полукатамаранной кормой. Изготавливается из стали методом сварки. Имеет поперечную систему набора.

Двигательная установка

Размещается в кормовой части. Как правило, используются два быстроходных дизельных двигателя с реверс-редукторами.

Рулевое устройство состоит из двух балансирных рулей с ручным гидроприводом. Управление осуществляется штурвальной колонкой.

Швартовное устройство включает кнехты, утки и клюзы для закрепления швартовных тросов при стоянке у причала.

Якорное устройство состоит из одного или двух якорей с якорной цепью. Установлен электрический якорный шпиль.

Для буксировки других судов и барж используют буксирное устройство. Оно включает буксирный трос, битенги и рымы.

Спасательное устройство: спасательные круги, жилеты и шлюпки для эвакуации экипажа в экстренных случаях.

Осушительные средства

Насосы и цистерны для откачки забортной воды из трюмов.

Противопожарные средства

Пожарные насосы, огнетушители и система пенотушения машинного отделения.

Самоходная баржа проекта 20150К «Славянка» - основные характеристики и особенности

«Славянка» - современная российская речная самоходная баржа. Имеет следующие характеристики:

  • Водоизмещение: около 48 тонн
  • Длина: 13,6 м
  • Ширина: 4,2 м
  • Осадка: 0,75 м
  • Скорость: до 10 узлов
  • Дальность плавания: 300 миль
  • Экипаж: 2 человека
  • Грузоподъемность: до 4 тонн

Особенности:

  • Носовая аппарель для высадки техники на берег
  • Модульная конструкция силовой установки
  • Современная навигационная система
  • Комфортные условия для экипажа

Баржа «Славянка» надежна, маневренна и удобна в управлении. Она находит широкое применение на реках России.

Баржа "Славянка"

Самоходная баржа Т-36 - история создания, технические характеристики, области применения

Основные характеристики Т-36:

  • Водоизмещение: 550 тонн
  • Длина: 49 м
  • Ширина: 10,7 м
  • Осадка: 1,75 м
  • Скорость: 10 узлов
  • Дальность плавания: 2500 миль
  • Экипаж: 14 человек
  • Грузоподъемность: 450 тонн

Баржа T-36 использовалась как в речном, так и в морском варианте. Она перевозила различные грузы по Енисею, Оби, а также в Белом, Баренцевом и Карском морях.

В настоящее время баржа Т-36 снята с эксплуатации ввиду устаревания.

Использование самоходных барж в военных целях

Благодаря своей маневренности и возможности подходить вплотную к берегу, самоходные баржи активно использовались в военных целях.

Примеры применения в военных конфликтах

Во Второй мировой войне самоходные десантные баржи помогали высаживать войска на необорудованном побережье. Они широко применялись в ходе высадки в Нормандии.

В войне во Вьетнаме американские войска использовали речные самоходные баржи для передвижения по дельте Меконга.

Особенности военных самоходных барж

Для военных целей самоходные баржи обычно оборудуются дополнительной бронезащитой. На них могут устанавливаться пулеметы и другое вооружение.

Часто военные баржи имеют нестандартную окраску и маскировочные сети для скрытности.

Самоходные десантные баржи

Самоходные десантные баржи (СДБ) специально предназначены для перевозки и высадки морского десанта. Они имеют усиленный корпус, развитое бронирование и оружие.

Самые известные СДБ - американские LCM и советские проектов 306 и 306М. На их борту может разместиться до 140 десантников.

Современные технологии строительства

При строительстве российских барж широко используются:

  • Сварка корпуса в среде инертных газов
  • Лазерная резка металла
  • Гибридные и электрические силовые установки
  • Системы автоматизации и управления

Перспективы развития отрасли

В ближайшем будущем ожидается:

  • Увеличение производства для нужд Минобороны РФ
  • Расширение экспорта, в том числе в страны Азии и Африки
  • Переход на преимущественное использование отечественных комплектующих

Подготовка к запуску и обкатка

Перед началом эксплуатации необходимо провести тщательный осмотр всех систем и механизмов баржи. Особое внимание уделить герметичности корпуса.

Обязательна обкатка в безопасном районе для проверки работы двигателей, рулевого управления и навигационного оборудования.

Требования к экипажу и их обучение

Экипаж должен иметь соответствующую квалификацию и допуски к работе. Необходимо регулярное обучение и тренировки.

Особое внимание уделить подготовке к действиям в нештатных и аварийных ситуациях.

Особенности управления и маневрирования

Самоходные баржи отличаются своеобразием в управлении из-за большой осадки и инерционности.

При маневрировании в узкостях нужно учитывать значительный диаметр циркуляции.

Техническое обслуживание и ремонт

Необходимо строгое соблюдение графика техобслуживания и замены расходных материалов.

Внеплановый ремонт желательно проводить на береговой базе с применением стапеля.

Правила безопасности при эксплуатации

Экипаж обязан строго соблюдать все правила техники безопасности при работе на барже.

Особую осторожность проявлять при заходе в порт, швартовке и в узкостях.

Преимущества и недостатки самоходных барж

К преимуществам самоходных барж можно отнести:

  • Высокая грузоподъемность
  • Возможность подхода к необорудованному берегу
  • Относительная дешевизна
  • Простота и надежность конструкции
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.