Главные размерения судна: строение и виды судов, обмер коэффициентов полноты, их соотношение и характеристики

Главные размерения судна - это его основные линейные характеристики, такие как длина, ширина, осадка и высота борта. Они определяют возможности судна при эксплуатации и являются критичными параметрами при проектировании.

Понятие главных размерений судна

Главные размерения судна - это его основные линейные размеры, которые характеризуют геометрию корпуса судна и имеют большое значение при проектировании, постройке и эксплуатации судна.

К главным размерениям судна относят:

  • Длину судна
  • Ширину судна
  • Высоту борта
  • Осадку судна

Эти параметры позволяют оценить основные характеристики судна - его вместимость, остойчивость, мореходные качества, а также возможность прохода по каналам, шлюзам и под мостами.

Знание главных размерений необходимо при эксплуатации судна для контроля осадки и высоты надводного борта в зависимости от загрузки. На стадии проектирования главные размерения рассчитываются исходя из требований к судну.

Виды главных размерений судна

Главные размерения судна принято подразделять на несколько видов:

  1. Конструктивные размерения
  2. Расчетные размерения
  3. Наибольшие размерения
  4. Габаритные размерения

Рассмотрим их более подробно.

Конструктивные размерения судна

Конструктивные размерения - это размеры, которые используются при проектировании и постройке судна.

К ним относят:

  • Длину по конструктивной ватерлинии LKB - измеряется по ватерлинии, заданной в техническом проекте
  • Ширину по конструктивной ватерлинии B - измеряется на миделе (в середине длины)
  • Высоту борта H - измеряется на миделе до верхней палубы
  • Осадку по конструктивной ватерлинии T
Грузовое судно на закате

Расчетные размерения судна

Расчетные размерения используются при определении характеристик судна, влияющих на его мореходность, остойчивость, прочность.

К ним относят:

  • Длину между перпендикулярами Lпп
  • Ширину по расчетной ватерлинии Bp
  • Осадку по расчетной ватерлинии Tp

Расчетная ватерлиния определяется из условий обеспечения необходимых характеристик судна.

Наибольшие размерения судна

Наибольшие размерения определяют габариты судна без учета выступающих частей:

  • Наибольшая длина LХБ
  • Наибольшая ширина BХБ
Замер детали судна

Габаритные размерения судна

Главные размерения судов включают выступающие части и характеризуют судно полностью:

  • Габаритная длина LГБ
  • Габаритная ширина BГБ
  • Габаритная осадка TГБ

Габаритные размеры определяют возможность прохода судна в шлюзах, каналах, под мостами.

Вид размерения Длина Ширина Осадка
Конструктивное LKB B T
Расчетное Lпп Bp Tp
Наибольшее LХБ BХБ -
Габаритное LГБ BГБ TГБ

Таким образом, главные размерения судна имеют несколько видов в зависимости от целей их определения и стадии проектирования или эксплуатации судна.

Строение корпуса судна

Чтобы правильно измерить главные размерения судна, нужно понимать особенности строения его корпуса.

Теоретический чертеж корпуса судна строится в трех основных плоскостях:

  • Диаметральной (продольной)
  • Горизонтальной (основной)
  • Плоскости мидель-шпангоута (поперечной)

Диаметральная плоскость делит корпус судна на левую и правую симметричные части. В ней измеряется теоретическая длина судна.

Горизонтальная плоскость проходит через киль и определяет расчетную осадку судна. Плоскость мидель-шпангоута перпендикулярна диаметральной плоскости и проходит через середину длины судна. В ней измеряются ширина и высота борта.

При этом ширина измеряется как расстояние между бортами, а высота борта - от основной линии до верхней палубы. Для разных типов корпуса судна (однокорпусные, многокорпусные, с транцевой кормой и др.) могут применяться особые правила измерения главных размерений.

Например, для судна с транцевой кормой длина может измеряться до точки пересечения оси транца с диаметральной плоскостью. Таким образом, при обмере главных размерений судна нужно учитывать особенности его конструкции для получения корректных данных.

Коэффициенты полноты корпуса судна

Для оценки формы корпуса судна используются коэффициенты полноты. Они показывают, насколько полными являются обводы корпуса.

Различают несколько видов коэффициентов полноты:

  • Коэффициент полноты водоизмещения δ
  • Коэффициент полноты мидель-шпангоута См
  • Коэффициент полноты обводов Cb

Эти коэффициенты рассчитываются по специальным формулам через главные размерения судна.

Влияние коэффициентов полноты на характеристики судна

Коэффициенты полноты влияют на основные характеристики судна:

  • Полнота обводов влияет на сопротивление движению судна
  • Полнота водоизмещения влияет на остойчивость
  • Полнота миделя определяет вместимость судна

Поэтому при проектировании корпуса судна уделяется большое внимание обеспечению необходимых значений коэффициентов полноты.

Соотношение главных размерений судна

Главные размерения судна их соотношения между собой также оказывают значительное влияние на важнейшие характеристики судна.

  • Соотношение длины и ширины L/B. Отношение длины к ширине судна L/B влияет на его остойчивость и ходкость. С увеличением L/B остойчивость судна снижается, а ходкость возрастает. Поэтому подбор оптимального соотношения L/B - одна из основных задач при проектировании судна.
  • Соотношение осадки и ширины B/T. Увеличение отношения B/T приводит к росту остойчивости, но снижает способность судна сохранять скорость на волнении.
  • Соотношение высоты борта и осадки H/T. Большее значение соотношения H/T положительно влияет на остойчивость, но увеличивает парусность судна.

Практический обмер главных размерений

На практике обмер главных размерений судна производится с помощью измерительных инструментов:

  • Рулетки
  • Линейки
  • Штангенциркуля

Особенности есть при обмере на плаву и на берегу. Нужно учитывать погрешности измерений.

Зависимые от главных размерений характеристики судна

Главные размерения влияют на многие важные характеристики судна:

  • Остойчивость и непотопляемость
  • Мореходность и ходкость
  • Вместимость и грузоподъемность

Их нужно учитывать при выборе оптимальных главных размерений судна.

Рекомендации по выбору главных размерений судна

При проектировании нового судна важно правильно выбрать его главные размерения. Для этого можно дать следующие рекомендации:

  • Анализировать условия и задачи предстоящей эксплуатации судна
  • Ориентироваться на типичные соотношения размерений для данного типа судов
  • Моделировать и оптимизировать параметры в специальных программах
  • Учитывать ограничения (габариты шлюзов, каналов, нагрузки на слип)

Конкретные значения главных размерений зависят от множества факторов. Но их оптимальный выбор критически важен для создания удачного судна.

Ориентиры для выбора

  • Соотношение длины и ширины. Отношение L/B желательно выбирать с учетом скорости и типа движителя. Для винтового судна L/B = 3-5, для гребного или парусного L/B может достигать 6-7.
  • Соотношение осадки и ширины. Для обеспечения хорошей остойчивости отношение B/T должно быть не менее 3. Но чем меньше B/T, тем лучше ходовые качества судна.
  • Высота борта. Высота борта H определяет запас плавучести и остойчивости. Но излишне большая H увеличивает массу и снижает мореходность.

Пример выбора главных размерений для катера

Рассмотрим задачу проектирования катера для реки длиной около 8 метров. Требуется обеспечить хорошую маневренность и остойчивость. Примерные размерения:

  • L = 8 м
  • B = 2,5 м (L/B = 3,2)
  • H = 1 м (B/H = 2,5)
  • T = 0,5 м (B/T = 5)

Данные пропорции главных размерений обеспечат катеру нужные характеристики.

Выводы

Грамотный выбор главных размерений - ключ к созданию удачного судна. Нужно найти оптимальный баланс между остойчивостью, ходовыми качествами, вместимостью и другими характеристиками. Универсальных рецептов нет, но есть общие закономерности и проверенные на практике решения. Их знание поможет спроектировать судно, максимально соответствующее поставленным задачам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.