Стерео - это звучание в объеме

Стереозвук - это не просто модное слово, а целый мир объемного звучания, который открывает перед слушателем новые грани восприятия. Погрузитесь в историю создания стерео и узнайте, как оно работает.

Портрет Алана Блюмлейна за работой над стереооборудованием

Зарождение стерео (1881-1930 гг.)

В 1881 году во время проведения электротехнической выставки в Париже инженер Клеман Адер впервые продемонстрировал стереоэффект. На сцене Оперы он установил два микрофона, а звук по проводам передавал в наушники посетителей выставки. Так появился первый прототип бинурального прослушивания.

Практически это был первый прообраз стереофонии.

Вскоре во Франции и Великобритании стали предоставлять платную услугу прослушивания спектаклей через специальные телефонные аппараты "Театрофон". Однако сигнал передавался уже в моно режиме из-за сложности прокладки отдельных линий.

Завод по производству стереопластинок

Основные вехи стерео до 1930 года:

  • 1881 г. - демонстрация стереоэффекта К.Адером в Париже
  • 1890 г. - начало выпуска стереотелефонов во Франции
  • 1895 г. - стереотелефоны в Великобритании
  • 1930 г. - опыты А.Блюмлейна по стерео-записи

Британский инженер Алан Блюмлейн внес огромный вклад в развитие стерео-технологий. В 1931-1935 годах он проводил первые эксперименты по стереофонической кино- и звукозаписи. Алан разработал оптимальный тип стерео-микрофонов, который назван его именем и используется до сих пор.

Развитие технологий стерео-записи (1930-1950 гг.)

Алан Блюмлейн предложил революционный способ записи стерео на грампластинки, когда два канала размещаются под углами +45 и -45 градусов на стенках одной канавки. Этот метод стал мировым стандартом. В 1932 году была осуществлена первая стереофоническая запись концерта на грампластинку с использованием двух микрофонов.

В 1933 году компания EMI выпустила первую в истории стереопластинку. А в 1940-м для мультфильма "Фантазия" была создана уникальная трехканальная фонограмма по технологии "Фантасаунд". К сожалению, эта инновационная система не получила дальнейшего развития.

Повсеместное распространение (1950-1970 гг.)

В 1950-е годы начался выпуск стереофонических проигрывателей и усилителей. В 1954 году студия RCA Victor осуществила первую многоканальную стерео-запись симфонического оркестра. А с 1958 года стартовало массовое производство стереопластинок на специальном оборудовании Westrex.

Стереоэффект обеспечивается за счет разницы амплитуд и фаз между каналами. Это создает иллюзию объемного звучания для нашего слуха. Оптимальный диапазон частот для стерео - от 300 Гц до 5 кГц.

В СССР первые стерео-проигрыватели появились в 1957 году. А в 1961-м началось производство отечественных стереомагнитофонов "Яуза-10".

Принципы работы стерео

Чтобы разобраться в природе стереозвучания, нужно понимать механизмы определения направления звука нашим слухом. Ключевую роль играет разница во времени прихода звуковых волн к правому и левому уху, а также интенсивность отраженных сигналов.

В диапазоне 300 Гц - 5 кГц эта разница позволяет мозгу точно локализовать источник звука в пространстве. Поэтому стереоэффекты создаются именно в этом частотном спектре как при записи, так и на этапе сведения.

Для усиления объемного звучания часто используют псевдо-стерео - когда монофонический сигнал искусственно разделяется на 2 канала. Это позволяет получить стереоэффект даже из старых записей.

Стерео - это пространственное звучание

За полвека технологии стереофонической записи прошли путь от первых опытов до массового распространения. Стереозвук стал неотъемлемой частью музыкальной индустрии и домашнего аудио.

Несмотря на появление новых форматов вроде квадрофонии, классическая стереофония по-прежнему является базовым способом передачи объемного звука. Стереоэффект основан на обмане слухового восприятия за счет разницы сигналов между каналами.

В будущем появятся еще более совершенные технологии записи и воспроизведения пространственного звука. Но принцип, заложенный изобретателями стереофонии, сохранится еще долгие годы.

Развитие технологий стерео-записи (1930-1950 гг.)

Алан Блюмлейн внес огромный вклад в создание системы стерео-записи на грампластинки. Его метод наклона канавок под углом +45/-45 градусов стал отраслевым стандартом. Однако в 1930-е годы еще не существовало массового рынка проигрывателей для воспроизведения стерео.

Первые стерео-записи осуществлялись с помощью двух отдельных микрофонов на общий восковой диск. Такая технология позволяла записывать концерты, оперы и другие мероприятия в стерео-формате.

12 марта 1932 года была сделана исторически первая сохранившаяся стерео-запись концерта в Филадельфии.

Однако широкое распространение стерео сдерживалось отсутствием носителей и воспроизводящей аппаратуры для конечного слушателя. Лишь в 1958 году появилось оборудование для массового производства стереопластинок.

Основные вехи развития стерео-технологий в 1930-1950 гг:

  1. 1932 г. - первая сохранившаяся стерео-запись
  2. 1933 г. - выпуск первой стереопластинки
  3. 1940 г. - 3-канальный звук к мультфильму "Фантазия"
  4. 1958 г. - начало массового производства стереопластинок

Золотой век стерео (1960-1980 гг.)

1960-е годы стали "золотым веком" для стерео-индустрии. Производство стерео-техники и записей стремительно набирало обороты. Появилось множество стерео-проигрывателей, усилителей, процессоров эффектов.

Одновременно развивались и сами технологии стерео-записи. Инженеры экспериментировали с расстановкой микрофонов, настройками микшеров и эквалайзеров для достижения максимального эффекта.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.