С точки зрения поиска работы настали непростые времена: люди теряют свои рабочие места, у молодых специалистов возникают сложности с трудоустройством без опыта, вакансий становится все меньше, а соискателей – больше. Поэтому очень важно знать, как правильно составить свое резюме, как его подать наиболее выигрышным образом, чтобы получить работу мечты.
Готовый образец резюме, которое будет «продавать» именно вас, не получится найти в Интернете. Поиск работы и изучение правил оформления основных документов – это большой труд, потому придется уяснить все нюансы, чтобы создать о себе хорошее впечатление у работодателя. Культура сопроводительной документации и понимание ее функций очень помогает в поиске нового места или при смене сферы деятельности на более интересную и перспективную.
Как использовать шаблоны
Образец резюме для устройства на работу, даже если он хорошо сделан, может лишь подсказать примерный порядок оформления, но полностью переписывать с него всю информацию не следует. Если вы хотите найти действительно подходящие вам предложения и заинтересовать работодателя, внимательно изучите, как правильно выстраивать структуру этого документа. Создание качественного продающего резюме, образец которого сложно найти где-либо в готовом виде, начинается с понимания того, какие параметры должны в него входить.
Структура успешного резюме
У любого резюме есть три основных критерия успешности:
- Краткость. Оно не должно занимать более полутора страниц. Слишком объемный документ будет отражать не богатый профессиональный опыт, а неумение выделять главное из своих навыков и определять свою ценность именно для этой компании.
- Структурность. Резюме должно состоять из понятных, выделенных блоков. В начале вы пишете свои Ф. И. О. и контакты, образование и то, на какую именно позицию вы претендуете. Тело резюме составляет описание опыта, который вы получили на предыдущих местах. В конце вы размещаете зарплатные ожидания, а также дополнительные навыки и образование, в том числе электронные сертификаты и курсы, которые вы проходили онлайн. На дополнительное образование руководители обращают внимание, поэтому оно является важным пунктом в вашем резюме и может повысить вашу ценность как специалиста. Если ваше хобби может пригодиться этой компании или помочь влиться в коллектив – не забудьте упомянуть и о нем. Также в резюме должны быть референсы, то есть рекомендации с нескольких мест работы от начальников, партнеров или сотрудников.
- Правильное описание опыта работы (исходя из достижений, а не должностных обязанностей). Располагаться они должны, начиная с последнего места трудоустройства. Тогда HR-менеджеру будет удобнее быстро просмотреть документ и понять, насколько вы подходите для этой должности.
Последний пункт – самый важный и является решающим при выборе кандидата.
Основные ошибки при составлении резюме
Образец резюме для устройства на какую-либо должность может выглядеть очень красиво, но оказаться сделанным абсолютно неправильно. Наиболее частая ошибка, о которой уже было сказано, – это описание опыта работы, исходя из должностных обязанностей, а не достижений. Работодателю важно понимать, что каждый конкретный соискатель сделал на своем предыдущем месте, а не то, чем он там занимался.
В этой части резюме вы указываете свою должность, время работы на предыдущем месте (лучше сделать это с указанием месяцев). Обязательно назовите и количество подчиненных, если они были, прямых и косвенных.
Ложь в резюме
В резюме нельзя давать ложную информацию. Важно понимать, что все данные будут проверяться, и ложь станет очевидна работодателю. Это плохо отразится на вас не только из-за того, что вас не возьмут на работу в то место, куда вы отправили такое резюме. Если вас поймают на лжи, то автоматически попадете в так называемый черный список соискателей этой фирмы. Другие HR-менеджеры тоже не увидят вашей кандидатуры среди соискателей, так как такая информация распространяется очень быстро среди кадровых специалистов.
Как описать достижения
В условиях уменьшения вакансий и возрастания спроса на рабочие места требования к профессионалу постоянно возрастают. Поэтому просто опыт на какой-то должности уже не имеет решающего значения. Самое важное при создании образца резюме на работу – зафиксировать именно ее результаты, а не процесс, и желательно в измеримых показателях. Например, «отвечал за проект», «руководил 10 сотрудниками», «10 раз выполнял план продаж», «обучил 5 стажеров», «увеличил выручку в 3 раза», «провел 50 встреч». Если вы переведете весь опыт работы в достижения, выраженные в измеримых показателях, это выделит вас среди других кандидатов, а ваша ценность на рынке труда значительно повысится.
Это простой пункт, но так делает очень мало соискателей, потому умение преподнести себя очень ценится HR-менеджером. Именно поэтому образец и бланк резюме не дадут должного результата, если только переписать с них структуру. Документ должен показать, что изменилось в компании с вашим приходом и каких результатов вы достигли.
Оформление референсов
Отзывы о вас с предыдущего места работы – очень важный пункт, если вы заполняете бланк резюме на работу, образец структуры которого был описан выше. Но перед тем как давать контакты, нужно обязательно получить на это согласие самого человека. Контактом может быть номер телефона или адрес электронной почты, но его не желательно размещать в открытом доступе, если ваше резюме находится на открытых ресурсах по поиску работы.
Указав имена и должности, вы можете написать, что за дополнительной информацией можно обратиться к вам лично. Это поможет оградить ваших партнеров от рассылки спама и обращений не по адресу. Избегайте привлечения для этого пункта родственников. В пункте с рекомендациями укажите Ф. И. О. начальника или партнера, его текущую должность и формат ваших отношений. Если вы не знаете, чем он занимается в настоящее время, напишите ту должность, которую он занимал, когда вы работали вместе. Далее уточните, почему обратиться нужно именно к нему, например описав проект, который делали вместе.
Как добавить портфолио
Образец резюме на работу в Word обычно не содержит такой важный пункт, как портфолио. Но у многих профессий оно должно быть обязательно. Портфолио показывает, чем вы действительно занимались на своей должности, оно подтверждает ваши навыки и умения. Оно может оформляться различными способами: в виде презентации или как работы, выложенные на сайт в Интернете, но оно должно быть небольшого размера и структурным, как и резюме.
На 2-3 листах вы должны разместить свои лучшие проекты, которыми гордитесь и о которых можете рассказать работодателю. Образец резюме в Word не позволяет вставить картинки и дополнить этим пунктом ваш опыт, но бывает достаточно и ссылки на сайт. Сюда же нужно добавить ссылки на профессиональные сообщества, где у вас есть личный профиль. Тогда работодатель сможет ознакомиться с вашими проектами и оценить уровень компетентности. В любом случае кадровик будет искать о вас информацию и не всегда находить самое лучшее. Поэтому нужно позаботиться заранее о достойном портфолио и сэкономить время работодателя на исследование открытых источников.
Где размещать резюме
Улучшить свои шансы при поиске нового места работы поможет не только образец резюме с правильной структурой, но и удачное его размещение на различных ресурсах. Вы не должны считать, что поиск работы – это что-то стыдное. Поэтому не стесняйтесь рассказывать всем о том, что ищете вакантную должность. Это не значит, что вы не профессиональны. Размещайте свое резюме на всех рекрутинговых ресурсах, в профессиональных рекрутинговых и в обычных социальных сетях. Так как количество претендентов на вакансии постоянно возрастает, некоторые компании не публикуют их в открытом доступе, а просто просматривают резюме кандидатов, так как не успевают просматривать все заявки.
Сообщите своим родственниками, друзьям и бывшим сослуживцам, что находитесь в поиске работы – возможно, эти связи и рекомендации помогут вам отыскать нужную вакансию. Определившись со своими желаниями, начните рассылать резюме в те компании, которые вас интересуют. Найти нужный адрес можно на сайте потенциального работодателя. Возможно, даже если вы не получите ответ сейчас, в будущем HR компании будет иметь вас в виду и обратится к вашему резюме в первую очередь.
Образец для резюме часто бывает на сайте фирмы, в разделе «Вакансии». Подписывайтесь на группы в социальных сетях, где размещаются объявления о работе, и занимайтесь их постоянным мониторингом. При отклике на вакансию не забывайте писать сопроводительные письма – они будут характеризовать вас еще до того, как менеджер по персоналу ознакомится с вашим резюме.
Как обозначить зарплатные ожидания
На этапе написания резюме очень важно правильно определить собственную ценность. Жестко назначенной зарплаты обычно нет, и многое зависит от того, как пройдет собеседование. Чаще всего вы не знаете точной зарплаты, а в вакансии она обозначается как договорная.
Сейчас специалиста выбирают не более профессионального, а более дешевого. Узнать же, какие ценовые ожидания будут адекватны, можно, просмотрев резюме соискателей с опытом, аналогичным вашему. Так вы узнаете, на какую в среднем зарплату ориентируются специалисты вашей квалификации. Не аргументируйте свои ожидания по зарплате кредитами и долгами. Доказать, что вы стоите этих денег, можно только собственной ценностью. Пользуясь этими знаниями, вы сможете составить правильное продающее резюме, которое поможет вам найти работу быстрее и легче.