Моторедуктор печки - важнейший элемент системы климат-контроля в автомобиле ВАЗ-2110. От его работоспособности зависит комфорт в салоне. К сожалению, это одна из самых ненадежных деталей "десятки". В статье мы разберемся с причинами поломок моторедуктора, способами диагностики и ремонта на старых и новых моделях.
Конструкция и назначение моторедуктора печки ВАЗ-2110
Моторедуктор печки ВАЗ-2110, или сервопривод заслонки отопителя - это устройство, которое служит для автоматизированного управления положением заслонки воздушного тракта отопителя.
Заслонка регулирует количество и температуру воздуха, поступающего в салон из дефлекторов панели приборов. Таким образом осуществляется управление микроклиматом в автомобиле.
Конструктивно моторедуктор состоит из следующих элементов:
- Корпус из пластика или металла
- Электродвигатель постоянного тока с напряжением 12В
- Редуктор на основе зубчатых пластиковых шестерен
- Выходной вал или тяга для соединения с приводом заслонки
При подаче электропитания электродвигатель вращает шестерни редуктора, которые снижают частоту вращения и увеличивают крутящий момент на выходном валу. За счет этого осуществляется поворот заслонки отопителя в нужное положение.
Существует два варианта конструкции моторедуктора печки ВАЗ-2110:
- Металлический корпус, тяга для соединения с заслонкой - старый образец
- Пластиковый корпус, хвостовик вала - новый образец
Управление моторедуктором осуществляется блоком климат-контроля, который находится на торпеде. Он подает и меняет полярность напряжения на обмотки двигателя в зависимости от положения регулятора температуры.
Расположен моторедуктор слева по ходу автомобиля в моторном отсеке, крепится тремя винтами к корпусу отопителя.
Основные неисправности моторедуктора
Моторедуктор печки ВАЗ-2110, к сожалению, относится к числу ненадежных узлов автомобиля. Со временем в его работе могут возникнуть различные неполадки.
Основные типичные неисправности:
- Обрыв электропроводки или окисление контактов
- Поломка электроники блока управления
- Перегорание обмоток электродвигателя
- Механические повреждения - заклинивание шестерен, поломка пластика
Причины выхода из строя могут быть различными:
- Естественный износ деталей со временем
- Попадание влаги в корпус из-за нарушения герметичности
- Загрязнение и заедание подвижных частей
- Перекос корпуса после аварии
- Некачественные детали или сборка
Признаки типичных неисправностей:
- Отсутствие реакции заслонки на переключатель режимов
- Работа только на крайних режимах холод/горячо
- Посторонние звуки при переключении режимов
- Заклинивание валов и шестерен
- Перегорание обмоток двигателя
Чтобы точно определить неисправность, необходимо провести диагностику моторедуктора.
Диагностика моторедуктора печки
Диагностировать неполадки в работе моторедуктора печки ВАЗ-2110 можно несколькими способами:
-
Визуальный осмотр и проверка на слух:
- Проверить целостность корпуса, нет ли трещин Послушать работу моторедуктора на разных режимах Понаблюдать за перемещением заслонки через центральный дефлектор
-
Проверка электрических цепей:
- Измерить сопротивление обмоток двигателя Проверить контакты в разъемах Убедиться в подаче питания при переключении режимов
-
Непосредственная проверка моторедуктора:
- Отсоединить от блока управления и подать питание напрямую Проверить вращение вала при смене полярности Осмотреть шестерни редуктора на наличие повреждений
Такая комплексная диагностика поможет определить точную причину неисправности и способ ее устранения.
Снятие моторедуктора
Если диагностика показала необходимость ремонта или полной замены моторедуктора печки ВАЗ-2110, то его нужно демонтировать.
Для снятия моторедуктора потребуются следующие инструменты:
- Набор ключей рожковых и торцовых
- Отвертка крестовая
- Отвертка плоская
- Фонарик
Последовательность демонтажа:
- Снять дворники, открутив крепежные гайки ключом на 14
- Демонтировать верхнюю пластиковую защиту моторного отсека (жабо), открутив саморезы
- Снять шумоизоляцию моторного щита, открутив крепежные винты
- Отсоединить трапецию дворников от кузова, открутив две гайки
- Отсоединить разъемы питания и датчика от моторедуктора
- Выкрутить три винта крепления моторедуктора к корпусу печки
- Извлечь моторедуктор из моторного отсека
После этого можно приступать к диагностике и ремонту моторедуктора.
Ремонт моторедуктора печки ВАЗ-2110
Если неисправность в электрической части, то заменить придется весь узел целиком. Но иногда можно отремонтировать механические повреждения.
Варианты ремонта:
- Замена электродвигателя (редко удается найти подходящий)
- Ремонт зубчатых шестерен и валов
- Замена пластиковых деталей редуктора
- Устранение люфтов в подшипниках
При сборке нужно тщательно очистить и смазать все детали, проверить легкость вращения валов. Обязательно проверить отремонтированный узел на работоспособность перед установкой на автомобиль.
Замена моторедуктора печки
Если ремонт невозможен, придется устанавливать новый моторедуктор печки ВАЗ-2110.
Рекомендации по замене:
- Лучше приобретать новый, а не б/у моторедуктор
- Обязательно проверить работоспособность нового моторедуктора перед установкой
- Соблюдать осторожность при подключении разъемов
- Проверить работу заслонки отопителя после замены
В остальном процесс установки нового моторедуктора аналогичен снятию - в обратном порядке.
При правильной замене и эксплуатации новый моторедуктор прослужит долгие годы без поломок.
Рекомендации по эксплуатации моторедуктора
Чтобы продлить срок службы моторедуктора печки ВАЗ-2110, рекомендуется придерживаться следующих правил эксплуатации:
- Следить за техническим состоянием уплотнений и электропроводки
- Не мыть моторный отсек струей воды под давлением
- Периодически проверять крепление моторедуктора
- Своевременно устранять небольшие неисправности
- Использовать качественные аналоги при замене деталей
При появлении первых признаков неисправности, таких как шум, вибрация, стоит сразу провести диагностику.
Выбор качественного моторедуктора
При покупке нового моторедуктора в качестве замены нужно обращать внимание на следующие моменты:
- Упаковка должна быть заводской, не повреждена
- На корпусе присутствуют логотип и наименование производителя
- В комплекте есть инструкция на русском языке
- Цена соответствует качеству, не слишком низкая
Стоит приобретать моторедуктор только у проверенных поставщиков, имеющих положительную репутацию.
Поиск и устранение неисправностей
Если моторедуктор функционирует некорректно, стоит провести поиск неисправностей:
- Проверить целостность разъемов и контактов
- Измерить сопротивление обмоток двигателя
- Осмотреть редуктор на наличие посторонних предметов
- Проконтролировать вращение валов на всех режимах
При обнаружении неисправностей:
- Устранить обрывы и замыкания в электропроводке
- Очистить и смазать подвижные детали редуктора
- Отремонтировать или заменить сломанные механизмы
Профилактика и регулярное обслуживание
Для предотвращения проблем рекомендуется регулярно проводить профилактику:
- Проверять крепления моторедуктора 1 раз в год
- Очищать электроконтакты от окислов
- Менять смазку в редукторе каждые 60 000 км
- Проверять состояние резиновых уплотнителей
Своевременное техобслуживание позволит продлить срок службы моторедуктора и избежать дорогостоящего ремонта.
Вопросы и ответы по моторедуктору
- Можно ли самостоятельно разобрать и собрать моторедуктор?
Моторедукторы нового образца вполне можно аккуратно разобрать для осмотра внутренних деталей и сборки. У старых моделей конструкция не предназначена для разборки.
- Где найти подходящий электродвигатель для замены в случае перегорания?
К сожалению, при перегорании обмоток придется менять весь узел целиком, т.к. подобрать отдельный двигатель крайне сложно.
- Можно ли починить сломанный пластиковый корпус моторедуктора?
Пластиковый корпус восстановлению не подлежит. Потребуется замена всего узла моторедуктора.