Замена распредвала на ВАЗ-2107: полезные советы и рекомендации

Распределительный вал (распредвал) - один из важнейших компонентов двигателя автомобиля ВАЗ-2107. От его состояния напрямую зависит работа мотора. В этой статье мы подробно рассмотрим все нюансы замены распредвала на "семерке" - от определения неисправности до установки нового вала. Узнаете причины поломки распредвала, какие инструменты потребуются, пошаговую инструкцию демонтажа-монтажа и советы по выбору качественных запчастей.

Назначение и принцип работы распредвала

Распределительный вал (распредвал) - один из важнейших элементов газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя ВАЗ-2107. Его основное назначение - своевременно открывать и закрывать впускные и выпускные клапана для обеспечения поступления топливно-воздушной смеси в цилиндры и выпуска отработавших газов.

Распредвал представляет собой стальной вал цилиндрической формы с расположенными на нем кулачками и опорными шейками. В процессе работы двигателя распредвал приводится во вращение от коленчатого вала при помощи цепи или ремня. При этом скорость вращения распредвала в 2 раза меньше скорости коленвала, так как шестерни имеют разный диаметр зубчатого зацепления.

Полный рабочий цикл двигателя занимает 2 оборота коленвала. За это время распредвал успевает сделать лишь 1 оборот. Во время вращения кулачки воздействуют на рычаги толкателей, которые, в свою очередь, открывают и закрывают впускные и выпускные клапана в необходимой последовательности.

Работа распределительного вала ВАЗ-2107 определяется тремя основными параметрами:

  • Количество кулачков (8 шт.)
  • Ширина фаз газораспределения (232°)
  • Максимальный подъем клапана (9,5 мм)

Основные неисправности распредвала

Распределительный вал в процессе эксплуатации подвергается значительным механическим и термическим нагрузкам. Поэтому он не может служить вечно и рано или поздно выходит из строя.

К основным неисправностям распредвала ВАЗ-2107 относятся:

  1. Повышенный износ опорных шеек и кулачков
  2. Деформация вала
  3. Поломка распредвала

Причины этих неисправностей могут быть разными:

  • Применение некачественного моторного масла
  • Нарушение периодичности замены масла
  • Загрязнение масляного фильтра
  • Неисправность систем охлаждения или смазки двигателя
  • Езда на низких оборотах двигателя

Определить неисправность распредвала на слух можно по появлению стука в двигателе, особенно на холостых и средних оборотах. Кроме того, косвенными признаками могут стать падение давления масла и потеря мощности двигателя.

Ни в коем случае нельзя игнорировать посторонние стуки, шумы и прочие подозрительные симптомы со стороны двигателя. Своевременная диагностика и ремонт распредвала помогут избежать дорогостоящего капитального ремонта мотора.

Для более точной диагностики состояния распредвала необходимо снять его с двигателя и осмотреть. Признаками необходимости замены являются:

  • Наличие задиров, рисок, царапин на рабочих поверхностях
  • Износ кулачков и шеек более допустимого
  • Деформация или перекос распредвального вала
Деталь Допустимый диаметр, мм
Шейка распредвала 1 34,934 - 34,950
Шейка распредвала 2 30,934 - 30,950
Поверхность опоры 1 35,000 - 35,021
Поверхность опоры 2 31,000 - 31,021

Превышение допуска по износу является основанием для обязательной замены распредвала или его опор в головке блока цилиндров.

Ремень ГРМ автомобиля

Инструменты и материалы для замены распредвала

Для снятия и установки распределительного вала ВАЗ-2107 потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Набор торцевых ключей на 7, 8, 10, 13, 17, 24 мм
  • Малая и большая отвертки
  • Монтажная лопатка
  • Рейка для фиксации распредвала
  • Подходящий по грузоподъемности домкрат
  • Емкость с чистым моторным маслом
  • Новый распредвал
  • Комплект рычагов с болтами
  • Прокладка крышки головки блока
  • 3 запасные пружины клапанов

При выборе нового распредвала отдавайте предпочтение фирменным деталям ВАЗ. Удостовериться в оригинальности можно по следующим признакам:

  • Наличие голограммы и штрих-кода на упаковке
  • Синяя полупрозрачная защитная пленка
  • Штамп отдела технического контроля

При покупке рокеров обязательно возьмите с собой старые болты. Это позволит подобрать новые рычаги с посадочными отверстиями под ваши крепежные детали.

Пошаговая инструкция демонтажа распредвала

Прежде чем приступать к демонтажу распределительного вала ВАЗ-2107, двигатель должен быть полностью остывшим. Для снятия распредвала потребуется выполнить следующие действия:

  1. Снять крышку головки блока цилиндров.
  2. Повернуть распредвал до совмещения метки на 4 цилиндре с верхней мертвой точкой.
  3. Ослабить натяжитель цепи и отжать его шток для фиксации.
  4. Отогнуть стопорную шайбу и отвернуть болт крепления звездочки.
  5. Снять звездочку вместе с цепью, привязав ее во избежание соскакивания.
  6. Открутить 9 гаек крепления распредвала и вынуть его из постели.
  7. Демонтировать упорный фланец, рычаги и их пружины.

Перед установкой рекомендуется смазать распредвал чистым моторным маслом. Сборка осуществляется в обратном порядке с обязательной регулировкой натяжения цепи и выставлением меток фаз газораспределения.

Последовательность затяжки крепежных гаек распредвала очень важна для обеспечения равномерного прилегания и герметичности соединений:

Придерживаясь данной инструкции и имея необходимый инструмент, замену распредвала на ВАЗ-2107 можно уверенно провести самостоятельно.

В процессе монтажа обязательно следите за чистотой и техническим состоянием всех деталей и сопряжений. Это залог долговечной и безотказной работы газораспределительного механизма.

Демонтаж детали двигателя

Особенности замены распредвала на инжекторных двигателях ВАЗ-2107

На автомобилях ВАЗ-2107 с инжекторной системой питания процедура замены распределительного вала имеет некоторые отличия.

Перед началом работ необходимо отсоединить вакуумный шланг и вывести из кронштейна топливный фильтр в сборе с подводящими топливопроводами. Это позволит обеспечить свободный доступ к головке блока цилиндров.

Выставление распредвала в нужное положение при демонтаже осуществляется не с помощью специального ключа на коленвал, как на карбюраторных моторах, а путем проворачивания заднего колеса на поднятом домкратом автомобиле при включенной четвертой передаче.

В остальном процедура замены распредвала ВАЗ-2107 инжектор ничем не отличается от аналогичных работ на карбюраторном двигателе.

Особенности замены распредвала на карбюраторных двигателях ВАЗ-2107

На ВАЗ-2107 с карбюраторным двигателем перед началом замены необходимо отсоединить топливный шланг от кронштейна и демонтировать воздушный фильтр в сборе с воздухозаборником.

Фиксация распредвала в нужном положении перед демонтажом на карбюраторных моторах выполняется специальным ключом, который надевается на шестигранник коленвала со стороны торца блока цилиндров.

В остальном процесс замены распределительного вала на карбюраторном двигателе ВАЗ-2107 ничем принципиально не отличается от инжекторных моторов.

Регулировка натяжения цепи/ремня ГРМ

После установки распредвала обязательно нужно отрегулировать натяжение цепи или ремня, соединяющих распределительный и коленчатый валы.

Для цепного привода ГРМ регулировка выполняется перемещением натяжителя. Величина прогиба под натяжением должна составлять 10-15 мм.

На автомобилях с ременным приводом распредвала используется автоматический натяжитель. Регулировка натяжения ремня ГРМ в этом случае не требуется.

Проверка и регулировка зазоров в клапанном механизме

После замены распредвала рекомендуется выполнить регулировку зазоров в клапанном механизме. Это позволит восстановить оптимальные фазы газораспределения и избежать перекоса клапанов.

Регулировку клапанов следует проводить в два этапа:

  1. Сразу после замены распредвала
  2. Через 2-3 тысячи километров пробега на обкатанном двигателе

При выполнении регулировки ориентируйтесь на рекомендованные заводом-изготовителем значения зазоров для холодного двигателя.

Правила эксплуатации автомобиля после замены распредвала

Чтобы продлить срок службы нового распредвала, рекомендуется:

  • Соблюдать периодичность замены масла и фильтра
  • Использовать качественное моторное масло от проверенных производителей
  • Исключить эксплуатацию на холодном двигателе
  • Избегать длительной работы на минимальных оборотах

Придерживаясь этих несложных правил, вы заметно продлите ресурс вновь установленного распределительного вала.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество