Распределительный вал (распредвал) - один из важнейших компонентов двигателя автомобиля ВАЗ-2107. От его состояния напрямую зависит работа мотора. В этой статье мы подробно рассмотрим все нюансы замены распредвала на "семерке" - от определения неисправности до установки нового вала. Узнаете причины поломки распредвала, какие инструменты потребуются, пошаговую инструкцию демонтажа-монтажа и советы по выбору качественных запчастей.
Назначение и принцип работы распредвала
Распределительный вал (распредвал) - один из важнейших элементов газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя ВАЗ-2107. Его основное назначение - своевременно открывать и закрывать впускные и выпускные клапана для обеспечения поступления топливно-воздушной смеси в цилиндры и выпуска отработавших газов.
Распредвал представляет собой стальной вал цилиндрической формы с расположенными на нем кулачками и опорными шейками. В процессе работы двигателя распредвал приводится во вращение от коленчатого вала при помощи цепи или ремня. При этом скорость вращения распредвала в 2 раза меньше скорости коленвала, так как шестерни имеют разный диаметр зубчатого зацепления.
Полный рабочий цикл двигателя занимает 2 оборота коленвала. За это время распредвал успевает сделать лишь 1 оборот. Во время вращения кулачки воздействуют на рычаги толкателей, которые, в свою очередь, открывают и закрывают впускные и выпускные клапана в необходимой последовательности.
Работа распределительного вала ВАЗ-2107 определяется тремя основными параметрами:
- Количество кулачков (8 шт.)
- Ширина фаз газораспределения (232°)
- Максимальный подъем клапана (9,5 мм)
Основные неисправности распредвала
Распределительный вал в процессе эксплуатации подвергается значительным механическим и термическим нагрузкам. Поэтому он не может служить вечно и рано или поздно выходит из строя.
К основным неисправностям распредвала ВАЗ-2107 относятся:
- Повышенный износ опорных шеек и кулачков
- Деформация вала
- Поломка распредвала
Причины этих неисправностей могут быть разными:
- Применение некачественного моторного масла
- Нарушение периодичности замены масла
- Загрязнение масляного фильтра
- Неисправность систем охлаждения или смазки двигателя
- Езда на низких оборотах двигателя
Определить неисправность распредвала на слух можно по появлению стука в двигателе, особенно на холостых и средних оборотах. Кроме того, косвенными признаками могут стать падение давления масла и потеря мощности двигателя.
Ни в коем случае нельзя игнорировать посторонние стуки, шумы и прочие подозрительные симптомы со стороны двигателя. Своевременная диагностика и ремонт распредвала помогут избежать дорогостоящего капитального ремонта мотора.
Для более точной диагностики состояния распредвала необходимо снять его с двигателя и осмотреть. Признаками необходимости замены являются:
- Наличие задиров, рисок, царапин на рабочих поверхностях
- Износ кулачков и шеек более допустимого
- Деформация или перекос распредвального вала
Деталь | Допустимый диаметр, мм |
Шейка распредвала 1 | 34,934 - 34,950 |
Шейка распредвала 2 | 30,934 - 30,950 |
Поверхность опоры 1 | 35,000 - 35,021 |
Поверхность опоры 2 | 31,000 - 31,021 |
Превышение допуска по износу является основанием для обязательной замены распредвала или его опор в головке блока цилиндров.
Инструменты и материалы для замены распредвала
Для снятия и установки распределительного вала ВАЗ-2107 потребуются следующие инструменты и материалы:
- Набор торцевых ключей на 7, 8, 10, 13, 17, 24 мм
- Малая и большая отвертки
- Монтажная лопатка
- Рейка для фиксации распредвала
- Подходящий по грузоподъемности домкрат
- Емкость с чистым моторным маслом
- Новый распредвал
- Комплект рычагов с болтами
- Прокладка крышки головки блока
- 3 запасные пружины клапанов
При выборе нового распредвала отдавайте предпочтение фирменным деталям ВАЗ. Удостовериться в оригинальности можно по следующим признакам:
- Наличие голограммы и штрих-кода на упаковке
- Синяя полупрозрачная защитная пленка
- Штамп отдела технического контроля
При покупке рокеров обязательно возьмите с собой старые болты. Это позволит подобрать новые рычаги с посадочными отверстиями под ваши крепежные детали.
Пошаговая инструкция демонтажа распредвала
Прежде чем приступать к демонтажу распределительного вала ВАЗ-2107, двигатель должен быть полностью остывшим. Для снятия распредвала потребуется выполнить следующие действия:
- Снять крышку головки блока цилиндров.
- Повернуть распредвал до совмещения метки на 4 цилиндре с верхней мертвой точкой.
- Ослабить натяжитель цепи и отжать его шток для фиксации.
- Отогнуть стопорную шайбу и отвернуть болт крепления звездочки.
- Снять звездочку вместе с цепью, привязав ее во избежание соскакивания.
- Открутить 9 гаек крепления распредвала и вынуть его из постели.
- Демонтировать упорный фланец, рычаги и их пружины.
Перед установкой рекомендуется смазать распредвал чистым моторным маслом. Сборка осуществляется в обратном порядке с обязательной регулировкой натяжения цепи и выставлением меток фаз газораспределения.
Последовательность затяжки крепежных гаек распредвала очень важна для обеспечения равномерного прилегания и герметичности соединений:
Придерживаясь данной инструкции и имея необходимый инструмент, замену распредвала на ВАЗ-2107 можно уверенно провести самостоятельно.
В процессе монтажа обязательно следите за чистотой и техническим состоянием всех деталей и сопряжений. Это залог долговечной и безотказной работы газораспределительного механизма.
Особенности замены распредвала на инжекторных двигателях ВАЗ-2107
На автомобилях ВАЗ-2107 с инжекторной системой питания процедура замены распределительного вала имеет некоторые отличия.
Перед началом работ необходимо отсоединить вакуумный шланг и вывести из кронштейна топливный фильтр в сборе с подводящими топливопроводами. Это позволит обеспечить свободный доступ к головке блока цилиндров.
Выставление распредвала в нужное положение при демонтаже осуществляется не с помощью специального ключа на коленвал, как на карбюраторных моторах, а путем проворачивания заднего колеса на поднятом домкратом автомобиле при включенной четвертой передаче.
В остальном процедура замены распредвала ВАЗ-2107 инжектор ничем не отличается от аналогичных работ на карбюраторном двигателе.
Особенности замены распредвала на карбюраторных двигателях ВАЗ-2107
На ВАЗ-2107 с карбюраторным двигателем перед началом замены необходимо отсоединить топливный шланг от кронштейна и демонтировать воздушный фильтр в сборе с воздухозаборником.
Фиксация распредвала в нужном положении перед демонтажом на карбюраторных моторах выполняется специальным ключом, который надевается на шестигранник коленвала со стороны торца блока цилиндров.
В остальном процесс замены распределительного вала на карбюраторном двигателе ВАЗ-2107 ничем принципиально не отличается от инжекторных моторов.
Регулировка натяжения цепи/ремня ГРМ
После установки распредвала обязательно нужно отрегулировать натяжение цепи или ремня, соединяющих распределительный и коленчатый валы.
Для цепного привода ГРМ регулировка выполняется перемещением натяжителя. Величина прогиба под натяжением должна составлять 10-15 мм.
На автомобилях с ременным приводом распредвала используется автоматический натяжитель. Регулировка натяжения ремня ГРМ в этом случае не требуется.
Проверка и регулировка зазоров в клапанном механизме
После замены распредвала рекомендуется выполнить регулировку зазоров в клапанном механизме. Это позволит восстановить оптимальные фазы газораспределения и избежать перекоса клапанов.
Регулировку клапанов следует проводить в два этапа:
- Сразу после замены распредвала
- Через 2-3 тысячи километров пробега на обкатанном двигателе
При выполнении регулировки ориентируйтесь на рекомендованные заводом-изготовителем значения зазоров для холодного двигателя.
Правила эксплуатации автомобиля после замены распредвала
Чтобы продлить срок службы нового распредвала, рекомендуется:
- Соблюдать периодичность замены масла и фильтра
- Использовать качественное моторное масло от проверенных производителей
- Исключить эксплуатацию на холодном двигателе
- Избегать длительной работы на минимальных оборотах
Придерживаясь этих несложных правил, вы заметно продлите ресурс вновь установленного распределительного вала.