Электрика автомобилей ВАЗ-21099 имеет ряд характерных особенностей. Знание принципов работы и устройства электросхем поможет водителю самостоятельно диагностировать возникающие неисправности и во многих случаях устранить их. Давайте разберемся в этом подробнее.
Историческая справка о модели ВАЗ-21099
ВАЗ-21099 - одна из самых массовых моделей в семействе "классических" переднеприводных автомобилей Волжского автозавода. Эта модель на конвейере с 1990 по 2011 год. За 21 лет было выпущено 1 528 447 экземпляров.
Автомобиль оснащался двигателями объемом 1,5 и 1,7 литра, как карбюраторными, так и с распределенным впрыском топлива. Комплектовался как механическими, так и автоматическими коробками передач. Имел несколько вариантов оснащения салона с низкой и высокой панелью приборов.
ВАЗ-21099 стал продолжением "восьмерочной" линейки "Жигулей". От предшественника автомобиль унаследовал многие технические решения, в том числе в части электрооборудования.
Электрооборудование базовой комплектации ВАЗ-21099
Электросхема ВАЗ-21099 выполнена по однопроводной схеме, при которой все минусовые выводы потребителей электроэнергии объединены и подключены к кузову.
В базовый комплект электрооборудования 21099 модели входят:
- Аккумуляторная батарея 6СТ-55А или аналогичная
- Генератор на 37 А
- Стартер мощностью 1,36 кВт
- Катушка зажигания бесконтактная
- Электронный блок управления двигателем
- Коммутатор с электровентилятором отопителя
- Выключатели, переключатели, реле
- Проводка сечением от 0,35 до 2,5 мм2
- Предохранители (12 шт.)
Дополнительно в зависимости от комплектации могут устанавливаться кондиционер, центральный замок, электростеклоподъемники, обогрев заднего стекла и другие опции.
Главные проблемы в электропроводке ВАЗ-21099
Несмотря на достаточно надежную в целом электросхему, у ВАЗ-21099 также есть типичные "больные места" в электрике, которые чаще всего выходят из строя.
- Проводка в моторном отсеке. Из-за вибраций, перепадов температур и влажности со временем теряет эластичность, нарушается изоляция.
- Гибкая печатная плата задних фонарей. Токопроводящие дорожки быстро стираются - теряется контакт с лампами.
- Датчики и исполнительные механизмы инжекторной системы. Чувствительны к качеству бензина, загрязнениям, перепадам напряжения.
- Концевые выключатели дверей, капота. Со временем изнашиваются, теряют плотность прилегания, начинают дребезжать и "хлопать".
Регулярный осмотр и своевременная замена таких элементов - залог надежной работы электрики автомобиля.
Электросхема ВАЗ-21099 низкой и высокой панели приборов
На ВАЗ-21099 встречаются два варианта оформления панели приборов: низкая от ВАЗ-2108 и более высокая, заимствованная у модели ВАЗ-2109 "Самара-2".
Высокая панель имеет ряд отличий:
- Над панелью есть полка для установки автомагнитолы
- Удобнее расположены органы управления отопителем
- Лучше читаются показания приборов
В плане электрики при замене панели приходится менять часть проводки из-за другого расположения отдельных блоков автомобиля.
Знание особенностей электросхемы ВАЗ-21099 с разными типами панелей приборов поможет корректно произвести их замену и избежать конфликтов в электропроводке.
Особенности электрики в модификации с карбюратором
На ВАЗ-21099 устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-21083 мощностью 75 л.с. Он отличается простотой и надежностью, хорошо зарекомендовал себя при эксплуатации в самых разных условиях.
От инжекторных моторов отличается тем, что подача топлива регулируется механически в соответствии с нагрузкой на двигатель. Электросхема проще за счет отсутствия электронных блоков управления.
При замене карбюратора основная задача - правильно отрегулировать проводку газа, обеспечить синхронность хода педали и дроссельных заслонок.
Электросхема ВАЗ-21099 с инжектором
C 1995 года на ВАЗ-21099 стали устанавливать 16-клапанный инжекторный двигатель ВАЗ-21126 в двух вариантах мощностью 82 и 87 л.с.
Подачей топлива управляет электронный блок, который обрабатывает сигналы датчиков - количества воздуха, температуры, положения дроссельной заслонки.
В электросхеме инжекторного двигателя появляются: блок управления, датчики кислорода, детонации, абсолютного давления во впускном коллекторе, электробензонасос, форсунки.
Установка автосигнализации
Многие владельцы ВАЗ-21099 устанавливают на свой автомобиль сигнализацию. Это позволяет надежно защитить машину от угона.
Подключение центрального блока сигнализации необходимо производить в соответствии со схемой электропроводки конкретной модификации автомобиля - с учетом наличия инжектора или карбюратора, типа панели приборов.
Основные подключения:
- Питание от ACC или постоянного плюса
- Масса на кузов
- Выходы на сирену, датчики, световую сигнализацию
- CAN-шина для взаимодействия с бортовой электроникой
Установка мультимедиа
Многие автолюбители желают оснастить свой ВАЗ-21099 современной мультимедийной системой - магнитолой, усилителем, сабвуфером, динамиками.
При выборе оборудования и его установке важно учитывать особенности электросхемы данной модели. Например, при замене панели приборов могут отличаться разъемы и расположение проводов аудиосистемы.
Правильный монтаж - залог качественного звучания и долговечной работы оборудования.
Замена ламп в фарах ВАЗ-21099
Со временем на ВАЗ-21099 могут перегореть лампы в фарах. Чаще всего это касается ламп дальнего света H4.
При замене важно соблюдать полярность и тип цоколя, указанные в документации для конкретной модификации. Неправильная установка может привести к выходу из строя электрики или оптики фар.
Последовательность замены:
- Открыть капот
- Извлечь защитную резиновую крышку фары
- Повернуть патрон лампы против часовой стрелки
- Вынуть неисправную лампу
- Вставить новую лампу, соблюдая маркировку цоколей
- Закрутить патрон по часовой стрелке до упора
- Установить резиновую крышку на место
- Проверить работу фар
Замена предохранителей
Предохранители в ВАЗ-21099 защищают электропроводку от коротких замыканий и перегрузок. Со временем они могут перегореть.
Признаки перегоревшего предохранителя:
- Отказ соответствующей системы: стоп-сигналы, стеклоочистители, фары, etc
- Нарушение контакта в держателе при проверке
- Следы копоти/оплавления
Последовательность замены предохранителя:
- Определить номер перегоревшего предохранителя по схеме электропроводки
- Извлечь предохранитель из держателя
- Проверить целостность пластинки внутри старого предохранителя
- Установить новый предохранитель (того же номинала)
Проверка аккумулятора и генератора
Аккумулятор и генератор - важнейшие элементы электросистемы ВАЗ-21099. С их помощью обеспечиваются запуск двигателя, подзарядка и питание бортовой сети.
Для проверки напряжения аккумулятора используется вольтметр. Напряжение должно составлять не менее 12,6 В в ненагруженном состоянии.
Для проверки генератора после запуска двигателя замеряют выходное напряжение на его выводах - при скорости вращения коленвала не менее 1000 об/мин оно должно быть 13,7-14,7 В.
Ремонт блока управления двигателем
У инжекторных двигателей ВАЗ-21099 важнейший элемент - блок управления (контроллер), обеспечивающий работу системы впрыска топлива.
Признаки неисправности контроллера:
- Двигатель нестабильно работает или глохнет
- Повышенный расход топлива
- Наличие ошибок в диагностическом разъеме (клемма 15)
В случае выхода из строя, блок управления подлежит ремонту или замене. Работу лучше доверить специалистам для правильной настройки и адаптации к конкретному автомобилю.