Автомобиль ВАЗ-2109 пользуется большой популярностью у российских автолюбителей. Несмотря на солидный возраст, многие «девятки» до сих пор находятся в эксплуатации. Однако для поддержания работоспособности этой модели важно знать особенности ее электрооборудования, в частности – схему блока предохранителей. В этой статье мы подробно рассмотрим конструкцию и принцип работы системы предохранителей ВАЗ-2109.
История создания модели ВАЗ-2109
ВАЗ-2109 или как его называли в народе "девятка" начал выпускаться в 1984 году на автозаводе в Тольятти. Эта модель стала 3-дверным хетчбеком на базе "классической" ВАЗ-2108. Новая машина получила обтекаемый кузов, увеличенное заднее стекло и более вместительный багажник.
Первые ВАЗ-2109 оснащались карбюраторными двигателями рабочим объемом 1,3 и 1,5 литра мощностью 75 и 83 л.с. соответственно. С 1992 года начался выпуск инжекторных моторов, а в 1995 году появилась модификация ВАЗ-21093 с 16-клапанным двигателем. Топовая комплектация "Люкс" имела электростеклоподъемники, центральный замок, литые диски.
За годы производства девятка заслужила репутацию надежного, неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля. Общее количество выпущенных ВАЗ-2109 превысило 1,3 млн единиц.
Устройство блока предохранителей ВАЗ-2109
Блок предохранителей предназначен для защиты электрооборудования автомобиля от перегрузок и коротких замыканий. Он представляет собой пластиковый корпус, в котором размещены плавкие предохранители, реле и соединительные провода.
Каждый предохранитель рассчитан на определенную силу тока. При превышении допустимой нагрузки нитка накала внутри предохранителя перегорает и размыкает цепь, предотвращая поломку оборудования. Реле также выполняют защитную функцию, отключая соответствующие цепи.
Расположен блок предохранителей под капотом автомобиля с левой стороны, как раз напротив водительского сиденья. Старые ВАЗ-2109 до 1998 года выпуска комплектовались простым блоком предохранителей модели 17.3722
. В более поздних моделях устанавливался блок 2114-3722010-60
с плавкими вставками. Давайте разберемся в особенностях этих двух вариантов.
Схема старого блока предохранителей ВАЗ-2109
Старый вариант блока предохранителей ВАЗ-2109 выглядит довольно просто - пластиковый корпус, внутри которого находится печатная плата с установленными на ней элементами.
Удобная схема позволяет достаточно быстро найти причину неисправности, если оборудование перестало работать. Например, если перегорел соответствующий предохранитель - очистители фар, указатели поворота, подсветка салона и т.д. Зная схему, можно оперативно проверить нужный предохранитель и при необходимости заменить его.
Схема нового блока предохранителей ВАЗ-2109
Новый вариант блока предохранителей, который ставился на ВАЗ-2109 после 1998 года, отличается наличием плавких предохранителей и несколько иной схемой.
Новый блок предохранителей ВАЗ-2109 более совершенный и надежный. Главное преимущество - наличие плавких вставок, которые срабатывают точно по заданным параметрам. Кроме того, такая схема позволяет быстро находить и устранять неисправности электрооборудования.
Проверка предохранителей ВАЗ-2109
Проверить состояние предохранителей ВАЗ-2109 можно следующим образом:
- Отключить клемму от аккумулятора, чтобы исключить короткое замыкание.
- Снять крышку блока предохранителей.
- Поочередно извлечь каждый предохранитель и осмотреть визуально.
- Исправный предохранитель должен иметь неповрежденную нить накала.
Перегоревший предохранитель легко определить - его нить накала имеет разрыв. В случае необходимости предохранитель меняется на новый того же номинала.
Для удобства проверки желательно иметь специальный пробник для предохранителей. Это позволит безопасно извлекать и устанавливать предохранители, не рискуя повредить контакты.
Важно помнить, что причиной перегорания предохранителя может быть как его брак, так и неисправность в соответствующей цепи автомобиля. Поэтому после замены перегоревшего предохранителя нужно проверить исправность этой цепи.
Замена предохранителей ВАЗ-2109
Чтобы заменить перегоревший предохранитель на ВАЗ-2109, потребуется:
- Комплект новых предохранителей нужных номиналов.
- Специальный съемник для извлечения предохранителей.
- Отвертка.
Порядок замены:
- Отсоединить клемму от аккумулятора.
- Снять крышку блока предохранителей.
- Найти по схеме неисправный предохранитель.
- Аккуратно извлечь его съемником.
- Вставить новый предохранитель, соблюдая полярность.
- Установить крышку на место.
- Подсоединить клемму к аккумулятору.
- Проверить работу цепи, которую защищал предохранитель.
При выборе нового предохранителя важно следить за соблюдением номинала по току. Превышение номинала может привести к перегреву проводки и возгоранию.
После замены предохранителя желательно проверить целостность соответствующей цепи, чтобы убедиться в отсутствии обрывов и других дефектов.
Неисправности проводки ВАЗ-2109
Электропроводка со временем подвержена естественному износу. На ВАЗ-2109 часто встречаются такие типичные неисправности проводки:
- Обрыв проводов из-за механических повреждений или коррозии.
- Потеря эластичности изоляции проводов, их хрупкость.
- Нарушение контактов в разъемных соединениях.
- Короткие замыкания из-за износа или повреждения изоляции.
Для поиска места обрыва или замыкания потребуется прозвонить всю цепь по отдельным участкам. Обнаруженные дефекты устраняются путем замены поврежденного участка проводки.
Для профилактики рекомендуется регулярно проверять состояние электропроводки и контактных соединений, прочищать и смазывать разъемы. При любых работах с проводкой соблюдать осторожность и следить реле ВАЗ-2109
Реле играют важную роль в системе электрооборудования ВАЗ-2109. Со временем контакты реле изнашиваются, что приводит к различным неисправностям:
- Отсутствие замыкания контактов - оборудование не включается.
- Повышенное сопротивление - снижение мощности или частичный отказ оборудования.
- Прилипание контактов - оборудование не выключается.
- Обрыв катушки обмотки - реле не срабатывает.
Чтобы проверить реле, нужно извлечь его из гнезда и прозвонить омметром. При необходимости реле меняется на новое такого же типа.
Дополнительные советы по эксплуатации электрооборудования ВАЗ-2109
Чтобы минимизировать возникновение проблем в электропроводке и оборудовании ВАЗ-2109, рекомендуется:
- Использовать качественные предохранители от проверенных производителей.
- Содержать контакты разъемов в чистоте, периодически смазывать спецсредствами.
- Не перегружать бортовую сеть, вовремя отключать неиспользуемые потребители.
- Проверять надежность соединений и отсутствие окисления на контактах.
- Следить за состоянием изоляции проводов, своевременно ремонтировать.
Кроме того, рекомендуется регулярно проверять целостность предохранителей и работоспособность реле. Это позволит вовремя обнаружить неисправность на ранней стадии.
Особенности ремонта электрооборудования ВАЗ-2109 своими руками
Ремонт электропроводки и оборудования на ВАЗ-2109 можно проводить самостоятельно при наличии некоторых навыков. Потребуются:
- Набор необходимых инструментов: отвертки, плоскогубцы, провода, изолента;
- Справочная литература по электрооборудованию данной модели;
- Схемы соединений и расположения элементов;
- Запас предохранителей, реле, разъемов;
Основные рекомендации при самостоятельном ремонте:
- Соблюдать меры безопасности, отключать АКБ.
- Поэтапно проверять и замерять цепи от разъемов к нагрузкам.
- Не оставлять оголенных участков проводов, качественно изолировать.
- Подбирать провода и предохранители нужного сечения и номинала.
Главное при ремонте электрики ВАЗ-2109 - тщательность и аккуратность. Тогда можно добиться надежной работы системы даже при самостоятельном ремонте и модернизации.
Особенности замены предохранителей ВАЗ-2109 с карбюраторным двигателем
На ВАЗ-2109 моделей до 1992 года устанавливался карбюраторный двигатель. Схема предохранителей ВАЗ 2109 - карбюратор - практически не отличается от инжекторных модификаций. Однако есть некоторые нюансы при замене предохранителей на карбюраторном двигателе:
- Отсутствует цепь для электробензонасоса и форсунок.
- Нет датчика кислорода и прочих элементов системы впрыска.
- Меньшее количество предохранителей для электронного оборудования.
Поэтому при замене предохранителей на ВАЗ-2109 с карбюратором нужно ориентироваться именно на схему для карбюраторных модификаций этой модели.
Особенности схемы блока предохранителей ВАЗ 2109 - карбюратор
Главное отличие схемы блока предохранителей на карбюраторных ВАЗ-2109:
- Меньшее количество цепей и предохранителей.
- Отсутствие автоматики и электронных систем.
- Более простая и понятная схема соединений.
Это облегчает поиск неисправностей и диагностику. Но следует учитывать, что защищенность цепей ниже из-за отсутствия дополнительных предохранителей. Поэтому на таких моделях ВАЗ-2109 повышен риск выхода из строя электрооборудования.
Схема предохранителей АЗ 2109 - инжектор - и ее особенности
На инжекторных модификациях ВАЗ-2109 применяется несколько иная схема предохранителей
:
- Большее количество предохранителей.
- Добавляются цепи для системы впрыска.
- Устанавливаются дополнительные реле и датчики.
Это усложняет поиск неисправностей, но повышает защищенность электрооборудования. При замене предохранителей нужно обращать внимание на их расположение в обновленной схеме для инжектора.
Доступ к панели предохранителей на ВАЗ 2109
Чтобы получить доступ к панели предохранителей на ВАЗ-2109, необходимо:
- Открыть капот.
- Снять левую боковую панель в моторном отсеке.
- Расщелкнуть пластиковые фиксаторы крышки блока предохранителей.
- Извлечь крышку для доступа к панели предохранителей.
Рядом с блоком предохранителей также расположены различные реле. Необходимо аккуратно обращаться с проводкой, избегая повреждений и оголения контактов.
Особенности блока предохранителей на АЗ 2109 (инжектор схема)
На ВАЗ-2109 c инжекторным двигателем применяется специальная схема блока предохранителей. Ее особенности:
- Большее количество предохранителей и реле.
- Добавляются цепи системы зажигания и впрыска.
- Отдельные предохранители для электронных блоков управления.
Такая схема сложнее, чем у карбюраторного двигателя. Но она обеспечивает лучшую защиту всего электрооборудования, включая электронные системы впрыска и зажигания.