Атомный ледокол "Сибирь" отправился в первый рейс

16 ноября 2021 года важная веха в истории атомного ледокола "Сибирь" - начало его первого рейса. Это событие знаменует новый этап освоения Арктики с помощью самых современных кораблей.

История создания "Сибири"

Закладка киля атомного ледокола "Сибирь" состоялась 26 мая 2015 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Эта дата официально открыла историю создания нового судна ледокольного флота России. Спуск на воду атомного ледокола "Сибирь" произошел 22 сентября 2017 года.

Этот этап строительства знаменовал приближение момента, когда ледокол сможет выйти в открытое море для испытаний.

  • 18 сентября 2017 года на Балтийский завод был доставлен реактор РИТМ-200 - сердце энергетической установки атомного ледокола "Сибирь".
  • Перед спуском на воду произведена поставка около 1000 единиц судовой арматуры для нужд ледокола.

Изначально планировалось, что новый атомный ледокол "Сибирь" будет введен в эксплуатацию в 2019 году. Однако впоследствии срок был перенесен на 2021 год.

Подготовка к первому рейсу

16 ноября 2021 года началась новая глава в жизни атомного ледокола “Сибирь” - его первый самостоятельный поход в море для прохождения заводских ходовых испытаний.

На испытания отправилась команда численностью около 300 человек. В ее состав вошли:

  • Экипаж ледокола;
  • Представители Балтийского завода;
  • Специалисты подрядных организаций.

Основными целями предстоящих испытаний является проверка работы всего оборудования судна:

  1. Механизмы;
  2. Системы навигации;
  3. Средства связи;
  4. Вертолетный комплекс.

Перед отходом на испытания на борту атомного ледокола “Сибирь” состоялась торжественная церемония. Планируется, что по результатам испытаний ледокол вернется на Балтийский завод в декабре 2021 года.

Характеристики "Сибири"

Размеры атомного ледокола “Сибирь” впечатляют:

  • Длина - 173 м;
  • Ширина - 34 м;
  • Водоизмещение - 26771 т.

Мощность энергетической установки составляет 75000 лошадиных сил. Особенностью проекта является двухосадочность атомного ледокола “Сибирь”. Это позволяет эффективно использовать судно как в море, так и в устьях рек.

Портрет капитана «Сибири» на мостике в снежную ночь.

Сравнение с другими ледоколами

По своим характеристикам атомный ледокол “Сибирь” превосходит ледоколы типа “Арктика” и “Таймыр”. Его осадка и мощность позволяют эффективно использовать ледокол как в океане, так и в реках.

В то же время атомный ледокол “Сибирь” имеет много общего с головным ледоколом “Арктика” того же проекта 22220. Оба судна построены с применением передовых технологий для работы в суровых условиях Арктики.

От предыдущего ледокола с таким же названием, построенного в 1970-х годах, новый атомный ледокол “Сибирь” отличается повышенной мощностью, водоизмещением и размерами.

Дальнейшая судьба

Согласно планам после завершения текущих испытаний в 2022 году атомный ледокол “Сибирь” пройдет ледовые испытания в Западном секторе Арктики.

В будущем возможно использование ледокола для работы на трассах Севморпути, в том числе на Востоке Арктического региона.

Кроме того, на Балтийском заводе ведется строительство следующих атомных ледоколов проекта 22220: “Урал”, “Якутия”, “Чукотка”.

Ледокол «Сибирь» ведет караван судов по льдам.

Значение для освоения Арктики

Ввод в строй современных атомных ледоколов типа “Сибирь” имеет большое значение для освоения Арктики. Эти мощные и выносливые суда способны значительно увеличить период навигации в полярных широтах.

При поддержке атомного ледокольного флота становится возможным круглогодичное судоходство по Северному морскому пути. Это открывает новые перспективы для освоения природных богатств Арктической зоны России.

Вопросы безопасности

При создании атомного ледокола “Сибирь” большое внимание уделялось вопросам безопасности.

  • Ядерная энергетическая установка спроектирована таким образом, чтобы исключить риски для экипажа и окружающей среды.
  • Обогащение урана составляет лишь 20%, что делает невозможным его использование в военных целях.
  • Корпус ледокола отличается повышенной прочностью и разделен на отсеки для обеспечения непотопляемости в случае повреждений.

Экипаж и быт

На борту атомного ледокола “Сибирь” имеются комфортабельные условия для работы экипажа численностью 72 человека.

Особенности обустройства ледокола:

  • Бассейн с морской водой;
  • Тренажерный зал;
  • Сауна.

Такие условия крайне важны для поддержания работоспособности команды во время продолжительных арктических рейсов.

Перспективы развития проекта

Строительство серии универсальных атомных ледоколов проекта 22220 продолжается.

Помимо головного “Арктика” и первого серийного “Сибирь” на Балтийском заводе ведутся работы над следующими ледоколами:

  • “Урал”;
  • “Якутия”;
  • “Чукотка”.

В перспективе возможно расширение серии за счет новых заказов.

Повышение квалификации экипажа

Работа на атомном ледоколе требует от экипажа высокой квалификации по управлению сложным оборудованием судна и обеспечению ядерной безопасности.

Для повышения мастерства моряков проводится:

  • Регулярное обучение на тренажерах;
  • Тестирование в нештатных ситуациях;
  • Анализ ошибок и выработка рекомендаций.

Научные исследования

Помимо хозяйственных задач, атомный ледокол “Сибирь” будет выполнять важную научную миссию при работе в Арктике.

Предусмотрены специальные помещения и оборудование для проведения таких работ как:

  • Океанографические наблюдения;
  • Сбор гидрометеоданных;
  • Исследование дрейфа льдов.

Взаимодействие флота

Эффективность атомного ледокола “Сибирь” возрастает при взаимодействии с другими судами ледокольной проводки.

Задействуют различные схемы:

  • Ледоколы идут кильватерной колонной;
  • Работа поочередно во льдах;
  • Совместное сопровождение каравана судов.

Модернизация оборудования

Для повышения возможностей атомного ледокола “Сибирь” предусмотрена модернизация оборудования в процессе эксплуатации.

Планируется установка:

  • Новых приборов навигации;
  • Современных средств связи;
  • Дополнительных механизмов.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.