Несущий винт - это "сердце" вертолета, уникальный механизм, позволяющий тяжелым летательным аппаратам зависать в воздухе, маневрировать в трех измерениях и совершать вертикальные взлет и посадку. Давайте разберемся, как устроен этот удивительный агрегат и почему он так важен для полетов винтокрылых машин.
Назначение и принцип работы
По сути, несущий винт выполняет функцию крыла для вертолета, создавая подъемную силу, необходимую для того, чтобы поднять машину в воздух. Это достигается за счет того, что лопасти винта отбрасывают поток воздуха вниз, как бы "отталкиваясь" от него. Кроме того, сила трения воздуха о поверхность лопастей создает вращательный момент, приводящий винт в движение.
При горизонтальном полете вертолета этот же винт выступает в роли тянущего винта, создавая тягу, необходимую для передвижения вперед. Также изменение углов установки лопастей позволяет управлять вертолетом вместо поверхностей управления, как на самолете.
Устройство несущего винта
Несущий винт вертолета состоит из следующих основных компонентов:
- Лопасти - 2-8 штук, изготавливаются из дерева, металла или композитных материалов
- Втулка - крепится к валу вертолета
- Шарниры - поворотные соединения лопастей и втулки
- Механизм изменения углов установки лопастей - позволяет управлять винтом
Для эффективной работы винта лопасти имеют закрутку - разницу углов установки между корневой и концевой частями лопасти. Это нужно для того, чтобы участки лопасти, вращающиеся с меньшей линейной скоростью ближе к оси, создавали достаточную подъемную силу.
Существует несколько типов соединения лопастей и втулки:
- Шарнирное
- Жесткое
- Полужесткое
- Упругое
Шарнирное соединение, изобретенное испанским инженером Хуаном де ла Сьервой, наиболее распространено. Оно позволяет снизить вибрации и нагрузки на конструкцию.
На вертолетах с шарнирным соединением можно увидеть, что лопасти в воздухе описывают не круг, а фигуру в виде воронки или конуса.
Для экономии места при хранении на некоторых вертолетах применяются складывающиеся несущие винты, как с ручным, так и автоматическим складыванием.
Режимы работы несущего винта
Выделяют четыре основных режима работы несущего винта:
- Пропеллерный
- Косой обдувки
- Авторотации
- Вихревого кольца
Пропеллерный режим возникает при висении или вертикальном подъеме, когда винт "засасывает" воздух сверху вниз сквозь свою плоскость.
В режиме косой обдувки при горизонтальном полете на лопасти действуют дополнительные аэродинамические силы из-за встречного потока воздуха. Лопасти, вращающиеся по часовой стрелке, испытывают неравномерные нагрузки в зависимости от их положения относительно направления полета.
Режим авторотации возникает при отключении двигателей от трансмиссии несущего винта. Лопасти продолжают вращаться за счет энергии потока воздуха, создавая часть подъемной силы и обеспечивая безопасное снижение.
При режиме вихревого кольца на больших скоростях снижения часть отработанного воздуха попадает на винт сверху, уменьшая его эффективность.
Режим | Особенности | Влияние на эксплуатацию |
Пропеллерный | Простое "всасывание" воздуха через плоскость винта | Оптимален для висения и вертикального набора высоты |
Косая обдувка | Усложненная аэродинамическая картина из-за горизонтальной скорости | Снижение эффективности, риск повреждений лопастей |
Авторотация | Вращение от потока воздуха при выключенных двигателях | Возможность безопасного снижения, защита от катастрофы |
Таким образом, несущий винт может работать в различных режимах, что позволяет вертолету совершать весь спектр маневров, включая зависание, вертикальный взлет и посадку, а также горизонтальный полет. Однако каждый режим имеет свои особенности, требующие учета при эксплуатации машины.
Силы, действующие на несущий винт
В процессе работы на лопасти несущего винта действует комплекс аэродинамических сил. Суммарная сила R перпендикулярна плоскости вращения концов лопастей и имеет две составляющие:
- Подъемная сила - направлена строго вертикально вверх
- Сила тяги - направлена по касательной к траектории и создает горизонтальное перемещение
Кроме того, вращение винта и асимметрия потока создают переменные моменты. Для их компенсации и управления служат рулевой и компенсирующий винты.
Опасные резонансные колебания винта могут возникать при совпадении частот его собственных и вынужденных колебаний. Этому способствуют шарнирное крепление лопастей и упругость шасси при нахождении на земле.
Земной резонанс при запуске двигателей может привести к разрушению вертолета. В полете опасен флаттер лопастей, резко увеличивающий их колебания.
Для уменьшения вибраций применяют:
- Амортизаторы на лопастях и втулке
- Противофлаттерные грузы
- Композитные лопасти
Эти и другие конструктивные методы снижают нагрузки и повышают комфорт экипажа и пассажиров.
Основные характеристики несущего винта
Рассмотрим ключевые характеристики несущего винта, определяющие его летно-технические качества:
- Диаметр (D) - определяет рабочую площадь
- Число лопастей (z)
- Частота вращения (n), об/мин
- Скорость концов лопастей - зависит от радиуса и частоты вращения
- Крутящий момент (Мк) на валу винта
- Угол установки лопастей - изменяется для управления
- Потребляемая мощность (N, кВт)
Две важнейшие интегральные характеристики:
- Дисковая нагрузка - отношение полной весовой нагрузки на винт к площади диска винта:
q = G/(πR2)
- Тяговооруженность - отношение тяги винта к его мощности:
Pуд = T/N
Эти параметры в комплексе определяют летно-технические характеристики вертолета с данным несущим винтом.
Складывающиеся несущие винты
Для экономии места при хранении и транспортировке на некоторых вертолетах используются складывающиеся несущие винты. Складывание может происходить как вручную, так и автоматически.
При ручном складывании лопасти выворачиваются на 90 градусов относительно продольной оси или складываются назад по ходу полета. Это позволяет уменьшить габариты вертолета при транспортировке или хранении.
Автоматическое складывание происходит за счет гидравлического или электрического привода. Лопасти могут складываться всего за несколько секунд на земле или перед посадкой на палубу корабля. Это особенно актуально для палубных вертолетов.
Фенестрон
Хвостовой винт вертолета вместо классической схемы с внешним расположением иногда выполняют в виде вентилятора, встроенного внутрь хвостовой балки. Такую схему называют фенестроном.
Преимущества фенестрона:
- Меньшие габариты и вес
- Защита от повреждений лопастей
- Уменьшенный уровень шума
Недостатки:
- Большее сопротивление из-за ограниченного пространства
- Сложность доступа к редуктору и лопастям для обслуживания
Одновинтовые и двухвинтовые схемы
Подавляющее большинство вертолетов используют одновинтовую схему, когда весь подъем создается одним несущим винтом. Реже встречается компоновка с двумя и более несущими винтами.
Схема с двумя соосными винтами, вращающимися навстречу друг другу, обладает рядом преимуществ:
- Бóльшая подъемная сила и грузоподъемность при тех же габаритах
- Лучшее обтекание фюзеляжа винтовыми потоками
- Возможность продолжения полета при отказе одного винта
Однако такая схема сложнее в изготовлении и обслуживании. Примером двухвинтового вертолета является Ка-32.
Безопасность полетов винтокрылых машин
Как уже отмечалось, отказ или неисправность несущего винта часто приводит к авариям и катастрофам вертолетов. Поэтому обеспечению безопасности полетов уделяется первостепенное значение.
Современные вертолеты оснащаются различными системами контроля целостности лопастей в полете. К ним относятся:
- Датчики вибрации
- Датчики давления в полостях лопастей
- Тензометрические датчики
Кроме того, после каждого полета тщательно осматривают несущий и рулевой (или хвостовой винт) на наличие внешних повреждений. Таким образом поддерживается их надежность.
Техническое обслуживание несущего винта
Регулярное техобслуживание необходимо для поддержания исправности и ресурса несущего винта.
Основные операции при ТО:
- Замена смазочных материалов в редукторах, трансмиссии и подшипниках
- Проверка и затяжка резьбовых соединений
- Очистка и полировка лопастей
- Замена изношенных деталей (подшипников, втулок, шарниров)
Периодичность обслуживания зависит от интенсивности эксплуатации и наработки вертолета. Соблюдение регламента повышает безопасность полетов.
Типы несущих винтов
Существует несколько основных типов несущих винтов, используемых на современных вертолетах:
- С шарнирным креплением лопастей
- С жестким креплением лопастей
- С полужестким креплением лопастей
- Со складывающимися лопастями
Наиболее распространен несущий винт с шарнирным креплением лопастей, изобретенный Хуаном де ла Сьервой. Такое соединение снижает вибрации и нагрузки на конструкцию.
Жесткое крепление обеспечивает простоту конструкции и надежность, но передает бóльшие нагрузки. Полужесткое занимает промежуточное положение.
Складывающиеся винты позволяют уменьшать габариты вертолета в нерабочем состоянии, что важно при хранении на кораблях или в ангарах.
Несущий винт соосной схемы
Некоторые вертолеты, такие как Ка-32, используют соосную схему с двумя несущими винтами. При этом винты вращаются навстречу друг другу.
Преимущества соосной схемы:
- Бóльшая подъемная сила и грузоподъемность
- Более совершенное обтекание фюзеляжа
- Возможность продолжать полет на одном винте
К недостаткам относится большая конструктивная сложность и стоимость.
Перспективные разработки
Ведутся работы по созданию принципиально новых типов несущих винтов с улучшенными характеристиками.
К таким разработкам относятся:
- X-Wing от Sikorsky - винт с фиксируемыми в полете лопастями
- Винт в кольцевом канале (импеллер)
- Винт с дисковым крылом
Их внедрение позволит повысить скорость, дальность полета и грузоподъемность будущих вертолетов.
Производство несущих винтов
Ведущими мировыми производителями несущих винтов для вертолетов являются:
- Heli-One
- Airbus Helicopters
- Bell
- Sikorsky
Компании поставляют несущие винты как для вертолетов собственного производства, так и сторонним заказчикам. Их продукция отличается высоким качеством и надежностью.
Винт называется несущим, потому что...
Несущий винт вертолета так называется, потому что именно он создает основную подъемную силу, "несущую" летательный аппарат в воздухе. В отличие от самолетов, где эту функцию выполняют крылья, на вертолете подъемную силу обеспечивает вращающийся винт.
Также данный винт можно назвать ротором или несущим ротором. Но наиболее распространенным и устоявшимся в технической литературе является термин "несущий винт".