Неравномерный износ колодок по толщине: причины и следствия

Неравномерный износ тормозных колодок - распространенная проблема среди автолюбителей. Она может привести к снижению эффективности торможения и даже стать причиной аварии. Давайте разберемся в возможных причинах этой неисправности и способах ее устранения.

Конструкция и принцип работы тормозной системы

Современные автомобили оснащаются гидравлическими тормозами. Их работа основана на передаче давления тормозной жидкостью от педали к исполнительным механизмам у колес.

Тормозная жидкость является важнейшим элементом этой системы. От своевременной замены жидкости зависит надежность всей тормозной системы.

Тормозные колодки представляют собой металлическую основу с наклеенным на нее фрикционным материалом. При нажатии на педаль тормоза колодки под давлением прижимаются к вращающемуся диску и тормозят его.

Существует несколько видов износа тормозных колодок:

  • равномерный износ по всей поверхности
  • неравномерный износ только с одной стороны
  • косой износ под углом к поверхности

Неравномерный и косой износ считаются дефектами, требующими устранения.

Механик осматривает колодки

Причины неравномерного износа внутренних колодок

Неравномерный износ колодок чаще происходит со стороны, обращенной к диску - с внутренней.

Одной из основных причин является попадание влаги в тормозную жидкость. Со временем в ней накапливается до 4% воды, что приводит к внутренней коррозии деталей системы.

В частности, ржавеет поршень гидроцилиндра, который перестает полностью возвращаться после нажатия на педаль тормоза. В результате одна из колодок постоянно прижата к диску сильнее и изнашивается быстрее.

Еще одна распространенная причина неравномерного износа колодок - заедания подвижных частей из-за отсутствия смазки, попадания грязи или коррозии при нарушении герметичности сальников.

Причины неравномерного износа наружных колодок

Наружные тормозные колодки более подвержены воздействию внешней среды, в том числе:

  • ударов камней и песка из-под колес;
  • влаги и соли с дорог;
  • высоких температур.

Все эти факторы могут вызывать повреждения защитных элементов суппорта, загрязнение и заедание его подвижных частей. Это в свою очередь ведет к неравномерному износу наружных колодок.

Тип колодок Причины неравномерного износа
Внутренние Неисправности гидроцилиндров, отсутствие смазки
Наружные Внешние воздействия, повреждения защиты

Таким образом, причины могут заключаться как в конструктивных недостатках системы, так и в неправильной эксплуатации автомобиля.

Особенности износа задних тормозных колодок

Помимо общих причин, на задних колодках часто наблюдается неравномерный износ по сравнению с передними. Это связано с особенностями их конструкции и условиями работы.

  • Конструктивные решения. На некоторых моделях автомобилей задние колодки имеют уменьшенную площадь фрикционного слоя. Это делается для балансировки тормозных усилий между осями. Как следствие, из-за меньшей поверхности задние колодки интенсивнее стираются о тормозной диск.
  • Отсутствие защиты. Задние тормозные механизмы часто лишены специальных защитных щитков. Поэтому на них беспрепятственно попадает пыль и мелкие камни, поднимаемые передними колесами. Это ускоряет износ задних колодок и может привести к их неравномерному износу.

Последствия неравномерного износа тормозных колодок

Неравномерный износ тормозных колодок чреват опасными последствиями:

  • Ухудшение эффективности торможения. Из-за разной толщины слоя накладок нарушается равномерность прижатия колодок к диску. Это приводит к неравномерному распределению тормозных усилий и ухудшению эффективности торможения.
  • Риск возникновения заноса. При резком торможении автомобиль может потерять курсовую устойчивость и занести в сторону. Это чревато наездом на встречный транспорт или опрокидыванием.

Диагностика неравномерного износа тормозных колодок

Механики чинят авто

Для своевременного выявления неравномерного износа необходимо регулярно проводить диагностику тормозной системы:

  1. Визуальный осмотр колодок
  2. Измерение остаточной толщины накладок
  3. Проверка работы гидроцилиндров
  4. Испытания на роликовом стенде

При обнаружении дефекта следует сразу же обратиться на СТО для проведения необходимого ремонта или регулировки тормозов.

Способы профилактики неравномерного износа тормозных колодок

Чтобы избежать опасных последствий, при появлении первых признаков неравномерного износа колодок необходимо принять меры по его устранению.

  • Своевременная замена тормозной жидкости. Одна из основных мер профилактики - регулярная замена тормозной жидкости согласно регламенту. Это позволит избежать внутренней коррозии гидроцилиндров.
  • Техническое обслуживание суппортов. Необходимо периодически разбирать и проверять состояние суппортов, очищать от загрязнений и ржавчины, смазывать подвижные детали.
  • Замена изношенных резиновых деталей. Поврежденные сальники, пыльники и другие резиновые детали следует своевременно менять во избежание попадания влаги и грязи в тормозные механизмы.
  • Установка новых колодок. При достижении предельного износа старые колодки необходимо заменить на новые. При этом также проводится регулировка зазоров.
  • Выбор колодок премиум-класса. Для повышения срока службы и равномерности износа имеет смысл использовать фирменные колодки повышенного качества от известных производителей.

Как выбрать качественные тормозные колодки

Правильный выбор тормозных колодок играет важную роль в предотвращении их преждевременного и неравномерного износа.

  • Материал фрикционных накладок. Качественные колодки изготавливаются из современных материалов - полуметаллических или керамических составов. Они обеспечивают высокие фрикционные характеристики и стойкость к износу.
  • Технология производства. Важную роль играет применяемая технология прессования и термообработки накладок. Современные производители используют многоступенчатое прессование и специальные добавки для повышения прочности.
  • Репутация бренда. Стоит выбирать проверенные бренды, зарекомендовавшие себя на рынке - такие как Brembo, ATE, Jurid. Их продукция отличается высоким качеством и надежностью.

Правила эксплуатации автомобиля для предотвращения преждевременного износа тормозных колодок

Для того чтобы максимально продлить срок службы тормозных колодок, важно придерживаться нескольких важных правил при эксплуатации автомобиля.

  • Избегать езды по грязи и бездорожью. Грязь и песок, попадая на детали тормозного узла, вызывают его преждевременный износ. По возможности следует избегать езды по грунтовым дорогам.
  • Контролировать герметичность защитных колпачков и пыльников. Регулярно осматривайте целостность резиновых защитных элементов. Своевременно устраняйте даже незначительные повреждения во избежание попадания влаги и грязи.
  • Не допускать масляных подтеков из двигателя. Моторное масло, попадая на тормозные диски и колодки, резко снижает эффективность торможения и приводит к неравномерному износу накладок.
  • Проводить обкатку новых колодок. Новые тормозные колодки рекомендуется обкатать: первые 500 км тормозить плавно, не допуская перегрева. Это повысит сцепление накладок с диском и продлит их ресурс.
  • Плавное торможение. Резкое интенсивное торможение приводит к перегреву колодок и ускоренному износу. Необходимо тормозить плавно, особенно на высоких скоростях.
  • Исключение длительных пробуксовок. Пробуксовка колес также перегревает тормозные механизмы вплоть до оплавления колодок. Следует избегать таких ситуаций.
  • Регулярное техобслуживание тормозной системы. Для предотвращения преждевременного износа тормозных колодок необходимо регулярно проводить ТО тормозной системы с проверкой ее компонентов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество