Задняя часть глушителя играет важную роль в работе выхлопной системы автомобиля. От ее состояния зависят мощностные характеристики двигателя, расход топлива, уровень шума и токсичность отработавших газов. Давайте разберемся, как устроена задняя часть глушителя, какие бывают неисправности и как правильно выбрать новый глушитель при замене.
Назначение и принцип работы задней части глушителя
Задняя часть глушителя выполняет следующие основные функции:
- Снижение уровня шума отработавших газов
- Уменьшение токсичности выхлопа за счет охлаждения и очистки газов
- Защита элементов выхлопной системы от прожогов и деформации
По конструкции задние глушители бывают прямоточные и лабиринтные. Прямоточная конструкция представляет собой перфорированную трубу в металлическом кожухе. Лабиринтные глушители имеют более сложную структуру из нескольких труб и перегородок.
Принцип работы заднего глушителя реализуется по одной из трех основных схем: диссипативной, реактивной или комбинированной.
В комбинированных глушителях используются сразу оба принципа шумопоглощения, что обеспечивает наиболее эффективное снижение шумности и токсичности выхлопа для большинства современных автомобилей.
Задняя часть глушителя ваз и других отечественных марок
В российских автомобилях ВАЗ, ГАЗ, УАЗ традиционно использовались унифицированные глушители с прямоточной схемой работы. Однако в последние годы многие автопроизводители перешли на более эффективные комбинированные глушители.
Например, на модельном ряду Lada Vesta устанавливаются глушители со следующими характеристиками:
Модификация Vesta | Тип глушителя |
Vesta 1.6 л 16-клапанный (106 л.с.) | Комбинированный, 2-камерный |
Vesta SW Cross 1.8 л (122 л.с.) | Комбинированный, 3-камерный |
При этом на более ранних моделях, таких как Lada Priora или Lada Samara, встречаются как прямоточные, так и комбинированные задние глушители в зависимости от комплектации и года выпуска автомобиля.
Какие бывают неисправности задней части глушителя
Задний глушитель со временем изнашивается и выходит из строя. Наиболее часто встречаются такие неисправности:
- Коррозия корпуса и сквозная ржавчина
- Механические деформации и вмятины
- Трещины или разрывы на корпусе
- Отсутствие части деталей крепления
Признаками неисправности задней части глушителя являются:
- Повышенный шум при разгоне и в режиме холостого хода
- Неровная работа двигателя, перебои в выхлопе
- Задняя часть глушителя шевроле или других моделей автомобилей дает дым или искрит
Чтобы определить точную причину неисправности глушителя, следует обратиться в автосервис для профессиональной диагностики.
Как правильно диагностировать неисправности задней части глушителя
Чтобы точно определить, что сломалось в выхлопной системе, требуется профессиональная диагностика в автосервисе. Специалисты используют следующие методы:
- Визуальный осмотр на наличие внешних повреждений
- Проверка герметичности соединений при помощи мыльного раствора
- Замер уровня шума и частотных характеристик работы двигателя
- Проверка состава отработавших газов газоанализатором
По результатам диагностики становится понятно, в каком именно узле возникла неисправность. Это может быть не только задняя часть глушителя, но и другие элементы - резонатор, катализатор, выхлопные трубы.
Как снять и заменить задний глушитель
Если диагностика подтвердила неисправность задней части глушителя, потребуется его замена. Порядок действий следующий:
- Снять защитный экран под днищем автомобиля для доступа к глушителю
- Отсоединить выхлопную трубу от фланцевого соединения заднего глушителя
- Раскрутить болты крепления глушителя к подвеске
- Демонтировать старый глушитель и установить новый, закрепив его болтами
- Подключить выхлопную трубу и установить защитный кожух
При покупке нового глушителя важно выбрать аналогичную заменяемому модель по присоединительным размерам и типу конструкции.
Глушитель задняя часть "Нексия" и других иномарок
У иномарок конструкция задней части глушителя может отличаться от отечественных автомобилей.
Например, на "Ниссан Альмера" и "Ниссан Тида" устанавливают 2-камерные глушители эллиптической формы из нержавеющей стали. В заднем глушителе модели "Нексия 3" глушащие камеры и входной патрубок не по центру, а сбоку по ходу потока газов.
При замене глушителя иномарки очень важно соблюдать оригинальные размеры и форму. Даже небольшие отклонения могут привести к снижению мощности, перегреву двигателя и увеличению токсичности отработавших газов.
Как продлить срок службы заднего глушителя
Чтобы задняя часть глушителя прослужила дольше, рекомендуется соблюдать следующие правила эксплуатации:
- Регулярно менять масло в двигателе, чтобы предотвратить загрязнение глушителя продуктами неполного сгорания
- Не эксплуатировать автомобиль при серьезных неисправностях системы зажигания или питания
- Избегать длительной эксплуатации на перегретом или холодном двигателе
- Не допускать механических повреждений глушителя и выхлопной системы при движении по кочкам и бездорожью
Особенности установки гоночных глушителей
На тюнингованных и гоночных автомобилях часто устанавливают спортивные глушители. Их основное отличие в увеличенном диаметре труб и пониженной шумоизоляции.
Преимущества и недостатки гоночных глушителей
Установка спортивного глушителя дает следующие преимущества:
- Увеличение мощности двигателя за счет улучшения газодинамики
- Улучшение звука выхлопа, появление приятного гула
- Выигрышный внешний вид за счет насадок крупного диаметра
К недостаткам гоночных глушителей можно отнести:
- Повышенный уровень шума, что может нарушать комфорт пассажиров и водителя
- Необходимость периодической балансировки топливной смеси и зажигания из-за изменения выхлопа
- Более высокая цена и сложность монтажа по сравнению со штатными глушителями
Требования к установке тюнинговых глушителей
Чтобы гоночный глушитель работал корректно и не вызывал проблем, требуется:
- Подбор глушителя с учетом параметров двигателя и особенностей выхлопной системы конкретной модели автомобиля
- Установка специальных heat shield экранов для защиты от прожога пластиковых деталей повышенной температурой
- Настройка датчиков кислорода и форсунок после замены штатного глушителя на тюнинговый
Влияние качества бензина и масел на глушитель
Применение качественных ГСМ способствует увеличению ресурса глушителя за счет:
- Уменьшения количества сажи и нагара на внутренних поверхностях
- Снижения вероятности возникновения коррозии металлических элементов
- Повышения стабильности рабочего процесса двигателя, что сокращает риски прожога и деформации глушителя
Рекомендуется использовать бензин с октановым числом не ниже указанного в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Дополнительные опции усиления шумоизоляции
Для снижения шумности работы заниженных спортивных глушителей доступны следующие варианты доработки:
- Установка дополнительных глушителей шума в салоне
- Монтаж специализированных звукоизолирующих материалов в арки колес, пол и другие места
- Замена стандартных щитков подвески на более "тихие", с шумопоглощающей прокладкой