Старые дизельные двигатели славятся своей неубиваемостью и запасом прочности. Новые моторы стремятся к компактности и экономичности, но часто в ущерб надежности. Давайте разберемся, почему старый добрый дизель живет дольше и стоит ли ориентироваться на него при покупке авто.
История создания дизельных двигателей
Дизельный двигатель был изобретен в 1892 году немецким инженером Рудольфом Дизелем. В отличие от бензинового, дизельный двигатель работает по принципу воспламенения топлива от сжатия, а не от искры. Это позволило добиться более высокого коэффициента полезного действия и экономичности.
Первые серийные дизельные двигатели начали устанавливаться на грузовики, тепловозы, суда и стационарные установки. В автомобилестроении дизель стал применяться с 1930-х годов.
Первым легковым автомобилем с дизелем стала модель Mercedes-Benz 260D, выпущенная в 1936 году.
В СССР первые дизели для автомобилей и тракторов начал выпускать Ярославский моторный завод. Самыми массовыми стали двигатели серий ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 мощностью 75-85 л.с. Они отличались простотой конструкции, надежностью и неприхотливостью.
В Европе с 1950-х годов дизельные двигатели начали активно применять для легковых иномарок французские компании Citroen и Peugeot. Эти моторы славились долговечностью, многие проходили без капремонта по 500-700 тысяч километров.
В Японии первые дизели для легковушек разработали компании Toyota, Nissan и Mitsubishi. Они отличались экономичностью и надежностью, что позволило завоевать доверие покупателей. Особенно популярным стал двигатель 4D56 производства Mitsubishi, который устанавливался на внедорожники Pajero и L200.
Конструктивные особенности старых и новых дизелей
Ключевое отличие старых и новых дизелей - в материалах, из которых они изготавливались. Раньше преимущественно использовали чугунные блоки цилиндров. Современные двигатели делают из алюминиевых сплавов, что позволяет уменьшить вес. Но прочностные свойства чугуна выше.
Еще одна тенденция - форсирование мощности при снижении рабочего объема. Если в старых дизелях на 1 литр приходилось 30-40 лошадиных сил, то в новых - и 50, и 60, и все 80 л.с. Это достигается ценой повышенных оборотов, температур и давления - то есть за счет ресурса.
Наглядно видно изменение конструкции на примере двигателей Volkswagen. 1.9 TDI 1990-х годов имел просторную геометрию, металлические поршни, толстые стенки цилиндра. Его "преемник" - 2.0 TDI 2000-х уже с алюминиевым блоком, более компактными поршнями, узкими седлами клапанов. При равном объеме в 2 литра мощность выросла с 90 до 140 л.с. Но надежность, к сожалению, снизилась.
Другое важное отличие - топливная аппаратура. Механические насосы и форсунки старых дизелей менее требовательны к чистоте топлива и качеству масел. Электроника современных систем Common Rail гораздо более чувствительна к любым отклонениям от нормы.
Причины потери надежности в новых дизелях
Одной из ключевых причин снижения надежности новых дизелей является удешевление их производства. Использование более дешевых материалов, упрощение конструкции, отказ от избыточного запаса прочности - все это приводит к тому, что ресурс таких моторов падает.
Еще один важный момент - снижение ремонтопригодности. В старых дизелях многие детали можно было отремонтировать или заменить по отдельности. Современные моторы зачастую просто не рассчитаны на ремонт - только полная замена.
Показателен пример с двигателем VW 2.5 TDI, где экспериментально применили никелевое покрытие цилиндров. Из-за быстрого износа этого покрытия мотор терял мощность и компрессию, а восстановить его было практически невозможно.
Особенности эксплуатации старых дизелей
Чтобы сохранить надежность старого дизеля, важно соблюдать правила его эксплуатации. Ключевые моменты:
- Регулярное проведение ТО
- Использование рекомендованного масла хорошего качества
- Заправка качественным топливом без примесей
- Аккуратная езда, особенно на холодном двигателе
- Контроль уровня и давления масла
Соблюдение этих несложных правил позволит максимально продлить жизнь вашего четырехтактного друга.
Плюсы и минусы авто со "старым дизелем"
При покупке подержанного автомобиля стоит обратить внимание на машины со старыми дизельными моторами. У них есть свои плюсы и минусы:
Плюсы:
- Высокий потенциал пробега
- Надежность и неприхотливость
- Простота и дешевизна ремонта
- Неплохая динамика и экономичность
Минусы:
- Более высокий расход топлива
- Повышенный шум и вибрация
- Устаревшая электроника
- Требование к качеству топлива и масел
Однако, для экономных водителей, готовых мириться с некоторым дискомфортом, такое авто может быть оптимальным решением.
Митсубиси стар дизель 4D56 - эталон надежности
Одним из самых надежных дизельных моторов по праву считается японский "Митсубиси стар дизель" 4D56. Этот 2.5 литровый двигатель устанавливался на внедорожники Mitsubishi Pajero и L200 (Mitsubishi L200).
Мотор отличается простой и неприхотливой конструкцией:
- атмосферный впрыск топлива
- клиноременный привод ГРМ
- форкамерные форсунки
- чугунный блок цилиндров
При своевременных ТО 4D56 способен без поломок пройти 500-700 тысяч километров. Этот "Митсубиси стар дизель" по праву считается эталоном надежности и неубиваемости.