Корабельный сурик - удивительное вещество, способное надежно защищать металл от коррозии даже в агрессивной морской воде. Узнайте в этой статье, что представляет собой корабельный сурик, как его применяют и чем разводят.
Что такое корабельный сурик
Корабельный сурик - это разновидность сурика, получаемого на основе свинца. Он представляет собой порошок ярко-оранжевого цвета, не растворимый в воде. Его отличают высокая плотность, стойкость к химическим воздействиям и кислотам.
Корабельный сурик обладает следующими свойствами:
- Устойчив к солям, щелочам, ультрафиолету
- Не впитывает влагу
- Отличная адгезия к металлам
- Быстро сохнет
- Не теряет защитных свойств в воде
Производится корабельный сурик путем прокаливания свинца при высоких температурах с доступом воздуха или кислорода. Затем полученный оксид свинца измельчают в мелкий порошок.
Существует два основных вида сурика:
- Свинцовый корабельный сурик ярко-оранжевого цвета
- Железный сурик - красновато-коричневого оттенка
Зачем нужен корабельный сурик
Главное назначение этого материала - антикоррозийная защита металлических изделий и конструкций, эксплуатируемых в неблагоприятных условиях открытой атмосферы, морской или пресной воды.
Преимущества корабельного сурика:
- Высокая стойкость к коррозии и воздействию окружающей среды
- Отличная адгезия - плотно сцепляется с поверхностью
- Быстрое образование защитного барьера
- Долгий срок службы покрытия
Корабельный сурик применяют для окраски морских и речных судов, днищ автомобилей, мостовых металлоконструкций, трубопроводов и других объектов, работающих в агрессивных средах.
Как правильно развести корабельный сурик
Для применения корабельный сурик необходимо предварительно развести. В качестве разбавителя чаще всего используется натуральная олифа на основе льняного или конопляного масла.
Пошаговая инструкция разведения сурика:
- Взять чистую емкость, желательно эмалированную
- Насыпать в емкость сурик в пропорции 750 г на 1 кг готовой массы
- Добавить олифу в пропорции 250 г на 1 кг
- Тщательно перемешать до однородной массы
Готовую смесь лучше использовать сразу, так как со временем на поверхности образуется пленка.
Компонент | Пропорции на 1 кг смеси |
Сурик свинцовый | 750 г |
Олифа | 250 г |
Такой состав обеспечивает оптимальную консистенцию и свойства смеси для дальнейшего нанесения.
Основы нанесения корабельного сурика
Перед нанесением поверхность очищают от грязи, ржавчины, отслаивающегося старого покрытия. Затем обезжиривают уайт-спиритом или другим растворителем.
Существует несколько способов нанесения:
- Кистью
- Валиком
- Распылителем
Рекомендуется наносить в 2-3 слоя с промежуточной сушкой около 2 часов. Уже после первого слоя образуется защитный барьер, препятствующий коррозии.
При температуре до -5°С корабельный сурик также можно использовать, главное чтобы поверхность была очищена от наледи.
Инструменты после работы необходимо тщательно промыть уайт-спиритом.
Корабельный сурик для обработки кораблей и лодок
Благодаря своим уникальным защитным свойствам, корабельный сурик широко применяется в судостроении и судоремонте для окраски корпусов кораблей, лодок, яхт.
Преимущества использования корабельного сурика:
- Надежно защищает от коррозии в морской воде
- Устойчив к воздействию ультрафиолета и перепадам температур
- Быстро сохнет, позволяя судну быстрее выйти в плавание
- Обеспечивает долгий срок службы покрытия
Поверхность перед нанесением очищают пескоструйным способом. Затем наносят 2-3 слоя корабельного сурика кистью, валиком или распылением.
Корабельный сурик в автомобилях и технике
Автомобили и техника также подвержены коррозии, особенно их днища и места стыковки панелей. Корабельный сурик наносят для защиты следующих элементов автотранспорта:
- Днище
- Пороги
- Арки колес
- Места сварных швов
- Другие подверженные коррозии зоны
Перед покраской тщательно очищают заржавевшие участки, обезжиривают и грунтуют. Затем наносят 2 слоя корабельного сурика с промежуточной сушкой. Дополнительно можно нанести слой эмали нужного цвета.
Такое покрытие на основе корабельного сурика надежно защищает машину от коррозии годами при эксплуатации в любых климатических условиях.
Применение корабельного сурика в промышленности
Благодаря высоким антикоррозионным свойствам, корабельный сурик широко применяется в разных отраслях промышленности:
- Металлургия
- Судостроение
- ТЭК
- Машиностроение
- Транспорт
Корабельный сурик используется для защиты производственного оборудования, трубопроводов, металлоконструкций, работающих в агрессивных средах, требующих надежной антикоррозионной защиты.
Перед нанесением покрытия поверхность тщательно очищают и обезжиривают. Затем наносят корабельный сурик в 2-3 слоя кистью, валиком, краскораспылителем.
Корабельный сурик в сельском хозяйстве и садоводстве
Свинцовый сурик используется в сельском хозяйстве и садоводстве уже не одно десятилетие. Его применяют как универсальную защитную антикоррозийную грунтовку при высадке различных культур.
Основные области применения корабельного сурика в сельском хозяйстве:
- Окраска сельхозтехники и оборудования
- Грунтовка для защиты металлических опор, каркасов теплиц
- Подготовка почвы перед высадкой рассады
- Предпосевная обработка семян
Сурик разводится натуральной олифой и наносится на обрабатываемую поверхность кистью или распылением в 2-3 слоя.
Такое покрытие на основе корабельного сурика надежно защищает обрабатываемые объекты от негативных внешних воздействий.
Особенности хранения корабельного сурика
Корабельный сурик в чистом виде рекомендуется хранить в плотно закрытой таре изолированно от источников открытого огня. Оптимальная температура хранения от -10 до +30 градусов.
Готовая смесь сурика с олифой также должна находиться в плотно закрывающейся емкости при комнатной температуре не более 30 градусов. Не рекомендуется хранить такую смесь более 2-3 дней, так как со временем на поверхности образуется твердая пленка.
Утилизация отходов при работе с корабельным суриком
При работе с корабельным суриком образуются опасные отходы, требующие специальной утилизации. К ним относятся:
- Использованные кисти, валики, тряпки
- Сурик, утративший потребительские свойства
- Остатки старого демонтированного покрытия
- Промывные воды после очистки инструмента
Все эти отходы сдаются в специализированные организации для дальнейшей обработки и обезвреживания. Ни в коем случае нельзя выбрасывать их на свалку или в канализацию.
Требования безопасности при работе с корабельным суриком
При работе с корабельным суриком необходимо соблюдать ряд мер предосторожности:
- Использовать средства защиты органов дыхания, кожи, глаз
- Тщательно мыть руки после работы
- Проветривать помещение во время и после окраски
- Не допускать попадания состава вовнутрь организма
Категорически запрещается курить, принимать пищу и напитки во время работы с корабельным суриком во избежание отравления.
Альтернативы корабельному сурику
Существует несколько альтернативных вариантов антикоррозионных покрытий, которые можно использовать вместо корабельного сурика:
- Цинконаполненные эпоксидные грунты
- Микаферритовые краски
- Полиуретановые покрытия
- Эмали холодной сушки
- Битумные лакокрасочные материалы
Однако по соотношению цена/качество корабельный сурик остается одним из лучших решений для защиты от коррозии.