Автомобиль ВАЗ-1111 "Ока" до сих пор популярен благодаря простоте и надежности. Однако правильная настройка системы зажигания критически важна для оптимальной работы этого автомобиля. Давайте разберемся, как выставить зажигание на "Оке".
Зачем нужно выставлять зажигание на автомобиле
Система зажигания отвечает за своевременное возникновение искры между электродами свечи зажигания. Это необходимо для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания двигателя.
Если угол опережения зажигания выставлен неправильно, то:
- Двигатель плохо пускается
- Расходует больше топлива
- Мотор не развивает полную мощность
- В двигателе возникают перегрев и детонация
При правильной регулировке зажигания двигатель:
- Легко запускается
- Работает плавно и тихо, не издает приглушенных звуков
- Имеет оптимальные экономические и мощностные показатели
Таким образом, выставление зажигания позволяет исправить многие проблемы в работе мотора и поддерживать его в хорошем техническом состоянии, что, в свою очередь, не влечет дополнительных расходов.
Как устроена система зажигания "Оки"
На автомобилях ВАЗ-1111 используется бесконтактная система зажигания, состоящая из следующих компонентов:
- Датчик момента искрообразования
- Коммутатор
- Катушка зажигания
- Проводка
- Свечи зажигания
Их работа выглядит следующим образом: датчик посылает импульсы в коммутатор, который прерывает ток в катушке зажигания. В результате генерируется очень высокое напряжение, поступающее по проводам на свечи зажигания и вызывающее искру.
Особенность системы зажигания "Оки" в том, что здесь установлена двухвыводная катушка. Это упрощает конструкцию и позволяет обойтись без распределителя высокого напряжения.
Инструменты для регулировки зажигания
Для качественной регулировки зажигания на "Оке" потребуются следующие инструменты:
- Ключ для свечей, желательно несколько
- Отвертка крестовая
- Стробоскоп
- Компрессометр (желательно)
При выборе стробоскопа обращайте внимание на марку производителя данной детали, наличие необходимых насадок, яркость вспышки, комплектацию.
Стробоскоп нужно использовать строго по инструкции, чтобы не повредить глаза. Обязательно наденьте защитные очки, если есть, то специальные сварочные.
Перед тем как выставить зажигание на "Оке"
, необходимо выполнить следующие подготовительные операции, они облегчают работу далее.
Подготовка к регулировке зажигания
Перед тем как выставить зажигание на "Оке", необходимо выполнить следующие подготовительные операции:
- Проверить состояние свечей зажигания на текущий момент
- Проверить компрессию в цилиндрах
- Убедиться в исправности проводки высокого напряжения
- Отрегулировать холостые обороты в соответствии с нормой
Проверка свечей зажигания
Свечи зажигания играют ключевую роль в процессе горения топлива, поэтому их состояние напрямую влияет на качество работы двигателя и точность установки зажигания.
При осмотре свечей необходимо обращать внимание на:
- Целостность изолятора
- Состояние электрода и накипи на нем
- Цвет и тип нагара
- Зазор между электродами
При обнаружении неисправностей свечи следует заменить. Также рекомендуется устанавливать новый комплект перед регулировкой.
Проверка компрессии
Компрессия показывает техническое состояние цилиндропоршневой группы. Ее измеряют компрессометром.
Норма компрессии для двигателя ВАЗ-1111 составляет 10-12 атм. Разница между цилиндрами не должна превышать 2 атм.
Если компрессия ниже нормы - нужно выполнить дополнительную диагностику и ремонт двигателя.
Проверка проводки высокого напряжения
Проводка высокого напряжения соединяет катушку зажигания со свечами. Неисправность в ней приведет к нарушениям в искрообразовании.
При проверке обращают внимание на:
- Целостность наружной изоляции проводов
- Надежность и чистоту контактов
- Сопротивление цепи по нормативам
При выявлении дефектов проводку необходимо отремонтировать или заменить.
Регулировка холостых оборотов
Холостые обороты двигателя ВАЗ-1111 должны быть 750-850 об/мин. Регулируют их с помощью ограничительных винтов на карбюраторе.
Эта настройка необходима, чтобы двигатель работал стабильно на режиме холостого хода.
Выбор подходящих условий
Регулировку зажигания желательно проводить в сухую погоду при температуре окружающего воздуха от +10 до +30 градусов Цельсия. Это позволит получить наиболее точные показания.
Регулировку зажигания желательно проводить в сухую погоду при температуре окружающего воздуха от +10 до +30 градусов Цельсия. Это позволит получить наиболее точные показания.
Пошаговая инструкция регулировки
Итак, приступим непосредственно к процессу установки угла опережения зажигания на автомобиле ВАЗ-1111 Ока:
- Подключите стробоскоп к аккумулятору и свече зажигания первого цилиндра
- Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры
- Установите частоту мигания стробоскопа, соответствующую 750-850 об/мин
- Направьте луч стробоскопа в смотровое окно картера сцепления
- Ослабьте крепежные болты датчика фаз и поворачивайте корпус датчика до совмещения метки на маховике со шкалой
- Затяните болты и проверьте значение еще раз
При выполнении регулировки нужно быть аккуратным и точно следовать инструкции, чтобы избежать поломок.
Возможные ошибки
Среди наиболее распространенных ошибок при выставлении зажигания на ВАЗ-1111 можно выделить:
- Неверная частота стробоскопа
- Ослабление не тех болтов крепления
- Сбивание регулировки при затяжке
- Неточность совмещения меток
Чтобы их избежать, необходимо четко следовать инструкции и быть предельно внимательным.
Признаки правильной регулировки
После выставления зажигания двигатель должен работать ровно, без перебоев и детонации. Другие признаки правильной регулировки:
- Стабильные обороты холостого хода
- Отсутствие большого дыма из выхлопной трубы
- Двигатель развивает полную мощность
- Низкий расход топлива
Если по каким-то параметрам наблюдаются отклонения - нужно проверить регулировку еще раз.
Признаки неправильной регулировки
Если при выставлении зажигания были допущены ошибки, это проявится в работе двигателя следующими признаками:
- Повышенная вибрация на холостом ходу
- Нестабильные, скачущие обороты
- Перебои в работе, ощутимые дергания автомобиля
- Повышенный расход топлива
- Двигатель не развивает полную мощность
- Появление детонации под нагрузкой
При появлении таких признаков необходимо выполнить регулировку зажигания повторно. Проследите за точным соблюдением всех требований инструкции.
Корректировка регулировки
Если при повторной попытке выставить зажигание двигатель по-прежнему работает некорректно, потребуется корректировка:
- Еще раз проверьте состояние свечей и проводки высокого напряжения
- Убедитесь, что холостые обороты соответствуют норме
- Следите за полным совпадением штрихов при установке датчика фаз
- Попробуйте сдвинуть угол опережения зажигания на 1-2 градуса
Такая методика поможет установить оптимальные параметры и избавиться от неполадок.
Проверка с помощью приборов
Для более точной оценки результатов регулировки используют специальные приборы:
- Сканеры ОБД для проверки ошибок
- Газоанализатор для измерения состава выхлопа
- Дымомер для оценки дымности
- Стенд для замера мощностных и экономических параметров работы