Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим об очень актуальной для каждого автовладельца теме - как правильно самостоятельно разбортировать колесо автомобиля. Эта непростая задача часто встает перед нами в самый неподходящий момент. Однако знание ключевых нюансов и правильных алгоритмов действий позволит успешно разобраться с этой проблемой. Поехали разбираться!
С чем приходится иметь дело при разбортировке колес
Прежде чем приступать к разборке колеса, давайте определимся с терминологией. Под понятием "колесо" подразумевается комплекс из нескольких элементов:
- Шина (покрышка) - резиновая оболочка, которая непосредственно контактирует с дорогой.
- Обод колеса (диск) - металлический каркас, на который монтируется шина.
- Камера - резиновая емкость со встроенным ниппелем, которая при необходимости помещается внутрь шины и наполняется воздухом.
Именно эти части колеса и приходится разбирать и собирать при возникновении неисправностей.
Какие инструменты потребуются
Чтобы успешно справиться с разборкой колеса потребуются следующие инструменты и материалы:
- Домкрат;
- Комплект гаечных ключей;
- Монтажные лопатки (не менее 2-х штук);
- Молоток;
- Стальной уголок с закругленными кромками;
- Смазочные материалы (жидкий мыло, силикон и т.п.).
При наличии такого набора инструментов можно смело браться за дело.
Подготовка к разбортировке: основные шаги
Перед тем как приступить к разборке колеса, необходимо выполнить следующие подготовительные операции:
- Освободить шину от воздуха, полностью спустив ее.
- Снять колесо с автомобиля при помощи домкрата и гаечного ключа.
- Полностью вывернуть вентиль, чтобы сбросить остаточное давление.
- Нанести на место посадки шины и обода колеса смазывающий раствор (мыльный или силиконовый). Это облегчит последующее разделение.
Теперь все готово к непосредственной разборке.
Алгоритм разбортировки колеса
Как разбортировать колесо автомобиля? Процесс разборки имеет следующую последовательность действий:
- Завести конец стального уголка между шиной и ободом колеса в точке, противоположной вентилю.
- Постепенно, без рывков, отделить один борт шины от обода по всей окружности, продвигая уголок дальше.
- Повторить предыдущее действие для второго борта шины, также полностью отделив его от обода.
- Аккуратно извлечь камеру шины из покрышки вентилем вперед.
- Завести монтажные лопатки между одним из бортов шины и ободом и, покачивая, осторожно перетянуть борт через закраину обода наружу.
- Перетащить второй борт аналогичным образом при помощи лопаток.
Никогда не применяйте чрезмерную силу при разборке колеса! Это чревато поломками или повреждениями шины и обода. Будьте максимально аккуратны.
Как разбортировать колесо своими руками? Описанный алгоритм действий подходит как для камерных, так и для бескамерных шин. Рассмотрим особенности работы с каждым типом подробнее.
Различия в разборке камерных и бескамерных шин
Главное отличие при разборке шин разных типов заключается в наличии или отсутствии резиновой камеры внутри.
Особенности разборки камерной шины
- В процессе отделения бортов от обода нужно следить за целостностью камеры и ее вентиля.
- После отрыва обоих бортов камеру можно полностью извлечь наружу через покрышку.
- Бескамерную шину легче перетащить через закраину обода благодаря более свободному соединению резины и металла.
Особенности разборки бескамерной шины
- Отсутствует необходимость следить за сохранностью камеры, что в какой-то мере упрощает процесс.
- Из-за отсутствия зазоров бескамерная шина плотно облегает обод, что усложняет отрыв бортов и их перемещение при разборке.
- Требуется больше смазочных материалов и аккуратности в обращении, чтобы не повредить шину.
Таким образом, камерные шины проще поддаются разборке в домашних условиях за счет менее плотного соединения с ободом колеса.
Бортировка - порядок сборки колеса
После выполнения необходимого ремонта или замены камеры наступает время восстановить колесо в сборе - выполнить обратную процедуру под названием "бортировка". Она производится в следующем порядке:
- Положить обод колеса на чистую поверхность закраиной вверх.
- Вложить в покрышку исправную камеру (или собрать бескамерную шину).
- Нанести на обод смазку, совместить вентиль камеры с отверстием в ободе.
- Завести один борт шины на обод и равномерно надеть его монтажной лопаткой.
- Аналогично натянуть второй борт.
- Накачать шину до рабочего давления.
Важный момент - не допускайте попадания инородных предметов между шиной и ободом в процессе бортировки!
Соблюдая правильную последовательность действий и аккуратность, можно качественно собрать колесо после разборки.
Риски и ошибки при разборке колес
Несмотря на кажущуюся простоту, процесс разборки и сборки колес таит в себе ряд подводных камней. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки:
- Применение чрезмерных усилий, приводящее к поломкам
- Повреждение вентиля или камеры во время отделения бортов
- Недостаточная смазка, из-за которой перемещение резины по ободу крайне затруднено
- Попадание инородных частиц при установке шины на обод
- Неверное давление при накачке колеса
Чтобы избежать подобных ошибок, строго придерживайтесь описанных выше алгоритмов и проявляйте аккуратность на всех этапах разборки/сборки.
Советы профессионалов для облегчения разборки
Завершая нашу статью, приведем несколько ценных рекомендаций от опытных автомехаников, которые помогут вам справиться с разборкой колеса:
"Если шина сильно приварилась к ободу, залейте место их соединения горячей водой и дайте немного впитаться. После этого резина легко отделится". Иван С., автомеханик с 12-летним стажем.
"Для защиты вентиля и камеры при разборке приклейте пластырь или изоленту поверх ниппеля. Тогда даже при скольжении уголка повреждений не будет". Сергей П., шиномонтажник.
Учитывая все тонкости и нюансы разборки колес, вы сможете справиться с задачей быстро и качественно. Удачи!
Полезные аксессуары для разборки колес
Чтобы облегчить процесс разборки-сборки колес в домашних условиях, можно использовать некоторые полезные приспособления. Давайте рассмотрим самые популярные из них.
Пластиковые подкладки
Эти тонкие жесткие подкладки из пластика помещают между бортом шины и ободом колеса перед началом работ. Они предохраняют резину от повреждений во время протаскивания монтировкой.
Съемник для шин
Представляет собой домкрат с широким основанием и двумя распорными рычагами. Используется вместо уголка при отделении бортов шины от обода - упрощает этот процесс.
Роликовый инструмент
Специальный ролик, устанавливаемый на резьбовой шток. При вращении рукоятки ролик перетаскивает борт шины через закраину обода. Ускоряет бортировку.
Полезные советы при разборке колес
Кроме специнструмента, опытные водители и автомеханики делятся разными хитростями, облегчающими процесс. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Применение распорок при бортировке
Чтобы одновременно надеть оба борта шины на обод колеса, можно использовать пластиковые или деревянные распорки. Они фиксируют нужное положение бортов, освобождая руки.
Смазывание мыльным раствором
Вместо чистого мыла или силикона лучше применять мыльный раствор. Он хорошо смазывает резину и одновременно смывает грязь с поверхностей.
Покачивание бортов шины
Чтобы легче протолкнуть борт шины через закраину обода, нужно покачивать его в разные стороны. Это помогает преодолеть трение о металл.
Чего стоит избегать при разборке колес
Наряду с полезными советами есть и действия, которых опытные автомобилисты стараются избегать, чтобы не навредить. Давайте их тоже перечислим.
Применения избыточных усилий
Как уже говорилось, чрезмерные усилия могут привести к поломкам обода или покрышки. Старайтесь действовать аккуратно, без рывков.
Использования неподходящих инструментов
Ни в коем случае не пытайтесь отделять шину от обода отвертками, ножами и прочими острыми предметами - вы только испортите резину.
Сборки грязного колеса
Убедитесь, что все рабочие поверхности чистые перед бортировкой. Иначе возможно быстрое разгерметизирование собранной шины.
Ответы на часто задаваемые вопросы
В завершение давайте ответим на несколько типичных вопросов относительно самостоятельной разборки-сборки колес, возникающих у автовладельцев.
Могу ли я повредить литые диски при разборке?
Да, легкосплавные диски более хрупкие. Соблюдайте предельную аккуратность при работе с ними.
Куда девать разобранную шину после замены?
Старые покрышки нужно сдавать на перерабатывающий завод. Ни в коем случае не выбрасывайте их на свалку!