В различных ситуациях нам приходится описывать собственную жизнь. При подаче документов на визу, при соискательстве на вакансию, при баллотировании в депутаты вы должны создать справку об основных вехах своей карьеры. Как видим, тот, кто требует предоставить эту информацию, уже дает определенное направление - то есть что писать и какие расставить акценты. В посольствах или при подаче документов на вступление в ВУЗ нужно заполнить анкету. То есть вам выдают листок с вопросами, на которые вы честно отвечаете. Как написать автобиографию в другой форме? Составить резюме – сжатое изложение фактов своего жизненного пути.
Однако иногда работодатели требуют у соискателя на должность написать автобиографию в полном смысле этого слова, то есть curriculum vitae (CV). Это более сложная задача, к ней необходимо подходить творчески. Во-первых, стиль написания. Есть автобиографии, которые вошли в сокровищницу мировой литературы и прославили своих создателей. Не пробуйте "переплюнуть" Толстого или Чуковского. Язык расширенного жизнеописания должен быть живым, но в то же время деловым. Избегайте жаргона, эпитетов, сравнений, метафор и других творческих приемов, принятых в художественном жанре. Юмор в сочинениях подобного рода также неуместен. Однако стиль изложения должен быть неформализованным, более свободным. Например, если в резюме вы пишете: «Образование: СШ № 52 г. Львова (Украина) 1980-1990», то в автобиографии следует написать: «Я закончил среднюю школу № 52 в городе Львове (Украина), которая специализируется на углубленном изучении математических наук».
Перед тем как написать автобиографию, нужно составить на черновике несколько больших пунктов, из которых она будет состоять. Эти части должны быть по возможности соразмерными, приблизительно одинаковыми в объеме. Первый блок информации – это раскрытие того, кто вы, из какой вы среды. Вам кажется это пустяковым делом? Посмотрите на это глазами потенциального работодателя. Вашу фамилию и дату рождения вы изменить не можете, но если вы напишете о маме-педагоге или отце-инженере, это послужит вам дополнительным плюсом (интеллигентная семья предполагает и определенные манеры, воспитание). А если ваши родители проживают с вами, значит, вы – человек ответственный, кроме того, вам не нужно будет брать больничный по уходу за детьми.
Второй блок – сведения о полученном образовании. Как написать автобиографию с учетом этого важного пункта, чтобы представить себя в выгодном свете? Если это имеет отношение к специфике должности, на которую вы претендуете, не забудьте упомянуть о своем участии в кружках, о наградах на школьных олимпиадах. Если вы были старостой или профоргом класса или курса, тоже напишите об этом, как-никак, это опыт руководящей работы. Естественно, золотая медаль или красный диплом тоже достойны упоминания. Служившие в вооруженных силах указывают годы и место службы, а также звание, в котором эту службу закончили.
Далее следует самый ответственный этап: описание рабочего пути. Начинайте, согласно записям в трудовой книжке, не забывайте описывать все случаи, когда вы исполняли обязанности более высокопоставленного служащего (на время его отпуска), все награды, премии и поощрения. Как написать автобиографию, если у вас за спиной лишь школа и ПТУ? Возможно, вы прошли какие-то специальные курсы? Изучали иностранные языки (укажите какие)? Прошли языковые тесты TAGE-MAGE, GMAT или GRE (упомяните результаты).
Закончить жизнеописание нужно снова сведениями о семье – на этот раз собственной: фамилия, имя и профессия жены/мужа, количество детей, их возраст. Завершить можно кратким упоминанием о хобби – это также может расположить к вам работодателя. Вы имеете право не отображать темные стороны вашей жизни (алименты, погашенные судимости и т.д.). Как видим, если знать все правила, составить автобиографию не представляет особого труда.