Что такое стратегия? Данное слово всегда несколько настораживает из-за предполагаемой масштабности этого понятия. Под стратегией, в частности, подразумевается политика предприятия. Если смотреть на это понятие буквально, то это именно то, что руководители компании намереваются сделать в будущем.
Для более полного понимания того, что такое стратегия, необходимо рассмотреть этот термин в нескольких аспектах.
Во-первых, стратегия – это направление деятельности предприятия с принятием долгосрочных решений. В первую очередь должна быть определена стратегия компании с позиции принятия решений, которыми непреднамеренно или преднамеренно устанавливаются долгосрочные направления его хозяйственной деятельности. В данном случае под компанией могут подразумеваться предприятия или организации, их подразделения или филиалы. Однако под каким бы названием не существовала бизнес-единица, стратегия развития должна включать решения, предопределяющие ее будущую организационную структуру и предполагаемую деятельность.
Специалистами отмечено два основных преимущества при таком определении стратегии. Первое из них заключается в том, что речь идет о самих решениях и процессах их принятия, а не о планировании. Ведь, независимо от наличия плана, решения будут приниматься всегда. Второе преимущество раскрывается в приоритетах деятельности компании. Не всем замыслам суждено осуществиться, поэтому именно стратегия позволяет преодолеть конфликт интересов и побороть их непредсказуемые последствия.
Согласно первому определению стратегии, принятие решения стать лидером в организации не считается стратегическим. Такое решение, скорее всего, может быть отнесено к стратегическому плану.
Подытоживая сказанное, стратегия – это мероприятия, способные приводить к конкретным результатам, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.
Таким образом, в первом определении объясняется, что такое стратегия. Однако каким образом разрабатывается стратегия, чтобы шансы для получения необходимого результата были высокими?
На данный вопрос дает ответ второе определение, показывающее, что выдающаяся стратегия – это отличающаяся стратегия. Она принесет сверхприбыль только в том случае, если принятые решения будут несколько отличаться от решений конкурентов. При этом отличаться – не всегда значит быть лучше.
Бизнес-модель компании может быть приспособлена к рынку только тогда, когда она является конкурентоспособной. Итак, в чем же может состоять особая привлекательность той или иной модели для потребителя? Это может быть как лучший продукт, так и более низкие цены или лучшее обслуживание. Само по себе понятие «лучший» всегда означает «не такой, как у других».
Для сохранения преимущества в течение продолжительного времени оно не должно быть легким в повторении. Его имитация должна потребовать от конкурентов значительных капиталовложений. И к тому времени, когда они смогут догнать лидера, тот уже сделает шаг вперед и снова предложит что-то лучшее.
Наиболее распространенные ответы на вопрос: «Что такое стратегия?» можно найти в специализированной литературе, которая содержит базисные, или эталонные, широко освещенные и выверенные практикой методики развития бизнеса. Они отображают различные подходы к расширению деятельности фирмы, связанные с изменениями каждого из следующих элементов: рынка, продукта, отрасли и технологии. Каждый из перечисленных элементов может находиться в существующем или новом состоянии.
В наше время специалистами по разработке стратегии ценятся два основных свойства конкурентного преимущества. При этом для того, чтобы несколько отличаться, необходимо и действовать по-другому, чем конкуренты. А, следовательно, нужно уметь принимать смелые решения, бросая вызов традиционному мышлению.