Вопросы лидерства и власти человечество волновали всегда. Сегодня над их соотношением задумываются грамотные руководители организаций, преподаватели, представители всех отраслей науки, производства, управления.
Для того чтобы разобраться в вопросе о том, чем отличаются лидерство и власть в организации, нужно понять значение этих терминов.
Власть - это возможность навязывать свою волю, воздействовать на поведение и деятельность людей, организовывать какие-либо процессы, невзирая на одобрение или неодобрение подчиненных. Власть может быть разная: управленческая, политическая исполнительная и т.п. Но цель любой власти - заставить людей подчиняться воле руководителя. Руководители могут применять разные методы, чтобы реализовать свои права руководить. Порядочные и грамотные чаще всего используют стимулирование, заинтересованность, менее честные способны для удержания собственной власти использовать провокации, вымогательства, угрозы, авторитарные методы руководства. Некоторые группировки (особенно, бандитствующие или военизированные) для удержания собственной власти применяют открытое насилие, угрозы.
Тем не менее, суть власти от этого не меняется.
Начальник, руководитель чаще всего назначается вышестоящим руководством. Если речь идет о государственной власти, то она может быть выборной, иногда передается по наследству. В истории и государств, и организаций (даже современных) были случаи, когда власть захватывалась. В государственных структурах это обычно вооруженные или революционные перевороты, в организациях, особенно сегодня - рейдерство.
Власть и лидерство в организации могут принадлежать одному человеку, но чаще лидеры и руководители - разные люди.
Лидер - это человек, пользующийся всеобщим доверием и уважением, способный вести за собой людей, влиять на их мировоззрение, поступки, поведение. В системе межличностных отношений таким людям подчиняются.
Лидерство в организации может быть формальным. Формальные лидеры чаще всего занимают руководящие должности, они облечены властью, но не имеют авторитета в организации, или их авторитет недостаточно высок. Формальным лидерам подчиняются потому, что они облечены законной властью.
Неформальное лидерство в организации может принадлежать любому человеку, пользующемуся общим авторитетом или авторитетом большинства. Неформальный лидер обязан быть справедливым, уметь влиять на людей и их мировоззрение при помощи своих способностей, умений.
Порой случается, что руководитель, назначенный сверху, может стать настоящим, а не формальным лидером.Лидерство в организации - один из самых мощных факторов ее успешности, развития и совершенствования всего нового, передового прогрессивного, еще не внесенного в список плановых, обязательных для выполнения видов деятельности.
Сегодня каждый образованный и вдумчивый руководитель:
- Знает, что наибольшую пользу и эффективность организации, будь то обычный небольшой офис или крупное предприятие, принесет единство (взаимосвязь, взаимопонимание) руководителя и неформального лидера коллектива.
- Разумно проявляет свою власть и формальное лидерство в организации. Баланс власти - это такое управление, при котором требований руководства достаточно для достижения поставленных целей, но не настолько много, чтобы вызвать недовольство или открытый протест сотрудников.
И, наконец, он понимает, что нижестоящие сотрудники тоже облечены властью, хоть и неформальной. Например, деятельность начальника во многом зависит от компетентности его секретаря или других сотрудников. Ведь именно эти люди обладают необходимой информацией, нужными навыками и умениями.