Регулировка клапанов на ВАЗ 2105: пошаговое руководство для новичков

В статье подробно описан порядок самостоятельной регулировки клапанов на автомобиле ВАЗ 2105. Приведены рекомендации по выбору необходимых инструментов, определению признаков неправильного зазора в клапанах, пошаговые инструкции по установке нужного зазора для каждого клапана с необходимыми пояснениями. Также в статье даны советы по профилактическому обслуживанию клапанного механизма и замене расходных материалов для обеспечения его надежной долговечной работы.

1. Подготовка к регулировке клапанов

Прежде чем приступить к регулировке клапанов на ВАЗ 2105, нужно подготовиться.

Регулировку клапанов лучше всего проводить на холодном двигателе. Это позволит более точно настроить зазор.

Для регулировки потребуются следующие инструменты:

  • Набор рожковых ключей 8, 10, 13, 17
  • Плоский щуп 0,15 мм
  • Свечной ключ
  • Ключ для проворачивания коленвала

Порядок подготовки ВАЗ 2105 к регулировке:

  1. Дать двигателю полностью остыть
  2. Снять корпус воздушного фильтра
  3. Снять крышку клапанов
  4. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня ГРМ

Перед началом работ убедитесь в наличии всех необходимых инструментов и достаточном освещении. Работайте в защитных перчатках во избежание травм.

Крупный план клапана двигателя

2. Определение необходимости регулировки

Как определить, что на ВАЗ 2105 требуется регулировка клапанов?

Основные признаки:

  • Посторонние стуки в верхней части двигателя
  • Падение мощности и приемистости
  • Повышенный расход топлива

Эти симптомы свидетельствуют о неправильном зазоре в клапанах. Уменьшенный зазор приводит к прогару клапанов и падению компрессии. Увеличенный - нарушает наполнение цилиндров топливом.

Для водителей с опытом рекомендуется проверять зазор через каждые 25 000 км пробега. Для начинающих - через каждые 10 000-15 000 км.

Руки механика регулируют клапан

3. Порядок регулировки зазора клапанов

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2105:

  1. Установить поршень 4го цилиндра в ВМТ такта сжатия
  2. Проверить и отрегулировать зазоры на 6м и 8м клапанах
  3. Поворот коленвала на 180° - 2ой цилиндр
  4. Проверка и регулировка 4го и 7го клапанов
  5. Поворот на 180° - 1ый цилиндр
  6. Регулировка 1го и 3го клапанов
  7. Поворот на 180° - 3ий цилиндр
  8. Регулировка 2го и 5го клапанов

Для контроля зазора используется плоский щуп 0,15 мм. Он должен входить между деталями клапанного механизма с небольшим усилием.

При неправильном зазоре производится регулировка с помощью винта и контргайки каждого клапана. После регулировки проверяется легкость хода клапанов.

Таким образом по порядку регулируются все 8 клапанов двигателя ВАЗ 2105.

4. Рекомендации по регулировке зазора между клапаном и цилиндром

Для более точной регулировки рекомендуется использовать щуп определенной толщины в зависимости от температуры двигателя:

  • на холодном двигателе - 0,15 мм
  • на прогретом двигателе - 0,20 мм

Щуп вставляется между верхней частью клапана и цилиндром. Он должен проходить с небольшим усилием, не "проваливаясь" и не "закусываясь".

5. Особенности регулировки при замене карбюратора на инжектор

При замене карбюратора на инжектор на ВАЗ 2105 процедура регулировки клапанов ВАЗ 2105 (инжектор) имеет ряд особенностей:

  • Работа проводится только на полностью прогретом двигателе
  • Применяется щуп толщиной 0,20 мм
  • Требуется более высокая точность регулировки

6. Возможные ошибки при регулировке

Чтобы избежать ошибок, важно строго следовать порядку по цилиндрам и клапанам. Нельзя пропускать этапы регулировки.

Также распространенные ошибки:

  • Недостаточно прочная затяжка контргайки
  • Слишком сильная затяжка регулировочного болта и повреждение клапана

По завершении регулировки обязательно проверьте легкость хода всех клапанов!

7. Критерии качества регулировки

Признаки качественно проведенной регулировки клапанов на ВАЗ 2105 с карбюратором:

  • Плавный холостой ход, стабильные обороты
  • Отсутствие посторонних шумов из-под крышки клапанов
  • Восстановление динамики и приемистости двигателя

После регулировки рекомендуется провести тестовую поездку. Если проблемы сохраняются - возможно, требуется более сложный ремонт клапанного механизма.

8. Профилактическое обслуживание клапанов

Для предотвращения проблем с клапанами рекомендуется проводить их профилактическое обслуживание каждые 10 000 км пробега:

  1. Проверка и регулировка тепловых зазоров
  2. Проверка герметичности клапанов с помощью течеискателя
  3. Очистка клапанов от нагара
  4. Проверка износа фасок клапанов

Это позволит предотвратить более серьезные поломки клапанного механизма в будущем.

9. Замена масла в двигателе

При регулировке клапанов также рекомендуется замена масла в двигателе ВАЗ 2105. Это позволит очистить систему смазки от возможных загрязнений, попавших при разборке-сборке.

10. Ресурс клапанного механизма

При регулярном профилактическом обслуживании ресурс клапанов ВАЗ 2105 с карбюратором может достигать 80 000 км. С инжектором ресурс выше и составляет 100 000 - 120 000 км.

При большом пробеге автомобиля клапана подвергаются износу. В этом случае может потребоваться их замена или ремонт (шлифовка).

11. Ремонт клапанного механизма

Помимо регулировки, со временем могут потребоваться более сложные процедуры восстановления работоспособности клапанов, такие как:

  • Замена седел, направляющих клапанов
  • Устранение прогаров или трещин в клапанах
  • Шлифовка рабочих фасок клапанов

12. Выбор моторного масла

Правильный подбор моторного масла также важен для надежной работы клапанного механизма ВАЗ 2105. Рекомендуется использовать всесезонные масла классов SAE 10W-40 или 10W-30 с хорошими моюще-диспергирующими свойствами.

Некачественное или не соответствующее сезону масло приводит к отложениям нагара на деталях цилиндро-поршневой группы, в том числе на клапанах. Это ускоряет их износ.

13. Фильтры на ВАЗ 2105

Состояние фильтров (воздушного, топливного, масляного) напрямую влияет на чистоту процессов в цилиндрах и состояние клапанов. Регулярная своевременная замена фильтров - обязательное условие долговечности клапанного механизма.

Фильтр Периодичность замены
Воздушный 10 000 км
Топливный 20 000 км
Масляный 5 000 км

14. Альтернативы клапанному механизму

На смену клапанному механизму постепенно приходит более современная система регулирования фаз газораспределения. Она представляет собой комплекс датчиков, исполнительных механизмов и управляющего блока.

Такая система позволяет оптимизировать рабочий процесс в цилиндрах и снижает износ деталей в несколько раз. Однако ее стоимость пока остается достаточно высокой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.