В статье подробно описан порядок самостоятельной регулировки клапанов на автомобиле ВАЗ 2105. Приведены рекомендации по выбору необходимых инструментов, определению признаков неправильного зазора в клапанах, пошаговые инструкции по установке нужного зазора для каждого клапана с необходимыми пояснениями. Также в статье даны советы по профилактическому обслуживанию клапанного механизма и замене расходных материалов для обеспечения его надежной долговечной работы.
1. Подготовка к регулировке клапанов
Прежде чем приступить к регулировке клапанов на ВАЗ 2105, нужно подготовиться.
Регулировку клапанов лучше всего проводить на холодном двигателе. Это позволит более точно настроить зазор.
Для регулировки потребуются следующие инструменты:
- Набор рожковых ключей 8, 10, 13, 17
- Плоский щуп 0,15 мм
- Свечной ключ
- Ключ для проворачивания коленвала
Порядок подготовки ВАЗ 2105 к регулировке:
- Дать двигателю полностью остыть
- Снять корпус воздушного фильтра
- Снять крышку клапанов
- Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня ГРМ
Перед началом работ убедитесь в наличии всех необходимых инструментов и достаточном освещении. Работайте в защитных перчатках во избежание травм.
2. Определение необходимости регулировки
Как определить, что на ВАЗ 2105 требуется регулировка клапанов?
Основные признаки:
- Посторонние стуки в верхней части двигателя
- Падение мощности и приемистости
- Повышенный расход топлива
Эти симптомы свидетельствуют о неправильном зазоре в клапанах. Уменьшенный зазор приводит к прогару клапанов и падению компрессии. Увеличенный - нарушает наполнение цилиндров топливом.
Для водителей с опытом рекомендуется проверять зазор через каждые 25 000 км пробега. Для начинающих - через каждые 10 000-15 000 км.
3. Порядок регулировки зазора клапанов
Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2105:
- Установить поршень 4го цилиндра в ВМТ такта сжатия
- Проверить и отрегулировать зазоры на 6м и 8м клапанах
- Поворот коленвала на 180° - 2ой цилиндр
- Проверка и регулировка 4го и 7го клапанов
- Поворот на 180° - 1ый цилиндр
- Регулировка 1го и 3го клапанов
- Поворот на 180° - 3ий цилиндр
- Регулировка 2го и 5го клапанов
Для контроля зазора используется плоский щуп 0,15 мм. Он должен входить между деталями клапанного механизма с небольшим усилием.
При неправильном зазоре производится регулировка с помощью винта и контргайки каждого клапана. После регулировки проверяется легкость хода клапанов.
Таким образом по порядку регулируются все 8 клапанов двигателя ВАЗ 2105.
4. Рекомендации по регулировке зазора между клапаном и цилиндром
Для более точной регулировки рекомендуется использовать щуп определенной толщины в зависимости от температуры двигателя:
- на холодном двигателе - 0,15 мм
- на прогретом двигателе - 0,20 мм
Щуп вставляется между верхней частью клапана и цилиндром. Он должен проходить с небольшим усилием, не "проваливаясь" и не "закусываясь".
5. Особенности регулировки при замене карбюратора на инжектор
При замене карбюратора на инжектор на ВАЗ 2105 процедура регулировки клапанов ВАЗ 2105 (инжектор) имеет ряд особенностей:
- Работа проводится только на полностью прогретом двигателе
- Применяется щуп толщиной 0,20 мм
- Требуется более высокая точность регулировки
6. Возможные ошибки при регулировке
Чтобы избежать ошибок, важно строго следовать порядку по цилиндрам и клапанам. Нельзя пропускать этапы регулировки.
Также распространенные ошибки:
- Недостаточно прочная затяжка контргайки
- Слишком сильная затяжка регулировочного болта и повреждение клапана
По завершении регулировки обязательно проверьте легкость хода всех клапанов!
7. Критерии качества регулировки
Признаки качественно проведенной регулировки клапанов на ВАЗ 2105 с карбюратором:
- Плавный холостой ход, стабильные обороты
- Отсутствие посторонних шумов из-под крышки клапанов
- Восстановление динамики и приемистости двигателя
После регулировки рекомендуется провести тестовую поездку. Если проблемы сохраняются - возможно, требуется более сложный ремонт клапанного механизма.
8. Профилактическое обслуживание клапанов
Для предотвращения проблем с клапанами рекомендуется проводить их профилактическое обслуживание каждые 10 000 км пробега:
- Проверка и регулировка тепловых зазоров
- Проверка герметичности клапанов с помощью течеискателя
- Очистка клапанов от нагара
- Проверка износа фасок клапанов
Это позволит предотвратить более серьезные поломки клапанного механизма в будущем.
9. Замена масла в двигателе
При регулировке клапанов также рекомендуется замена масла в двигателе ВАЗ 2105. Это позволит очистить систему смазки от возможных загрязнений, попавших при разборке-сборке.
10. Ресурс клапанного механизма
При регулярном профилактическом обслуживании ресурс клапанов ВАЗ 2105 с карбюратором может достигать 80 000 км. С инжектором ресурс выше и составляет 100 000 - 120 000 км.
При большом пробеге автомобиля клапана подвергаются износу. В этом случае может потребоваться их замена или ремонт (шлифовка).
11. Ремонт клапанного механизма
Помимо регулировки, со временем могут потребоваться более сложные процедуры восстановления работоспособности клапанов, такие как:
- Замена седел, направляющих клапанов
- Устранение прогаров или трещин в клапанах
- Шлифовка рабочих фасок клапанов
12. Выбор моторного масла
Правильный подбор моторного масла также важен для надежной работы клапанного механизма ВАЗ 2105. Рекомендуется использовать всесезонные масла классов SAE 10W-40 или 10W-30 с хорошими моюще-диспергирующими свойствами.
Некачественное или не соответствующее сезону масло приводит к отложениям нагара на деталях цилиндро-поршневой группы, в том числе на клапанах. Это ускоряет их износ.
13. Фильтры на ВАЗ 2105
Состояние фильтров (воздушного, топливного, масляного) напрямую влияет на чистоту процессов в цилиндрах и состояние клапанов. Регулярная своевременная замена фильтров - обязательное условие долговечности клапанного механизма.
Фильтр | Периодичность замены |
Воздушный | 10 000 км |
Топливный | 20 000 км |
Масляный | 5 000 км |
14. Альтернативы клапанному механизму
На смену клапанному механизму постепенно приходит более современная система регулирования фаз газораспределения. Она представляет собой комплекс датчиков, исполнительных механизмов и управляющего блока.
Такая система позволяет оптимизировать рабочий процесс в цилиндрах и снижает износ деталей в несколько раз. Однако ее стоимость пока остается достаточно высокой.