Как натянуть ремень ГРМ: важные нюансы и правила

Неправильное натяжение ремня газораспределительного механизма - одна из самых распространенных причин поломки двигателя. Узнайте в этой статье, как избежать дорогостоящего ремонта и продлить жизнь вашему автомобилю.

Основные функции и принцип работы ремня ГРМ

Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) играет ключевую роль в работе двигателя вашего автомобиля. От его исправности и правильного натяжения зависит бесперебойная подача топливно-воздушной смеси в цилиндры и эффективное сгорание.

Ремень ГРМ связывает в единую систему распределительный и коленчатый валы, обеспечивая согласованность в их работе.

Благодаря этой связи открытие и закрытие клапанов происходит строго по тактам работы поршней, поочередно впуская и выпуская газы. Если эту взаимосвязь нарушить, двигатель быстро выйдет из строя.

  • При ослаблении натяжения начинаются пропуски зажигания, двигатель работает с перебоями.
  • При разрыве ремня клапана могут заедать в поршне, все это приводит к дорогому ремонту.

Поэтому очень важно знать как натянуть ремень ГРМ правильно и контролировать его состояние при эксплуатации автомобиля.

Как определить оптимальное натяжение

Чтобы оценить уровень натяжения ремня ГРМ, достаточно простого визуального осмотра и нескольких практических действий:

  1. При оптимальном натяжении ремень проворачивается с небольшим, но ощутимым сопротивлением.
  2. При слабом натяжении ремень легко прокручивается пальцами без усилий.
  3. Если ремень перетянут , его практически невозможно сдвинуть с места.

Также можно воспользоваться специальным динамометром, измеряющим усилие, и таблицами стандартных параметров для конкретной марки автомобиля.

Изношенный ремень ГРМ снят с механизма

Признаки недостаточного натяжения ремня ГРМ

Если вовремя не натянуть ремень ГРМ и не заменить его на новый, появляется множество косвенных признаков, указывающих на проблему:

  • Характерный свист или вой из моторного отсека
  • Пропуски запуска двигателя, трудный холодный пуск
  • Повышенная вибрация на холостых оборотах
  • Увеличенный расход топлива

Эти симптомы наблюдаются на многих автомобилях, в том числе ВАЗ, Audi, BMW, Renault и других.

Игнорирование проблемы грозит поломкой двигателя, загибом клапанов, аварией на дороге и крупными затратами на ремонт!
Поврежденные зубья ремня ГРМ

Пошаговая инструкция по натяжке ремня ГРМ

Рассмотрим подробную последовательность действий, чтобы самостоятельно правильно натянуть ремень ГРМ. Потребуются такие инструменты:

  • Специальный регулировочный ключ для натяжителя
  • Динамометрический ключ (желательно)
  • Набор рожковых ключей
  1. Установить автомобиль на стояночный тормоз, под колеса положить упоры
  2. Отключить клемму от аккумулятора во избежание короткого замыкания
  3. Открутить крепежные болты и снять крышку ГРМ

Дальнейшие действия зависят от особенностей конструкции вашего двигателя, но общий подход такой:

  1. Определить расположение натяжителя и ослабить его
  2. Снять и осмотреть старый ремень ГРМ, при необходимости заменить
  3. Установить и натянуть ремень ГРМ регулировочным ключом
  4. Прокрутить коленвал и проверить работу
  5. Закрыть крышкой, подключить аккумулятор

Все работы желательно проводить с подъемником или на смотровой яме, это обеспечит лучший доступ к механизму ГРМ.

Как натянуть ремень ГРМ на автомобилях ВАЗ

Рассмотрим пример для автолюбителей, владеющих отечественными моделями ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и т.п.

  1. Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ и совместить метки на шкивах
  2. Ослабить болт натяжителя и завернуть его до отказа против часовой стрелки
  3. Рычагом или отверткой довернуть натяжитель и одеть ремень
  4. Медленно ослабляя натяжитель, добиться нужного натяжения
  5. Завернуть ослабленный болт натяжителя

Придерживаясь этого алгоритма, можно быстро и качественно выполнить регулировку привода ГРМ ВАЗ самостоятельно.

Регулярность замены и осмотра ремня ГРМ

Даже при аккуратной эксплуатации и соблюдении правил натяжения, ресурс ремня ГРМ ограничен. Со временем материал утрачивает эластичность, появляются микротрещины.

Большинство производителей рекомендуют замену ремня ГРМ каждые 60-100 тысяч километров пробега. Но в реальности срок службы может отличаться:

  • При бережном вождении на хороших дорогах - до 150 тысяч км
  • В тяжелых условиях города или бездорожья - от 30 до 50 тысяч км

Поэтому в дополнение к периодической замене важен регулярный осмотр. К примеру, на отечественных автомобилях ВАЗ осматривать состояние натянутого ремня ГРМ рекомендуется каждые 10-15 тысяч километров пробега.

Внешние признаки необходимости замены

Помимо календарного срока службы, на неисправность указывает внешний вид:

  • Выцветание, потеря эластичности, растрескивание по краям
  • Замасливание ремня изнутри (признак износа уплотнений)
  • Неровная текстура, отсутствие отдельных зубьев

При обнаружении подобных дефектов дальнейшая эксплуатация опасна - замена обязательна во избежание поломки ГРМ!

Частые вопросы по натяжке и эксплуатации ремня ГРМ

Рассмотрим несколько популярных вопросов от автовладельцев про правильно натянутый ремень ГРМ:

Можно ли натягивать старый ремень или обязательна замена?

Категорически не рекомендуется использовать старый, вытянутый или поврежденный ремень. При ослаблении он растягивается необратимо. Даже сильно натянув такой ремень, быстро появится просадка и проблемы с натяжением.

Как быть, если нет специального ключа для натяжки?

В аварийной ситуации подойдет обычный рожковый ключ нужного размера. Но работать придется с осторожностью, постоянно контролируя уровень натяжения, чтобы не перетянуть.

Нужно ли менять ролики вместе с ремнем?

Ролики значительно долговечнее самого ремня. Но имеет смысл поменять комплект - новый ремень будет значительно дольше сохранять нужное натяжение.

Рекомендации по увеличению срока службы ремня ГРМ

Чтобы Ваш ремень ГРМ как можно дольше оставался натянутым и исправным, придерживайтесь нескольких рекомендаций:

  • Своевременно меняйте моторное масло и другие эксплуатационные жидкости - разложившиеся продукты портят резину
  • Выбирайте бензин высокого качества - присадки помогают уменьшить износ деталей
  • Соблюдайте осторожный стиль вождения, не допускайте резких разгонов и торможений

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.