Неправильное натяжение ремня газораспределительного механизма - одна из самых распространенных причин поломки двигателя. Узнайте в этой статье, как избежать дорогостоящего ремонта и продлить жизнь вашему автомобилю.
Основные функции и принцип работы ремня ГРМ
Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) играет ключевую роль в работе двигателя вашего автомобиля. От его исправности и правильного натяжения зависит бесперебойная подача топливно-воздушной смеси в цилиндры и эффективное сгорание.
Ремень ГРМ связывает в единую систему распределительный и коленчатый валы, обеспечивая согласованность в их работе.
Благодаря этой связи открытие и закрытие клапанов происходит строго по тактам работы поршней, поочередно впуская и выпуская газы. Если эту взаимосвязь нарушить, двигатель быстро выйдет из строя.
- При ослаблении натяжения начинаются пропуски зажигания, двигатель работает с перебоями.
- При разрыве ремня клапана могут заедать в поршне, все это приводит к дорогому ремонту.
Поэтому очень важно знать как натянуть ремень ГРМ правильно и контролировать его состояние при эксплуатации автомобиля.
Как определить оптимальное натяжение
Чтобы оценить уровень натяжения ремня ГРМ, достаточно простого визуального осмотра и нескольких практических действий:
- При оптимальном натяжении ремень проворачивается с небольшим, но ощутимым сопротивлением.
- При слабом натяжении ремень легко прокручивается пальцами без усилий.
- Если ремень перетянут , его практически невозможно сдвинуть с места.
Также можно воспользоваться специальным динамометром, измеряющим усилие, и таблицами стандартных параметров для конкретной марки автомобиля.
Признаки недостаточного натяжения ремня ГРМ
Если вовремя не натянуть ремень ГРМ и не заменить его на новый, появляется множество косвенных признаков, указывающих на проблему:
- Характерный свист или вой из моторного отсека
- Пропуски запуска двигателя, трудный холодный пуск
- Повышенная вибрация на холостых оборотах
- Увеличенный расход топлива
Эти симптомы наблюдаются на многих автомобилях, в том числе ВАЗ, Audi, BMW, Renault и других.
Игнорирование проблемы грозит поломкой двигателя, загибом клапанов, аварией на дороге и крупными затратами на ремонт!
Пошаговая инструкция по натяжке ремня ГРМ
Рассмотрим подробную последовательность действий, чтобы самостоятельно правильно натянуть ремень ГРМ. Потребуются такие инструменты:
- Специальный регулировочный ключ для натяжителя
- Динамометрический ключ (желательно)
- Набор рожковых ключей
- Установить автомобиль на стояночный тормоз, под колеса положить упоры
- Отключить клемму от аккумулятора во избежание короткого замыкания
- Открутить крепежные болты и снять крышку ГРМ
Дальнейшие действия зависят от особенностей конструкции вашего двигателя, но общий подход такой:
- Определить расположение натяжителя и ослабить его
- Снять и осмотреть старый ремень ГРМ, при необходимости заменить
- Установить и натянуть ремень ГРМ регулировочным ключом
- Прокрутить коленвал и проверить работу
- Закрыть крышкой, подключить аккумулятор
Все работы желательно проводить с подъемником или на смотровой яме, это обеспечит лучший доступ к механизму ГРМ.
Как натянуть ремень ГРМ на автомобилях ВАЗ
Рассмотрим пример для автолюбителей, владеющих отечественными моделями ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и т.п.
- Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ и совместить метки на шкивах
- Ослабить болт натяжителя и завернуть его до отказа против часовой стрелки
- Рычагом или отверткой довернуть натяжитель и одеть ремень
- Медленно ослабляя натяжитель, добиться нужного натяжения
- Завернуть ослабленный болт натяжителя
Придерживаясь этого алгоритма, можно быстро и качественно выполнить регулировку привода ГРМ ВАЗ самостоятельно.
Регулярность замены и осмотра ремня ГРМ
Даже при аккуратной эксплуатации и соблюдении правил натяжения, ресурс ремня ГРМ ограничен. Со временем материал утрачивает эластичность, появляются микротрещины.
Большинство производителей рекомендуют замену ремня ГРМ каждые 60-100 тысяч километров пробега. Но в реальности срок службы может отличаться:
- При бережном вождении на хороших дорогах - до 150 тысяч км
- В тяжелых условиях города или бездорожья - от 30 до 50 тысяч км
Поэтому в дополнение к периодической замене важен регулярный осмотр. К примеру, на отечественных автомобилях ВАЗ осматривать состояние натянутого ремня ГРМ рекомендуется каждые 10-15 тысяч километров пробега.
Внешние признаки необходимости замены
Помимо календарного срока службы, на неисправность указывает внешний вид:
- Выцветание, потеря эластичности, растрескивание по краям
- Замасливание ремня изнутри (признак износа уплотнений)
- Неровная текстура, отсутствие отдельных зубьев
При обнаружении подобных дефектов дальнейшая эксплуатация опасна - замена обязательна во избежание поломки ГРМ!
Частые вопросы по натяжке и эксплуатации ремня ГРМ
Рассмотрим несколько популярных вопросов от автовладельцев про правильно натянутый ремень ГРМ:
Можно ли натягивать старый ремень или обязательна замена?
Категорически не рекомендуется использовать старый, вытянутый или поврежденный ремень. При ослаблении он растягивается необратимо. Даже сильно натянув такой ремень, быстро появится просадка и проблемы с натяжением.
Как быть, если нет специального ключа для натяжки?
В аварийной ситуации подойдет обычный рожковый ключ нужного размера. Но работать придется с осторожностью, постоянно контролируя уровень натяжения, чтобы не перетянуть.
Нужно ли менять ролики вместе с ремнем?
Ролики значительно долговечнее самого ремня. Но имеет смысл поменять комплект - новый ремень будет значительно дольше сохранять нужное натяжение.
Рекомендации по увеличению срока службы ремня ГРМ
Чтобы Ваш ремень ГРМ как можно дольше оставался натянутым и исправным, придерживайтесь нескольких рекомендаций:
- Своевременно меняйте моторное масло и другие эксплуатационные жидкости - разложившиеся продукты портят резину
- Выбирайте бензин высокого качества - присадки помогают уменьшить износ деталей
- Соблюдайте осторожный стиль вождения, не допускайте резких разгонов и торможений