ВАЗ 2109 полный привод - легендарный внедорожник советских времен

Легендарный отечественный внедорожник - неприхотливый и надежный автомобиль мечты для активного отдыха. Полноприводная "девятка" сочетает в себе проходимость, ремонтопригодность, запчасти от массовой модели и доступную цену.

История создания ВАЗ 2109 полный привод

В середине 90-х годов на АвтоВАЗе шли эксперименты по созданию необычных автомобилей. Один из таких проектов - ВАЗ 2109-34 или Лада Тарзан. Это полноприводный внедорожник на базе "девятки", разработанный в 1997 году.

Прототип Тарзан разработан в 1997 году инженером Сергеем Тарасовым. В 1998 году проект заинтересовал фирму "Лада Консул". Было принято решение о мелкосерийном производстве модели для изучения спроса.

По сути, Тарзан - это гибрид кузова седана ВАЗ-2109 и ходовой части внедорожника ВАЗ 2121 Нива. Конструкторы решили, что это хорошая идея для создания доступного полноприводного автомобиля. Однако необычный дизайн вызвал вопросы у потенциальных покупателей.

Конструктивные особенности ВАЗ 2109 4x4 Тарзан

Чтобы приспособить кузов "девятки" для установки на раму Нивы, пришлось увеличить колесную базу на 260 мм. Также использовали:

  • специальные прокладки между кузовом и рамой
  • удлиненные карданные валы
  • пластиковые накладки в зазорах

От Нивы новая машина унаследовала трансмиссию - 5-ступенчатую "механику", а также бензиновые моторы 1.6 и 1.7 литра мощностью 80-85 л.с. Внедорожные качества обеспечивались за счет дорожного просвета в 220 мм. В то же время из-за конструктивных особенностей ВАЗ 2109 полный привод отличался достаточно жестким рулевым управлением. Аскетичный салон без излишеств тоже больше напоминал Ниву, чем привычную "девятку".

Причины провала модели на рынке

Несмотря на интерес к новинке в 1998 году, модель так и не смогла завоевать спрос у массового потребителя. Причин тому было несколько:

  1. Непонятное для покупателя позиционирование ВАЗ 2109 4x4. Не ясно, зачем переделывать привычный седан в посредственный внедорожник, когда есть оригинальная ВАЗ 2109 цена которой ниже.
  2. Высокая цена полноприводной "девятки", примерно в 1,5-2 раза дороже базовой модели.
  3. Конкуренция с более дешевыми импортными внедорожниками, хлынувшими в Россию в 90-е годы.
ваз 2109 полный привод

В итоге, в 2003 году компания приняла решение остановить производство модели ВАЗ 2109 полный привод.

RED DRIVE2: тюнинговый ВАЗ 2109 4x4

Оригинальный полноприводный Тарзан оказался коммерчески неудачным проектом АвтоВАЗа. Однако спустя 10 лет идея нашла продолжение в тюнинг-ателье RED DRIVE2 из Тольятти. В 2010 году здесь создали свой вариант ВАЗ 2109 полный привод с завода с 250-сильным мотором Toyota 3SGE, разгоняющим "девятку" за 3,5 секунды до 100 км/ч.

Машину мы сделали в 2010 году, за 6 лет до аналогов. Полный привод, 100 км/ч за 3,5 секунды.

К сожалению, информации о дальнейшей судьбе этого экстремального автомобиля обнаружить не удалось. Возможно, со временем удастся разыскать данный экземпляр ВАЗ 2109 полный привод и узнать, находится ли он до сих пор в рабочем состоянии.

Подвеска и трансмиссия полноприводной "девятки"

Ходовая часть ВАЗ 2109 полный привод во многом повторяет решения Нивы. Так, в качестве заднего моста в упомянутом выше проекте RED DRIVE2 использовался агрегат от Volkswagen Golf Syncro. Отечественные аналоги взяли за основу приводы от грузового ГАЗ-66. Карданная передача собиралась из двух спаренных приводов серийной "девятки".

Такое техническое решение отличается простотой и ремонтопригодностью даже в условиях сельской мастерской. Запчасти к подвеске и трансмиссии найти несложно, поскольку в основном задействованы узлы массовых моделей ВАЗ.

ваз 2109 полный привод

"Виктория" - еще одна полноприводная версия на базе ВАЗ

Помимо опытных образцов АвтоВАЗа, в 1990-е годы предпринимались и частные попытки создания доступных отечественных полноприводников. Так, в 1996 году тольяттинская фирма "Металлик Квадро" начала выпуск модели ВАЗ 21099 под названием "Виктория".

В основу машины легла ходовая часть от Volkswagen Golf Syncro. Внешне автомобиль практически не отличался от базовой модели, разве что небольшими шильдиками. За счет полного привода "Виктория" значительно превосходила обычную "десятку" по проходимости. Однако высокая цена по сравнению с исходной машиной ограничила спрос.

Модификации полноприводной "девятки" от энтузиастов

Некоторые автолюбители пробуют самостоятельно переделывать имеющуюся ВАЗ 2109 в полноприводный вариант. Среди распространенных вариантов модернизации:

  • Установка более мощных моторов - "девятки" классик, славили, самара и другие
  • Замена 4-ступенчатой коробки передач на 5-ти или 6-ти ступенчатую
  • Усиление подвески установкой пружин и амортизаторов от Нивы или внедорожников UAZ, ГАЗ

Опытные владельцы ВАЗ 2109 4x4 делятся советами по оптимальному тюнингу "девятки" с сохранением ее легендарной надежности.

Где купить ВАЗ 2109 полный привод

Найти готовый вариант полноприводной "девятки" на вторичном рынке - задача не из легких. Подержанные ВАЗ 2109 4x4 предлагаются крайне редко по цене от 50 000 рублей за экземпляр. Более реальный вариант - заказать переделку имеющегося автомобиля у специалистов. Стоимость работы по модернизации в полноприводной внедорожник обойдется ориентировочно от 30 000 рублей в зависимости от конфигурации и объема.

Перспективы возрождения легенды

Несмотря на неудачу "Тарзана" в 1990-е годы, идея бюджетного отечественного полноприводника жива и сейчас. Энтузиасты и небольшие мастерские могут удовлетворить единичный спрос на ВАЗ 2109 4x4. А вот масштабное возрождение такой модели пока под вопросом - сегодня российский автопром движется в ином направлении развития.

Сравнение ВАЗ 2109 4x4 с другими полноприводными автомобилями

Как показал анализ, основными недостатками опытной модели Тарзан стали высокая цена и сомнительная привлекательность для массового покупателя. Давайте сравним характеристики ВАЗ 2109 полный привод с популярными полноприводными автомобилям на российском рынке того периода.

Модель ВАЗ 2109 4x4 UAZ Patriot ВАЗ 21214 Нива
Год выпуска 1997 1997 1995
Мощность, л.с. 80 84 80
Клиренс, мм 220 200 200

Как видно из таблицы, по основным техническим характеристикам опытный образец Тарзан сопоставим с конкурентами. А если учесть более высокую стоимость и худший дизайн ВАЗ 2109 полный привод, выбор покупателей становится понятен.

Плюсы и минусы ВАЗ 2109 4x4

Давайте также выделим основные достоинства и недостатки полноприводной "девятки" в сравнении с типичными внедорожниками того периода:

  • Плюсы:
  • Проходимость не хуже Нивы или UAZ Patriot
  • Запчасти и ремонтопригодность как у массовой "девятки"
  • Лучшая по сравнению с Нивой управляемость на дороге
  • Минусы:
  • Неудачный дизайн
  • Относительно высокая цена
  • Жесткая рамная подвеска

Перспективы модели с учетом недостатков

Чтобы сделать ВАЗ 2109 4x4 привлекательнее для массового покупателя, стоило бы сконцентрироваться на следующих аспектах:

  1. Улучшить дизайн, приблизив внешний вид к оригинальной "девятке"
  2. Снизить цену за счет мелкосерийного производства на мощностях АвтоВАЗа
  3. Проработать подвеску, сделав ее чуть мягче не в ущерб проходимости

При такой доработке у ВАЗ 2109 полный привод появился бы шанс стать популярной бюджетной альтернативой импортным полноприводникам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.