Месторождение имени Владимира Филановского - сенсационное открытие 2005 года в Северном Каспии. Как ЛУКОЙЛ нашел здесь 220 млн тонн "черного золота"? Чем знаменита первая скважина и что сейчас на этом гигантском шельфовом проекте? Узнайте подробную историю Филановского - крупнейшего из российских морских месторождений.
Предыстория поисков на Северном Каспии
Выход ЛУКОЙЛа на Каспийский шельф в 1995 году, когда основные сибирские месторождения были еще полны запасов, может показаться странным. Однако руководство компании приняло это рискованное решение, учитывая высокий потенциал обнаружения значительных запасов углеводородов в малоизученной акватории.
Акватория Северного Каспия была на тот момент слабо изучена, однако вероятность обнаружения значительных запасов углеводородов оценивалась специалистами как высокая.
Первые геологоразведочные работы в 1990-х годах велись в уникальных условиях Каспийского моря и потребовали разработки новых технологий. Усилия окупились в 2000 году, когда ЛУКОЙЛ обнаружил месторождение имени Юрия Корчагина с запасами порядка 200 млн тонн нефти. Началась разработка инфраструктуры и подготовка к промышленной добыче.
Однако успех на Корчагинском был недостаточен. Для рентабельности проектов ЛУКОЙЛа на Каспии требовались новые крупные открытия.
"Черное золото" под дном Каспия
Триумфальное открытие Филановского месторождения в 2005 году превзошло все ожидания. Первая разведочная скважина показала феноменальный дебит 800 тонн нефти в сутки! Это означало наличие уникальных по свойствам пластов-коллекторов.
Оценка извлекаемых запасов нового месторождения составила 220 млн тонн "черного золота" и 30 млрд кубометров газа. По совокупности параметров это была сенсация мирового масштаба - крупнейшее открытие в России за последнюю четверть века. Ничего подобного в отечественной постсоветской истории освоения недр не случалось.
Месторождение было решено назвать именем Владимира Юрьевича Филановского в знак признания его выдающегося вклада в развитие нефтяной отрасли СССР. В 1965-1969 годах Филановский руководил созданием инфраструктуры уникального Самотлорского месторождения в Западной Сибири - опыт поистине бесценный для освоения подобных гигантов на шельфе.
После сенсационного открытия Филановского перед ЛУКОЙЛом открылись совершенно новые перспективы на Каспии. Теперь разработка месторождений этого моря имела полный экономический смысл.
"Филановское": строительство инфраструктуры
Первоначально планировалось ввести Филановское месторождение в эксплуатацию в 2012 году. Однако мировой финансовый кризис вынудил отложить реализацию проекта. Лишь в 2011 году ЛУКОЙЛ активизировал подготовку, подписав контракты с российскими подрядчиками.
- Изготовление морских сооружений было поручено судоверфям Астраханской области.
- Проектирование различных объектов распределили между ведущими инжиниринговыми компаниями.
Обустройство Филановского месторождения велось в три очереди. В состав первой очереди вошли:
- Ледостойкая стационарная платформа (ЛСП)
- Платформа жилого модуля
- Райзерный блок
- Центральная технологическая платформа (ЦТП)
На проекте применялся целый комплекс инноваций:
- горизонтальное направленное бурение скважин;
- внедрение "интеллектуального месторождения";
- соблюдение жестких требований стандарта NORSOK.
31 октября 2016 года состоялся торжественный пуск первой очереди обустройства Филановского месторождения и начало промышленной добычи. К 2018 году удалось выйти на проектный уровень добычи в 6 млн тонн нефти в год. Попутный газ используется для нужд нефтехимического комплекса "Ставролен", а "черное золото" экспортируется по системе Каспийского Трубопроводного Консорциума.
В ближайшие годы планируется запустить вторую и третью очереди месторождения, а также подключить к его инфраструктуре соседние проекты ЛУКОЙЛа.
Вторая очередь обустройства
Вторая очередь обустройства Филановского месторождения стартовала летом 2017 года. Она включает в себя сооружение Морской Ледостойкой Платформы No 2 (МЛСП-2) и еще одной Платформы Жилого Модуля.
На МЛСП-2 располагается буровой комплекс, предназначенный для бурения 15 наклонно-направленных скважин, из которых 9 - добывающие и 6 - нагнетательные. Глубина горизонтальных участков этих скважин достигает полутора километров.